Качество жизни населения регионов и стран мира
Тема Население мира Практическое занятие №7 Цель занятия: рассмотреть понятие «качество жизни населения» как важнейшее интегральное понятие, характеризующее народонаселение мира; дать представление о неравномерности качества жизни населения в регионах и странах мира. Основные понятия: качество жизни населения, благосостояние населения, уровень жизни населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, тендерное неравенство населения. Задания и вопросы 1.Что такое качество жизни населения? Какие важнейшие показатели входят в это понятие? 2.Что такое ВВП и какими способами он исчисляется? Какие типы стран по показателю ВВП на душу населения вы знаете? Рассмотрите табл. 1. Какие регионы и страны мира отличаются самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП из расчета на душу населения? Таблица 1. Страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения (по КНВ) * 2007 г.
Источник. World Economic Outlook Database, October 2008 Edition. * Для сравнения: ВВП на душу населения в крупнейших по численности странах мира, не вошедших в таблицу, составляет: Россия — 9075 долл./чел. в год, Бразилия — 6938, Китай — 2483, Мексика — 9717, Индия — 942, Индонезия — 1925, Нигерия — 1161, Пакистан — 909 долл./чел. ** Другие нефтедобывающие страны имеют гораздо более скромные показатели ВВП на душу населения в год (например, Саудовская Аравия — 15 724). *** Самые высокие показатели ВВП на душу населения в год среди стран СНГ (кроме России) имеют: Казахстан — 6748 долл., Туркмения — 5052, Белоруссия — 4656, Азербайджан — 3632, Украина — 3066 долл. **** В таблицу вошли все страны мира с показателем ВВП на душу населения в год более 30 тыс. долл. и менее 600 долл. 3. Проанализируйте таблицу. Что такое «черта бедности»? Для каких стран и регионов мира проблема бедности стоит наиболее остро? В каких странах мира насчитывается максимальное число бедных? Таблица 2. Доля населения, имеющего доход менее 1,25 долл. в день*, %, 2008 г.
Источник. Human Development Report, 2009. * В странах ЕС в среднем доля людей, живущих за национальной чертой бедности, — менее 10% (минимальный показатель в Литве — 4%, максимальный в Румынии - 25%), в КНР - 2,8%, США - 12, РФ - 15,8, Бразилии - 26, Индии — 25, Пакистане — 24, Мексике — 47, Бангладеш — 36%. Самый низкий показатель в мире характерен для Тайваня — 1%.
4. Проанализируйте табл. 3. Какие страны мира и почему отличаются самыми низкими и самыми высокими показателями ожидаемой при рождении средней продолжительности жизни? Как изменится этот показатель за период с 2000 по 2050 г.?
Таблица 3. Группы из 10 стран самой высокой и самой низкой ожидаемой при рождении продолжительностью жизни (средний вариант)
5. Что такое коэффициент младенческой смертности? Проанализируйте табл. 4. От каких факторов зависит показатель младенческой смертности ? Почему этот показатель является одним из важнейших при оценке качества жизни ? Таблица 4. Страны с самым высоким и самым низким значением коэффициента младенческой смертности, 2008 г.
Источник. Central Intelligence Agency — The World Factbook, 2008.
6. Проанализируйте табл. 5. Каковы основные причины, сокращающие жизнь населения мира? Чем они отличаются в развитых и развивающихся странах? Таблица 5. Десять ведущих причин инвалидности, сокращающих продолжительность жизни женщин и мужчин в возрасте от 15 до 44 лет, 2000 г.
Источник. Гуткин Л. С. Человечество на рубеже веков: Показатели социально- экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003. 7. Что такое гендерное неравенство? Рассмотрите табл. 6. Чем, на ваш взгляд, объясняется гендерный разрыв в оплате труда в развитых и развивающихся странах? Таблица 6. Относительные заработки мужчин и женщин
Источник: Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через Гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2005. 8. Проанализируйте табл. 7. Почему проблема распространения ВИЧ (СПИДа) приобрела глобальные масштабы? Какие регионы мира в наибольшей степени затронуты ВИЧ (СПИДом)?
Таблица 7. Региональная статистика и характеристика ВИЧ и СПИДа, 2005 г.
Источник. Развитие эпидемии СПИДа. Специальный доклад, посвященный профилактике ВИЧ: Пер. с англ. ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2005. * Самую высокую долю ВИЧ-носителей среди населения имеют страны Африки: Зимбабве (18% женщин и 5% мужчин), Лесото (16 и 7%), ЮАР (16 и 5%) и Замбия (12 и 3%). В Кении, Танзании, Камеруне и Гане доля ВИЧ-носителей среди молодежи (15—24 лет) составляет 40—50%.
9. Проанализируйте табл. 8—10. В чем состоят отличия питания людей и структуры пищевого рациона между развитыми и развивающимися странами мира? Какие факторы влияют на структуру пищевого рациона? Каковы особенности «географии голода»? Таблица 8. Страны с максимальными и минимальными показателями потребляемых с пищей калорий, 2002 г. *
Источник. Гуткин JI.C. Человечество на рубеже веков: Показатели социально- экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003. * Показатель России — 2904 ккал на душу населения в день. ** Норма питания для одного человека должна составлять 2500 ккал/день, если человек получает менее 1000 ккал/день, начинается голод. Из крупных стран наибольшее число людей, испытывающих недостаток в пище, зафиксировано в Индии (45% населения), Нигерии (33%), Бразилии (24%) и КНР (21%). Хотя средние показатели потребления калорий в день на душу населения в этих странах выше или равны норме: Индия — 2496, Нигерия — 2735, КНР — 2897, Бразилия — 2974. Таблица 9. Страны с максимальными и минимальными показателями потребляемых с растительной пищей калорий, 2002 г.
Источник. Гуткин Л. С. Человечество на рубеже веков: Показатели социально- экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003.
Таблица 10. Страны с максимальными и минимальными показателями потребляемых с животной пищей калорий, 2002 г.
Источник. Гуткин Л.С. Человечество на рубеже веков: Показатели социально- экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003.
10. Почему показатели образованности и квалификации населения имеют такое большое значение для оценки качества жизни населения? Что такое функциональная неграмотность? Проанализируйте табл. 11—12. В каких регионах и странах мира проблема неграмотности стоит наиболее остро? Чем это можно объяснить? В каких странах мира численность неграмотного населения наиболее высока? Таблица 11. Численность грамотного населения в некоторых странах мира, %, 2008 г.
Источник. Central Intelligence Agency — The World Factbook, 2008. Таблица 12. Число студентов в вузах различных стран на 100 тыс. жителей, 2003 г.
Источник. Гуткин Л.С. Человечество на рубеже веков: Показатели социально- экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003.
11. Сравните по табл. 13 размеры затрат населения развитых стран мира на предметы роскоши с финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения базисных нужд населения развивающихся стран. Сделайте выводы. Таблица 13. Ежегодные расходы на предметы роскоши и финансовые ресурсы, необходимые для удовлетворения некоторых базисных потребностей человечества, 2004 г.
Источник. Природопользование и устойчивое развитие: Мировые экосистемы и проблемы России. Серия «Устойчивое развитие. Проблемы и перспективы». Вып. 3. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2005.
12. Заполните таблицу 14 (по 5— 7 примеров стран) и аргументируйте свое мнение о странах. Таблица 14
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1877)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |