Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С уважением, С.А. Смирнова



2016-01-02 518 Обсуждений (0)
С уважением, С.А. Смирнова 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

по дисциплине «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование»

для студентов профиля «Русский язык»

(2015-2016 уч. гг.)

 

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Выделите аффиксальные морфемы, укажите их функции, установите значение, конкретизируйте его.

Образец выполнения: завод-ищ- е.

1) -е- – функция флексии – реляционная (=словоизменительная); значение – им. п., ед.ч, ср.р. имени сущ.,

2) -ищ- – функция суффикса – деривационная (=словообразовательная); значение – «увеличительность».

Методические рекомендации. При выполнении данного задания обращайтесь к материалам следующего учебника: Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Флинта, 2005.

Задание 2. Охарактеризуйте значение корня. Докажите свою точку зрения.

Образец выполнения.

нора – корень выражает предметное значение (производящее слово);

полюблю – корень выражает процессуальное значение (полюблю – форма глагола полюбить, образованная от глагола любить);

по-иному − корень выражает признаковое значение (наречие по-иному образовано от местоимения иной);

волкодав – первый корень (-волк-) выражает предметное значение (производящее слово волк); второй корень (-дав-)выражает процессуальное (существительное образовано от глагола давить);

привычка − корень выражает процессуальное значение (имя существительное образовано от глагола привыкать).

Задание 3. У всех аффиксов установите алломорфы и варианты.

Образец выполнения. за-блест'-е-л-Ø

(1) нулевая флексия имеет значение ед.ч., м.р.; алломорфов и вариантов не имеет;

(2) суффикс -л- имеет значение прошедшего времени, имеет алломорф -л'- (заблестели);

(3) суффикс -е- указывает на 2 спряжение значение; алломорфов и вариантов не имеет;

(4) префикс за- выражает значение начинательности и сов. вида; алломорфов и вариантов не имеет;

(5) корень выражает процессуальное значение; имеет алломорфы -блест'-//-блист-//

-блеск-//-блеск'-//-блес-//-блёст- (заблестел заблистали блеск – поблескивать – блеснуть – блестки)

Задание 4. Охарактеризуйте основы.

Образец выполнения.

котенок-Ø: основа с предметным значением, по структуре – простая, непрерывистая, нечленимая, по функции и значению – грамматическая (словоизменительная), лексическая (производная (← кот), производящая (котеночек));

расплавилØся: основа с процессуальным значением, по структуре – простая, прерывистая, членимая (свободный корень + регулярные аффиксы), по функции и значению – грамматическая (словоизменительная).

Раздел «Морфонология»

Задание. Выявите и охарактеризуйте морфонологические процессы в словах и словоформах.

артек(ов)ский Артек – интерфиксация

купчиха купец – чередования п//п', Ø//е, ч//ц

таксист такси – наложение конечной гласной основы и суффикса -ист- ═> ист

чтец читать – усечение производящей основы (звука а), чередование Ø//и

 

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Установите мотивирующие слова и производящие основы для указанных слов.Охарактеризуйте мотивацию.Выделите формант и укажите его словообразовательное значение.

Образец выполнения.

неизбежно – ‘то же, что неизбежное’ (мотивация полная, единственная)

неизбежнонеизбежный + -о- ; словообразовательное значение суффиксального форманта – ‘добавочный признак’.

Задание 2. Выявите слова с производной основой, установите их словообразовательный тип.

Образец выполнения. кривляние ← кривляться + -ни[j]-

Характеристика СТ: от основы с процессуальным значение при помощи суффиксального форманта -ни[й]- с отвлеченным значением образовано имя существительное; аналогичные образования: терпение, восклицание и под.

 

Наш список , в соответствии с ним выб. № варианта:

1.Белоус М.

2.Васильевская О.

3.Зимина Р.

4.Медведева И.

5.Насекина О.

6.Пермякова У.

7.Рудик О.

8.Ручковсеая С.

9.Широкая Е.


Варианты контрольной работы

 

Вариант №1

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Укушенный (прич.), принимался, салфетки, увлеченно, вежливо, пенек.

Задание 2. Вибрация, трубочист, озеро, закипевшую, длинный, заезд.

Задание 3. Увлечение, подремывая, подстилка, пыльно.

Задание 4. Таксист, попрекать, смеются, голос, по-летнему.

Раздел «Морфонология»

Задание. Белеть, погорелец, повариха, выполнение, новизна, резко, певун.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Красиво, кто-либо, откорм, отшутиться, быстрорастворимый, ВДНХ, кормушка, сердцеедка.

Задание 2. Несамостоятельность, орошение, пальтовая, гаишник, зелень.

 

Вариант №2

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Намерзало, искупят, глухонемые, домина, бумажки, умываться.

Задание 2. Загробные, розовые, мышеловка, когтист, тучка, мостовая.

Задание 3. Таксист, смеются, вбежала, по-летнему.

Задание 4. Измени, судоверфь, гиганты, вымытый, хохотунья.

Раздел «Морфонология»

Задание. Вышколить, погорелец, социалка, диктовка, кофейник, корочный, модистка.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Промбанк, по-твоему, попридержать, преднепровский, раскраска, невеститься, ЗАГС, помреж.

