Требования, предъявляемые к методам и методикам
Психолого-педагогического исследования Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований. Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валидного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу. Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней. - теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик; - эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению; - внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики. - внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого. Надежностьхарактеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства). Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
Вопросы и задания для контроля 1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования? 2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности. 3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента. 4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению. 5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов. 6.Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования. Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования. Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте. Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании. Интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление результатов научного труда. Практические рекомендации и программа их внедрения.
Этапы подготовки и проведения экспериментального Психолого-педагогического исследования
Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Этапы подготовки и проведения эксперимента: Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования. Подбор и анализ литературы. Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования. Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик. Выбор схемы организации и проведения эксперимента. Проведение эксперимента. Обработка и анализ результатов эксперимента.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |