Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сербский Польский Русский



2016-01-02 404 Обсуждений (0)
Сербский Польский Русский 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КЛАСС

Задание № 1. Определите, какое количество мягких согласных звуков представлено в следующей фразе:

Язык - инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. (П. Вяземский).

Мягких согласных звуков - ___________.

Ответ:

[йазык / инструм'энт// йидвал'и н'и трудн'эйэ он самойскр'ипк'и // можна бы йищ'о зам'эт'ит' / што паср'эцтв'инас'т' как на адном / так и на другом инструм'эн'т'э н'ит'ирп'има//]

Мягких согласных звуков - 25.

Оценивание: за правильный ответ –5 баллов.

Итого: 5 баллов.

Задание № 2.Объясните значения выделенных устаревших слов:

1. «Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы» (А.С. Пушкин. Пророк).

!!!В каком современном фразеологизме встречается данное слово? Какое значение имеет этот фразеологизм?

2. «На столе стояли уже грибки, пирожки, <…> лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками» (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).

!!!В каком современном фразеологизме встречается данное слово? Какое значение имеет этот фразеологизм?

3. « У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный / Все ходит по цепи кругом» (А.С. Пушкин. Руслан и Людмила».

Ответ:

1. Зеницы– старинное название зрачка и глаза (2 балла).

В современном русском языке употребляется в сочетании беречь, хранить как зеницу ока(1 балл) – тщательно, заботливо охранять (1 балл).

2. Припёка – присыпка из муки или разнообразных съедобных добавлений на сырые пышки, блины и т.п., припекаемая одновременно с изготовлением основного выпекаемого изделия (2 балла).

В современном русском языке сохранилось в сочетании: сбоку припёка (кто или что) (1 балл) - о ком-,чем-либо лишнем, ненужном, совершенно постороннем (1 балл).

3. Лукоморье –старинное народное название морского залива, бухты (2 балла).

Оценка:за правильное толкование каждого слова – по 2 балла (итого – 6 баллов), за правильно названный фразеологизм – по 1 баллу (итого – 2 балла), за правильное толкование фразеологизма – по 1 баллу (итого – 2 балла).

Итого: 6 б. + 2 б. + 2 б. = 10 баллов.

Задание № 3.Согласны ли вы с тем, чтосреди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем?

Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.

Ответ:

По – дорож – ник – нулевое окончание – 4 морфемы (1 балл).

Без – ум – н – ый – 4 морфемы (1 балл).

Вы – крик – ну – ть – 4 морфемы (1 балл).

По – дум – а – ете – 4 морфемы (1 балл).

Пере – дум – а – л – нулевое окончание - 5 морфем(1 балл).

Оценка:за каждое правильно разобранное слово – 1 балл

Итого: 5 баллов.

Задание № 4.Определите, какие языки входят в славянскую, романскую, германскую группы индоевропейской семьи языков. Выделите язык, составляющий самостоятельную группу.

1) чешский, 2) английский, 3) итальянский, 4) немецкий, 5) французский, 6) македонский, 7) испанский, 8) греческий, 9) шведский, 10) болгарский.

Ответ:

Славянская группа: 1, 6, 10 (чешский, македонский, болгарский) (1 балл).

Романская группа: 3, 5, 7 (итальянский, французский, испанский) (1 балл).

Германская группа: 2, 4, 9 (английский, немецкий, шведский) (1 балл).

Самостоятельная группа: 8 (греческий), группа – греческая (1 балл).

Оценка:за каждый правильный вариант ответа - 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.

Итого: 4 баллов.

Задание № 5. Определите, как звучат по-русски названия известных сказок Ш. Перро и Г.-Х. Андерсена, представленные ниже на сербском и польском языках.

Сербский Польский Русский

1. Crvenkapica Czerwony kapturek

2. Pepeljuga Kopciuszek

3. Ružno pače Brzydkie Kacąztko 4.Uspavana ljepotica Špiąca królewna

Ответ:

1. Красная шапочка (1 балл).

2. Золушка (1 балл).

3. Гадкий утёнок (1 балл).

4. Спящая красавица (1 балл).

Оценка:за каждый правильный вариант – 2 балл.

Итого: 8 баллов.

