Постмодернизм в философии и массовой культуре
Термин «постмодернизм» в одинаковой степени используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам Ж. Лиотара. Постмодернизм в философии пытается доказать кризис гуманизма, считая, что разум может создавать только такую культуру, которая стандартизирует человека. Философы отказываются от оптимистического и прогрессистского взгляда на историю. Они расшатывают логические схемы, властные структуры, культивирование идеалов, поиск единообразия как устаревшие и не ведущие к прогрессу. Если в модернистской философии ориентация была на жизнь человека, то сейчас делается акцент на сопротивление мира человеку и его неразумному воздействию на этот мир. Своей популярностью постмодернизм в философии обязан, по мнению большинства исследователей, не своим достижениям (потому что таковых вообще нет), а невиданной до этого лавине критики, низвергшейся на его проповедников. Постмодернизм не вкладывает в свою философию никакого смысла, не размышляет, а лишь играет в дискурсы – вот все, что он смог предложить миру. Игра – вот главное правило. А что за игра, игра во что – никому не известно. Нет цели, нет правил, нет смысла. Это игра ради игры, пустота, «симулякр», «копия копии». Человек, заявляют постмодернисты, лишь марионетка «потока Желаний» и «дискурсивных практик». При таком отношении трудно породить что-либо положительное и прогрессивное. Постмодернизм в философии – это закат мысли, если хотите, самоликвидация философии. Раз нет никаких граней, значит, нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи. Подобная тенденция весьма опасна для культуры. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффективности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Во многом поэтому французский социолог Ж. Липовецкий называет постмодерн "эрой пустоты" и "империей эфемерного". Заключение Многочисленные открытия конца 19 – начала 20 столетия послужили фундаментом для современной НТР. НТР характеризуется как качественный скачек, переворот в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства. Наука становится важнейшим компонентом материального производства. НТР – сложное социальное явления, захватившее длительный исторический процесс. НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей. влияния новой научно-технической революции на современный мир является возникновение волны глобализации. Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к так называемому «постиндустриальному обществу», для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре. Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции. За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни. Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли. В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной. Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.
Список литературы 1. «Всемирная история: Учебник для вузов». Коллектив авторов, 1997 ЮНИТИ, 1997.Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили 2. Маркова Е. Г. Сущность, закономерности и социально-экономические последствия научно-технической революции [Текст] / Е. Г. Маркова // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. 3. Новая научно-техническая революция и современный мир. Век глобализации. Выпуск №2(4)/2009. 4. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Уч. пос. М., 1998. 5. Интернет-ресурсы: http://studfilosed.ru, http://akadem-nauki.ru.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4584)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |