Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях



2016-01-05 5641 Обсуждений (0)
Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок




Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).[10]

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования (п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 п. 13 Порядка).

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13 Порядка).

Также в образовательной организации могут формироваться:[11]

- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;

- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

- семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 п. 13 Порядка).

Минобрнауки России в своем письме от 5 августа 2013 г. № 08-1049 дало рекомендации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми. Выделяется четыре такие формы.

1. Самая распространенная – присмотр и уход за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых реализуется образовательная программа. По данным Минобрнауки России, в прошлом году присмотр и уход в такой форме получали 6,2 млн детей в 56,4 тыс. учреждений. Отметим, что министерство рекомендует создавать группы не только общеразвивающей, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

2. Вторая форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье с получением дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. По состоянию на январь прошлого года в таких группах насчитывалось около 270 тыс. детей дошкольного возраста (примерно 4,6% всех детей, получающих дошкольное образование). Группы кратковременного пребывания также имеют разную направленность. Существуют, например, группы адаптации для детей с шести месяцев до двух лет, в том числе для детей с родителями, группы развития, в которых получение дошкольного образования строится на основе развивающих игр, группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе.

3. Третья форма заключается в привлечении к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 году более 1000 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в частности в виде организации семейных клубов, детских центров, домашних детских садов.

4. В последнее время все популярнее становится четвертая форма предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми – семейные дошкольные группы. Они являются структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и создаются, как правило, на дому у воспитателей этих учреждений. В большинстве случаев воспитателями семейных дошкольных групп становятся многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Также воспитателями могут быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей, живущих по соседству. В прошлом году дошкольное образование в семейных группах получали 10,7 тыс. детей (0,2% от общей численности детей, получающих дошкольное образование).

В качестве одного из способов решения проблемы нехватки мест в детских садах представители власти и эксперты называют формирование дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда. К ним относятся, в частности, и указанные выше семейные дошкольные группы. Минобрнауки России в своем письме от 27 сентября 2012 г. № 08-406 дало рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений.

Министерство указывает, что основными преимуществами таких групп являются их небольшая наполняемость (пять-восемь детей) и близость к месту проживания детей. Отмечается также, что получение дошкольного образования в семье позволяет избежать проблем адаптации детей к дошкольному учреждению, предоставляя, в то же время, все условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста. Занятия с детьми проводят не только мамы-воспитатели, но и специалисты дошкольного учреждения, структурным подразделением которого является конкретный семейный детский сад, – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед и др. Кроме того, дети посещают мероприятия в основном здании соответствующей дошкольной организации.

К минусам организации семейных детских садов Минобрнауки России относит сложность оценки созданных в них условий, а также тот факт, что содержание ребенка в семейной дошкольной группе малой наполняемости в настоящее время обходится бюджету дороже, чем его содержание в муниципальном детском саду. Кроме того, отмечается, что необязательность педагогического образования мамы-воспитателя может создать трудности в организации и проведении занятий. Решается эта проблема путем широкого привлечения педагогов-специалистов дошкольных образовательных учреждений. Однако для организации квалифицированной деятельности мам-воспитателей, не имеющих педагогического образования, в условиях семейного детского сада необходимо проводить для них обучение (переподготовку).

25 февраля текущего года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68, которым утвержденСанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН № 1).[12]

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций закреплены в СанПиН 2.4.1.3049-13 (далее – СанПиН № 2), действующем с 30 июля 2013 года.[13] Однако в документе прямо указано, что содержащиеся в нем санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах или жилых домах (п. 1.3. СанПиН № 2).

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что СанПиН № 2 содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. СанПиН № 1 их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (п. 1.8.). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей неопределяет, а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (п. 1.5.). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (п. 3.6.), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Таблица 2.1 - Распространение требований документов на дошкольные группы

Вид группы СанПиН № 1 СанПиН №2
Группы, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования: · -общеразвивающей направленности · -компенсирующей направленности · -комбинированной направленности Распространяется
Группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется

 

Пункт 1.6. СанПиН № 1 предусматривает, что дошкольные группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до пяти часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания). СанПиН № 2 предусматривает, помимо перечисленных, еще и режим круглосуточного пребывания детей в учреждении (п. 1.3.).

Обоими документами устанавливается, что количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади не менее 2 кв. м в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Однако СанПиН № 2 определяет еще и количество детей в группах раннего возраста (до трех лет) – на каждого такого ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади игровой комнаты.

На основании вышеуказанных положений можно выделить три самых существенных различия между СанПиН № 1 и СанПиН № 2:

- первый распространяется на дошкольные группы, размещенные исключительно в жилых помещениях. Отметим, что для размещения детей в жилом доме необходимо, чтобы он соответствовал требованиям не только СанПиН № 1, но и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях;

- СанПиН № 2 распространяется на группы, в которых осуществляется реализация образовательных программ дошкольного образования, а СанПиН № 1, помимо таких групп, еще и на группы по присмотру, уходу и развитию (в том числе семейные дошкольные группы);

- максимальный возраст принимаемых в организации (группы) детей: в СанПиН № 1 – восемь лет, в СанПиН № 2 – семь.

Что касается минимального возраста принимаемых в группы детей, то отсутствие прямого указания на него в п. 1.5. СанПиН № 1 при упоминании в п. 3.6. детей в возрасте от года создает, на наш взгляд, неясность – с какого возраста детей можно отдавать в такие группы: только по достижении ими одного года, либо с двух месяцев (с момента, когда по закону об образовании может начинаться получение детьми дошкольного образования), либо вообще с рождения (в случае осуществления присмотра и ухода, а не реализации образовательной программы).

Одной из главных преследуемых СанПиН № 1 целей, как нам кажется, является решение проблемы очередей в детские сады за счет создания дошкольных групп в жилых помещениях и увеличение количества таких учреждений, как семейные детские сады (семейные группы). По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни данный документ создает предпосылки для существенного увеличения последних, что позволит полностью разрешить проблему очередей в детские сады. Однако, член ОП РФ подчеркивает: для того чтобы такие группы внедрились в массовом масштабе, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить подзаконные акты, детально регламентирующие деятельность детского сада по работе с «удаленными» его подразделениями – надомными дошкольными группами, в частности порядок финансирования, урегулирование надомного труда воспитателей, порядок организации дошкольного образования специалистами детского сада, вопросы доставки детей из групп в головной детский сад для проведения занятий, медосмотров и для участия в праздниках, допустимое количество надомных «филиалов» и числа детей в них. Также отмечается необходимость разработки и внедрения программы подготовки будущих воспитателей надомных групп продолжительностью четыре-пять месяцев.

Нехватка мест в детских садах является действительно очень острой и обсуждаемой проблемой. СанПиН № 1 фактически разрешил спорный вопрос о том, можно ли размещать детские сады в жилых домах и если можно, то какие требования к ним предъявляются. Теперь, как нам представляется, логично будет регламентировать порядок функционирования таких учреждений и требования к их персоналу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из проведенного исследования следует предложить для решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях:повышение бюджетного финансирования со стороны государства; расширение площадей путем строительства дополнительных корпусов; возможности создания новых садов по упрощенной программе (снижение налогов, арендной платы, бумажной волокиты); увеличение заработной платы сотрудникам детских садов, для привлечения новых специалистов.

В 2013 году число детей, посещающих муниципальные детские сады, по сравнению с 2012 годом возросло с 83,3 процента до 88 процента. В частные детские сады водят малышей 6% родителей, в семейные – 1 процент, в группы кратковременного пребывания – 1 процент. Остальные 4,4 процента родителей предпочитают другой вид присмотра за своими чадами.

В России запущен масштабный проект «Детские сады – детям». В 2011 году на строительство, реконструкцию и ремонт садов в регионах выделено 200 млрд рублей. Кроме того, власти во всех регионах проверили, как используются здания бывших детских садов, переданные арендаторам в прежние годы. По некоторым данным, их в стране больше 7 тысяч. Часть из тех, что еще можно использовать в прежнем качестве, их владельцы уже вернули детям – это около 600 помещений. Проблему нехватки мест в детсадах можно решать, внедряя также новые вариативные формы дошкольного образования. В частности, речь идет о семейных детсадах, группах кратковременного пребывания при учреждениях дополнительного образования, частных садах и так далее. При этом сейчас законодательство позволяет родителям получить компенсацию за оплату содержания ребенка в детском саду, а также использовать на эти цели средства материнского капитала.

Большие надежды возлагают на программу развития семейных детских садов.

Дошкольное учреждение вправе самостоятельно создавать не противоречащие законодательству России локальные акты и правовую базу для своей деятельности, устанавливать необходимое количество локальных нормативных актов, исходя из разных типов, видов, статуса учреждения, других организационно-правовых форм, а также сложившейся практики работы.

Руководитель учреждения, играющий ключевую роль в организации управленческой деятельности дошкольного учреждения, ее документировании, обязан обеспечить нормативную основу его функционирования в соответствии с современными требованиями. Успешность этого процесса во многом зависит от профессионализма руководителя, его знания законодательной и нормативно-правовой базы дошкольного образования, психологии управления, маркетинга, менеджмента, экономики, умения обеспечивать организационно-правовое функционирование и развитие учреждения и разрабатывать документы определенной направленности и назначения, ведения делопроизводства.

Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

- его компетенцией и функциями;

- кругом управленческих действий;

- порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)

- характером взаимодействия между образовательным учреждением и другими организациями.

Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 сентября 2012 г. № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»

 

Специальная литература:

11. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 101 с.

12. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития / Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

13. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2006. - с 192с.

14. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. /Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, 2002. - 212 с.

15. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ /Л.Б. Ларионова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 131 с.

16. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов /Л.Г. Логинова. – М.: АРКТИ, 2002. – 200 с.

17. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. /Л.С. Маркова. – М.: АРКТИ, 2002. – 78 с.

18. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ /авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 89 с.

19. Степанова В.В. Государственное регулирование сферы образования: Монография. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. - 220 с.

20. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам /П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

21. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов /под ред. Н.В. Микляевой. – М.: МГПИ, 2004. – 185 с.

 

Интернет-ресурсы:

22. Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2013 года // http://dob.1september.ru/

23. Проблемы детских садов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: muz4in.net/news/problema_detskikh_sadov_v_rossii/2010-12-09#axzz1

24. Новороссийский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gorodbg. ru/novosti-v-mire/problema- nehvatki-mest-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah

25. Официальный сайт Российской газеты: Детским садам не хватает финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/2011/10/14/detsad-site.html

 


[1] Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития / Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 39.

[2] Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам /П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 52.

[3] Там же. С. 54.

[4] Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам /П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 52.

[5] Новороссийский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gorodbg. ru/novosti-v-mire/problema- nehvatki-mest-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah

[6] Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2013 года // http://dob.1september.ru/

[7] Новороссийский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gorodbg. ru/novosti-v-mire/problema- nehvatki-mest-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah

[8] Новороссийский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gorodbg. ru/novosti-v-mire/problema- nehvatki-mest-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah

 

[9] Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2013 года // http://dob.1september.ru/

[10] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[11] Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития / Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 62.

[12] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

[13] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».



2016-01-05 5641 Обсуждений (0)
Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)