Задание № 6. Решите лингвистические задачи. Запишите цифру, соответствующую правильному ответу.

I. Найдите слово с непроизводной основой.

1) Письменный, 2) известие, 3) косточка, 4) ласточка, 5) баянист.

II. Какое слово образованно с помощью суффикса?

1) Приморский, 2) наконечник, 3) окружение, 4) собеседник, 5) выход.

III. Найдите слово, образованное с помощью приставки.

1) Пригорок, 2) переход, 3) иссушить, 4) сопротивление, 5) сговорчивый.

IV. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) Помолодеть, 2) премиленький, 3) белоручка, 4) столовая, 5) подоконник.

V. Укажите существительное женского рода.

1) Тюль, 2) шампунь, 3) мозоль, 4) шимпанзе, 5) тополь.

VI. У какого местоимения разряд по значению назван неправильно?

1) Ко мне - личное; 2) всякий- определительное; 3) который - определительное; 4) наш- притяжательное; 5) никто- отрицательное.

 

Ответ:

Решите лингвистические задачи:

I. Найдите слово с непроизводной основой.

1) Письменный, 2) известие, 3) косточка, 4) ласточка, 5) баянист.

II. Какое слово образованно с помощью суффикса?

1) Приморский, 2) наконечник, 3) окружение, 4) собеседник, 5) выход.

III. Найдите слово, образованное с помощью приставки.

1) Пригорок, 2) переход, 3) иссушить, 4) сопротивление, 5) сговорчивый.

IV. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) Помолодеть, 2) премиленький, 3) белоручка, 4) столовая, 5) подоконник.

V. Укажите существительное женского рода.

1) Тюль, 2) шампунь, 3) мозоль, 4) шимпанзе, 5) тополь.

VI. У какого местоимения разряд по значению назван неправильно?

1) Ко мне - личное; 2) всякий- определительное; 3) который - определительное; 4) наш- притяжательное; 5) никто- отрицательное.

№1– 4,№2– 3,№3– 3,№4– 5,№5- 3,№6– 3.

Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Итого: 6 б.

Задание № 7.Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3 примера таких слов.

Ответ:

Это слова, переходящие из одной части речи в другую (1 балл). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность»(2 балла).

Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека) (1 балл).

Проходит мимо (наречие) – проходит мимо (предлог) меня (1 балл).

Блестящая (причастие) роса – блестящая (прилагательное) способность (1 балл).

Оценивание:

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

Комментарий – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл (итого 3 балла).

Итого: максимум 6 баллов.

Задание № 8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.

1. До станции очень недалеко.

2. Куда ты бежишь так быстро?

3. Ребенок совсем не слушается.

4. Все каникулы Катя бездельничала, ничего полезного не делала.

5. Он мне очень дальний родственник.

Ответ:

1. До станции очень недалеко(рукой подать).

2. Куда ты бежишь так быстро (сломя голову)?

3. Ребенок совсем не слушается (от рук отбился).

4. Все каникулы Катя бездельничала, ничего полезного не делала (бить баклуши).

5. Он мне очень дальний родственник (седьмая вода на киселе).

Оценка: за каждый правильный вариант ответа - 1 балл.

Итого: 5 баллов.

Задание № 9. Выделите грамматическую основу предложения Ясное, высокое небо. Изменится ли синтаксический состав предложения при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

Ответ:

Синтаксический строй предложения изменится:

предложение Ясное, высокоенебо (1 балл) - односоставное назывное, осложненное однородными согласованными определениями (1 балл) - превратится в предложение Небоясное, высокое (1 балл) – двусоставное, осложненное однородными составными именными сказуемыми (1 балл).

Оценивание:

Правильный разбор предложения – 1 балл (2 балла за два предложения).

Аргументация ответа – 2 балла

Итого: 4 балла.

Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.

 

Задание к тексту:

Укажите значение слова муж в первом предложении текста.

Ответ:И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

 

Муж(ь) — в древнерусском языке — «именитый, почтенный человек».

Оценивание:

10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.

Итого: 12 баллов.

Задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 Итого
Баллы


2016-01-02 404 Обсуждений (0)
Сербский Польский Русский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сербский Польский Русский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)