Задание 2. Приуныть, бойко, по-юношески, лисий, работник.

 

Вариант №3

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Наметился, ночничок, изученные (прич.), млея, пышно, величайшая.

Задание 2. Мерещится, колпачок, осинка, испачкаться, смеется, радиосигнал.

Задание 3. Неразбериха, газ, орошение, пальтовая.

Задание 4. Подземелье, краснолицый, краник, прочитанный, сжать.

Раздел «Морфонология»

Задание. Пробег, кофейня, новь, брожение, ялтинский, скиталец, топорище.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Историк, по-городскому, усомниться, госплан, древнерусский, невеститься, землеройка, шоп-тур.

Задание 2. Надменно, по-лисьи, прыжок, смельчак, поболеть.

 

Вариант №4

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Знойно-голубое, смолистым, жарче (нареч.), детство, замлеет.

Задание 2. Очнуться, варка, аметисты, выпукло-вогнутый, облепили, колпак.

Задание 3. Прыжка, следователь, изменились, умнейший.

Задание 4. Газоснабжение, читалка, свой, звездный, палаточная.

Раздел «Морфонология»

Задание. Ускорение, чепчик, крикун, тбилисский, купейный, дороженька, плевый.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Второкурсник, ловля, Демроссия, первоисточник, безработица, раскаркаться, краснолицый, госзаказ.

Задание 2. Безветренный, поверье, какой-то, по-доброму, тишь.

 

Вариант №5

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Набегают, рассыпаясь, сумрак, картина, разукрашенная, белоснежный.

Задание 2. Высунул, шарик, трение, желток, чайник, пятьдесят.

Задание 3. Лодчонка, баловень, осмелится, морщинистый.

Задание 4. Пирожок, увеличивает, клубочек, умнее, спуск.

Раздел «Морфонология»

Задание. Жилец, эпический, вождение, зайчишка, полочка, бакинский, ссориться.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. ЛДПР, прибрежный, расщедриться, штрафануть, кривизна, Госдума, несбыточный.

Задание 2. Юнец, побледнеть, социалка, соломинка, кожаный.

 


Вариант №6

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Загораясь, упруго, зеркало, умнейший, замирающее, морщиниста.

Задание 2. Мышеловка, подкравшийся, хлебоуборочный, медный, искра, изменилась.

Задание 3. Светлее, враждебность, дрогнувший, ангелочек.

Задание 4. Вернее, царственный, чувствую, образуйте, носоглотка.

Раздел «Морфонология»

Задание. Безумец, погружение, сушить, княжеский, укорачивать, лягушонок, колпачек.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Святоша, ученый (сущ.), выровнять, недокормить, топорище, коркорезка, жилец.

Задание 2. Страшно, секретничать, гитарист, репортаж, ветвиться.

 

Вариант №7

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Нелепо, прогрета, прильну, прибрежность, облокотиться, мышеловка.

Задание 2. Минуточка, чернобурка, белоснежность, заход, магнитофон, честолюбие.

Задание 3. Замирающий, закрытый, лодочный, безлюдный.

Задание 4. Двустволка, молчанием, Сашка, мрачноватый, горнист.

Раздел «Морфонология»

Задание. Мхатовский, тишина, птаха, судилище, чтение, кормилец, чилийский.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Пароварка, страдалец, подкорка, НХЛ, русско-немецкий, устно, начитаться.

Задание 2. Бледность, охотничий, трое, тройник, слушок.

 

Вариант №8

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Дыхалка, хлопкоуборочный, жилист, неожиданно, мелькнули, подозрение.

Задание 2. Настороженный, синь, воздвигла, листья, фляжка, колеблясь.

Задание 3. Разжалобился, киевлянин, срисовывая, круто.

Задание 4. Работавший, осветив, вдали, печь (сущ.), несутся.

Раздел «Морфонология»

Задание. Удивление, певучий, лиловатый, американский, тускнеть, ожог, смешинка.


Раздел «Словообразование»

Задание 1. Определение, нервный, молодка, стенгазета, расплата, куда-то, осовремениться.

Задание 2. Охлаждение, морской, неприметность, неспокойно.

Вариант №9

Раздел «Морфемика»

Задание 1. Скользкий, скрываются, жрец, железнодорожница, морю, влажный.

Задание 2.Знаю, веруй, сильнодействующий, смеяться, лосниться, знак.

Задание 3. Бескрылый, изуродовать, разграфите, ушко.

Задание 4. Выдвижение, приглядевшись, кухня, шелковистый, синее (прил.).

Раздел «Морфонология»

Задание. Смоленский, медвежонок, водянистый, солнышко, выход, брожение, низость.

Раздел «Словообразование»

Задание 1. Десятка, угрюмо, остеклить, дошкольник, ЦУМ, своевольничать, полчаса.

Задание 2. Водица, декольтировать, посетительница, засидеться, срыв.

Уважаемые студенты! Желаю всем удачи. Прошу не забывать, что у вас есть помощники: толковые и словообразовательные словари современного русского языка, учебники и учебные пособия по словообразованию.

С уважением, С.А. Смирнова.



2016-01-02 518 Обсуждений (0)
С уважением, С.А. Смирнова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С уважением, С.А. Смирнова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)