Организация и проведение исследования
После анализа литературы по данной теме нами было проведено исследование по выявлению агрессии среди учащихся 10-11 классов. Характеристика выборки. В исследовании приняли участие ученики 10-11х классов гимназии №94 г. Казани. Изначальная выборка в исследовании составляла 10 человек, которые в свою очередь подразделялись на две группы: 5 юношей и 5 девушек. Диагностика проводилась напрямую. В качестве метода исследования использовалось тестирование. Наряду с поставленными задачами и целью исследования были использованы следующие методики: Опросник, направленный на изучение уровня агрессивности и враждебности (А.Басс и А.Дарки). Шкалы: · Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. · Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. · Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). · Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. · Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. · Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. · Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). · Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности. Опросник, направленный на диагностику агрессивного поведения ( Л.Г. Почебут). Опросник выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. В него входит 75 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». В опроснике агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал. · Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления. · Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы. · Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. · Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. · Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде. Таблица 1 Уровни агрессивности и адаптированности по опроснику Л.Г.Почебута по каждой из шкал.
Таблица 2 Уровни агрессивности и адаптированности по опроснику Л.Г.Почебута по всем шкалам.
Анализ данных
Результаты опросника Басса-Дарки на определение уровня агрессивности и враждебности оказались следующими:
Рис. 1. Средние показатели индекса враждебности И индекса агрессии испытуемых
В среднем, индекс враждебности у юношей оказался равным 9,8., но по сравнению с индексом враждебности девушек оказался ниже. У девушек индекс враждебности равен 12,4. Среднее значение индекса агрессии у юношей составил 17,8., а у девушек среднее индексу агрессии равнялось 17,6. Различия между их индексами агрессии не превышало 0,2. Рис. 2. Средние показатели испытуемых по шкалам физическая, вербальная и косвенная агрессии
По таким шкалам, как физическая и вербальная агрессии был выявлены различия. В выборке молодых людей средние значения по данным шкалам выше средних значений девушек. Среднее по шкале физическая агрессия у девушек оказалось равным 5, а у юношей среднее значение составило 5,3. Что касается вербальной агрессии, среднее значение у юношей равно 7,8, а у девушек не превышает 7,4. Таким образом, молодые люди чаще девушек выражают свою агрессию с помощью слов и использования физической силы против другого лица. По шкале косвенная агрессия были получены обратные результаты. Девушки получили незначительно высокие баллы по данной шкале, которые равнялись 5,2, когда у юношей среднее значение составило 5 баллов. Таким образом, девушки чаще юношей выражают свою агрессию окольными путями, направленную на другое лицо.
Рис. 3. Средние показатели испытуемых по шкалам раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины
По графику четко можно увидеть, что средние показатели женского пола превосходят показатели мужского пола по всем указанным шкалам. Так, по шкале раздражение в среднем мальчики набрали 6,8, а девушки 7 баллов. Средние показатели юношей по шкале негативизм равнялись 2,8, а показатели девушек 3 баллам. По шкале обида среднее значение у девушек преобладают над средним значением у юношей и равняется 5,6 тогда, как у молодых людей оно равно 3,8. Далее следует шкала подозрительность, где средний балл девушек равен 6,8, а у мальчиков 6. Выявлены различия и по последней шкале чувство вины, где у девушек вновь баллы выше и равны 6,6, а баллы молодых людей в среднем составили 6,4. Полученные данные свидетельствуют о том, что девушки более вспыльчивы и раздражаются при малейшем возбуждении больше, они более активно могут отстаивать свои права и противостоять обычаям и законам. Девушки больше завидуют и ненавидят, несмотря на то, есть существенные причины этому или нет, они склонны к большему подозрению и чувство совести остается тоже за ними.
Результаты опросника Л.Г. Почебут на определение агрессивного поведения оказались следующими:
Рис. 4. Средние показатели испытуемых по уровням
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (958)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |