Кризис традиционных и национальных культур и жанров
Введение Одним из факторов, во многом определившим историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР). Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и коренным образом преобразовали всю человеческую жизнь. Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов. Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны. Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов. Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии. Ее характерной чертой выступало превращение науки в непосредственную производительную силу. Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции. Это означает, что наука в наше время превратилась в решающий фактор развития не только производства, но и всей общественной жизни, стала непосредственной производительной силой общества. Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый – с середины 40-х – 60-е гг., второй – с 70-х гг. и по настоящее время. НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д). К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников. На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения. В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства. Преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к так называемому «постиндустриальному обществу», для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре. Развитие образования. Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции. В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения. Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин. За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни. Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства. Развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий. Стремительное развитие науки, превращения ее в непосредственную производительную силу, что привело к повышению сложности и эффективности труда, в свою очередь, требует высококвалифицированных рабочих. Поэтому большое внимание в развитых странах уделяется развитию образования. Понятие «научно-техническая революция» кроме прочего включает в себя революционные изменения в подготовке кадров и во всей системе образования. Новая технология требует нового работника – более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим новшествам, высоко дисциплинированного, обладающего к тому же навыками коллективного труда, что является непременным требованием новых технических систем. В информационном обществе на базе современных технологий происходит непрерывное производство новых знаний, поэтому резко возросли требования к уровню образования и квалификации работников. Кроме того, происходит изменение характера отношений между людьми в процессе совместной производственной деятельности (например, вместо вертикальных связей, отношений долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии). Невиданная прежде скорость обновления информации привела к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Важнейшей тенденцией в развитии образования является компьютеризация процесса образования; использование новых современных технологий обучения. Одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, является проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базовой и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянной самостоятельной образовательной деятельности. Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов. Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Современный мир живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего все пять континентов. Именно с научно-технической революцией связаны известные под именем глобализации достижения, как в экономике, так и в социальной и общественно-политической жизни. Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. По мнению известного культуролога, М.Коридзе, глобализация – это то, что на протяжении веков в третьем мире мы называли колонизацией. Возможно, такая оценка исследователя может показаться слишком категоричной, однако сегодняшняя, когда влияние культурной глобализации на национальную культуру малых народов настолько высоко, опасения небезосновательны. Процесс глобализации связан с западным образом жизни, экспансией масскультуры и типа мышления. Глобализация культуры приобретает форму вестернизации, а в развивающихся странах, американизации, что влечет за собой соответствующую реакцию в виде усиления разных форм национализации. Американская массовая культура экспансирует настолько форсированными темпами, что, притесняет европейскую массовую культуру даже в самой Европе. Американизмы вторгаются как в культуры малых, так и больших европейских стран. Американизмы вторглись и в европейские языки. Американская манера танца распространилась среди европейской молодежи, особенно в странах восточной Европы и постсоветском пространстве. Влияние американской культуры заметно и в других сферах культуры. Как правило, в традиционном обществе изменения протекают медленно. Оно имеет собственную богатую национальную культуру и обладает значительным опытом, который, не так уж и редко считают старомодным. Несмотря на это, влияние чужой культуры в странах традиционной культуры приобретает настолько масштабную форму, что вызывает опасения специалистов. Известный культуролог С.Хангтингтон требует от США проявить больше осторожности в культурных отношениях с остальным миром. От Запада он требует глубокого понимания фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций, понимания того, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Запад в незначительной мере, или совсем не учитывает приоритетов и интересов национальных государств, что, по мнению Хантингтона, может повлечь за собой противостояние различных культур – войну цивилизаций. Распространение западных ценностей и массовой культуры необратимый процесс, протекающий в эпоху глобализации ускоренными темпами. Иностранная массовая культура способствует ослаблению национальных традиций и культуры, особенно, понижению национального самосознания малочисленных наций. А это в конечном итоге может привести к потере самобытности. Господствующая сегодня демократическая идеология создает опасность культурно-идеологической самобытности нации. Известно, что «Демаркационная линия между представителями разных наций проходит на национальном сознании». Влияние зарубежной массовой культуры на грузинскую традиционную культуру ущемляет не только ценности данной культуры, но дает серьезную трещину и этническое сознание грузин. Некоторыми исследователями процесс глобализации признан явлением, разрушающим национальное сознание и культуру. В популяризации западных культурных ценностей важнейшее место заняли средства массовой коммуникации, становящиеся все более доступными для все большего количества людей. Неминуем глобальный научно-технический прогресс, и он не признает национальных границ. Как отмечает Каталокос-Патриарх Всея Грузии Илья II, «Сегодня для ущемления национальных ценностей и изменения вероисповедания никто не пользуется насильственными формами. Деградация наших традиций и образа жизни осуществляется разными методами и в этом большую роль, к сожалению, играет масс-медия. Телепередачи и пресса демонстрируют и легализуют грехи, внедряют мысль, что это само собой разумеющееся свойство человека. Они не только представляют прелюбодеяние и недостойное как нечто приемлемое, но и как пример для подражания; создаются лже-авторитеты, которые за свои антинациональные и антихристианские действия поощряются и вознаграждаются». По мнению известного американского политолога, Клаеса Рина, страна, желающая сохранить независимость и автономию, должна опираться на собственную традиционную культуру, защитив этим себя; а те, кто будет опираться на экспансивные силы, будут тем самым способствовать усилению тенденций, противостоящих своей же культуре. Заявление политолога, представителя страны, стоящей сегодня во главе мировой политики и диктующей остальному миру свою волю, должна быть примечательна для малочисленных стран с традиционной культурой.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |