Определение методов найма, отбора, подбора персонала
Набор персонала в организации осуществляет управляющий, при наличии свободной вакансии. В отделе организации отсутствует резерв работников, для занятия вакантной должностей, поэтому на работу, как правило, принимают пассивно по указанию управляющего. А именно отдел кадров обращается в СМИ для опубликования объявления о наличии вакантной должности. Пассивность в наборе персонала управляющий объясняет тем, что так как организации в основном необходим персонал со средним образованием, на рынке труда, как правило, высокое предложение такой рабочей силы. Объявление о наличии вакантной должности в организации содержит, как правило, сведения о наименовании и места расположения организации, наличие вакантной должности. Отбор персонала в организации осуществляет управляющий. Как правило, на работу принимается человек обратившийся в организацию, для занятия вакантной должности. Управляющий считает, что отбор кадров по всем правилам теории и практики является дорогостоящей процедурой и на сегодняшний день у организации нет свободных средств для создания должности менеджера по работе с персоналом, на которого можно возложить данные функции, хотя согласна что многие проблемы рабочего процесса можно было избежать, если бы был выбор претендентов на вакантную должности, пусть даже их было 2 или 3 человека на место. Например, процесс отбора персонала на вакантную должность официанта происходит по следующим этапам: 1. Первичное знакомство управляющего с претендентом; 2. Знакомство с документами претендента (диплом о среднем, средне специальном образовании, трудовая книжка, санитарная книжка); 3. Утверждение кандидата в должности, заключение с ним трудового договора. Найм персонала в организации проводится следующим образом: выбранному кандидату на вакантную должность делается устное предложение о найме на работу и он направляется с заявлением в отдел кадров. Заключенный в письменной форме трудовой договор оформляется приказом, объявляется работнику под подпись. На основании приказа отделом кадров заполняется личная карточка работника, затем делается соответствующая запись в трудовой книжке и открывается лицевой счет или соответствующий документ в финансовом отделе. Всегда принятому работнику в приказе определяется испытательный срок, предназначенный для проверки соответствия работника предназначенным ему обязанностям. Для управляющего персонала он составляет 3 месяца, для рабочего персонала 1 месяц, Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только на общих основаниях. Трудовой договор может быть срочным и бессрочным. Трудовой договор имеет следующую типовую структуру: 1. Общие положения (стороны, сроки действия, условия, испытательный срок); 2. Обязательства работника (сам предмет договора); 3. Обязанности организации (условия труда, социальное обеспечение, вознаграждение, социальное обслуживание); 4. Ответственность сторон; 5. Основания и порядок распоряжения; 6. Порядок разрешения трудовых споров. В трудовом договоре содержится: место, род и срок работы; режим труда и отдыха; обязательства администрации по оплате и социальным льготам; возможность переподготовки и повышения квалификации; ответственность за неисполнение трудовых обязанностей; основания для распоряжения; порядок рассмотрения споров; условия совмещения или выполнения обязанностей другого лица на время его отсутствия; испытательный срок и т.п. Должностная инструкция для принятого работника должна подготавливаться управляющим. Должностная инструкция имеет следующую типовую структуру: 1. Общие положения; 2. Должностные обязанности; 3. Ответственность. Согласно проведенного тестирования выявлено, что недостатком должностных инструкций является отсутствие четких требований по соблюдению безопасности во время исполнения должностных инструкций. По результатам тестирования и опроса работников можно говорить о наличии недостатков в процессе набора, отбора и найма персонала, что негативно сказывается на работе всей организации. Так на работу попадают случайные работники, которые надолго не задерживаются на рабочих местах, поэтому присутствует «текучесть» кадров. Отсутствие резерва персонала приводит к тому, что тратится около двух-трех недель на поиск кандидата на вакантную должность. При отборе персонала кандидаты рассматриваются на предмет их соответствия только требованиям рабочего места, а не организации в целом, поэтому многие работники не могут наладить хорошие отношения в коллективе, и от этого страдает процесс обслуживания клиентуры. Прием работников и оформление документов ведет непосредственно сама управляющая в соответствии с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации. Функциональными обязанностями управляющей являются организация и разработка организационной структуры управления и предложений по расстановке кадров проведение и систематического изучения рабочего времени работниками, выявление и анализ причин потерь рабочего времени, разработка предложений по улучшению его использования; изучение эффективности применения систем оплаты труда и разработка мероприятий по совершенствованию заработной платы всех категорий работников; организационно-методическая деятельность по улучшению работы с кадрами; изучение деловых качеств специалистов и формирование резерва для выдвижения на вышестоящие должности; отработка штатных расписаний; распределением фонда премиального вознаграждения; получение лицензий; оформление договоров аренды на занимаемые помещения и приобретение дополнительных помещений; проведение текущих и капитальных ремонтов; материально-техническое обеспечение (мебелью, оборудованием, расходными материалами и др.); составление плана мероприятий по улучшению материально-технического и хозяйственного обеспечения на предстоящий период. Далее, оценка делится на 3 основных этапа 1. Составление под заказчика и проведение профессиональных и психологических тестов на компьютере или в письменном виде. Направлены в большей степени на оценку: · профессиональные качества; · уровень теоретической подготовки, опыт работы, умение находить решение в сложных ситуациях, связанных с направление деятельности предприятия; · психологические качества; · оценка интеллектуальных способностей - оценка способности воспринимать информацию, анализировать и находить пути решения задач; · эффективности - способность работать быстро, точно и последовательно; · оценка основательности, внимательности - склонность к глубокому мышлению и выполнению задач, учитывая все детали и нюансы, способность действовать самостоятельно, без указаний и подсказок; · техническое или гуманитарное мышление, устойчивость внимания, память, быстрота реакции, общий уровень развития. 2. Разработка и проведение ассесмента. Включает в себя: · участие в ролевых играх - моделирование ситуаций; · тесты «градаций предпочтений» - принятие решения в ходе дискуссии; Данная процедура является основой и без нее невозможно определить такие качества как: · управленческие, лидерские качества; · уравновешенность, доброжелательность, ответственность; · лояльность по отношению к компании; · склонность к обучению, желание сделать карьеру; · материальная заинтересованность, трудолюбие и т.д. 3. Индивидуальные интервью. Проводиться на основании компетенций предоставленных заказчиком и заполненной анкеты сотрудника. Анкета обычно моделируется под каждого заказчика и содержит именно те вопросы, ответы на которые хочет получить работодатель. Итогом оценки становиться отчет, в котором консультанты центра оценки персонала ставят оценку тестируемому по шкале от 1 до 9 баллов и объясняют по всем заданным компетенциям, на сколько он им соответствует. Его отрицательные и положительные качества, способен ли этот человек к обучению, его этические принципы, мотивацию и т.д. Центры оценки персонала не выносят вердиктов «Не принимать» или «Уволить» (за исключением случаев выявления психических расстройств, наркомании и д.р. неприемлемых отклонений), а дают экспертное заключение с рекомендациями оставляя принятие решения на усмотрение работодателя. Ведь каждая компания по-разному расценивает те или иные качества сотрудников. Проведение собеседования с кандидатом на работу в ресторан или кафе 1-ое собеседование проводит менеджер по персоналу, финальное собеседование проводит директор предприятия. Что нужно делать: · Улыбнитесь · Глядя в глаза, произнесите: «Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь» · Представьтесь, назовите свою должность · Расскажите, сколько лет вы работаете в компании · Расскажите о своем росте в компании (с чего начали и чего достигли) Чего нельзя делать · Быть неприветливым · Проводить собеседование в спешке · Игнорировать реакции кандидата · Негативно отзываться о команде и работе в целом Серьезным должно быть отношение к работе, выражение лица -доброжелательным, взгляд - открытым, отношение – искренним. 1 часть - Реальное видение обязанностей и объема работы. Рассказать человеку реальный объем работы и его предполагаемые обязанности. · Вы можете сейчас представить себя в роли члена бригады? · Какую работу вы больше всего любите? · Какую работу вы не любите? · Что из всего, чем вы занимались прежде, вам больше всего по душе? · Какая зарплата вас бы устроила? Рассказать о нашей зарплате. · Провести кандидата по кафе (ресторану) и показать работу сотрудников. · Мы ожидаем от кандидата: · кандидат должен четко увидеть себя работающим на производстве или с гостями · кандидат должен иметь четкие причины, почему он хочет работать именно здесь · Оценка: 3 2 1 · 2 часть - Ориентация на гостя · Способны ли вы прогнозировать поведение людей? · С какого рода людьми вы ладите лучше всего? · С какого рода людьми вы находите трудным ладить? · Какие трудности вы испытываете при общении с людьми? · Как Вы понимаете термин «обслуживание»? · Как Вы думаете, что гость ожидает от посещения ресторана, кафе? · У Вас много друзей? Сколько из них являются самыми близкими? · Мы ожидаем от кандидата, что он: · решает проблемы и отвечает на вопросы гостей в соответствии с их ожиданиями · понимает как важно качество продуктов, чистота, прекрасное обслуживание · моментально реагирует на проблему или вопрос гостя · знает как решать разные проблемы гостей, умеет предотвращать их · вежлив в любое время · Оценка: 3 2 1 · 3 часть - Рабочая этика · Что для вас значит - тяжелая работа? Приведите пример? · Есть ли работа в кафе или на производстве, выполнение которой для Вас неприемлемо? · Что Вы будете делать, если Вас все-таки, как исключение, попросят выполнить эту работу? · Сколько времени и по какой причине Вы отсутствовали на работе за прошедший год? · Мы ожидаем от кандидата: · желание работать · готов выполнять все необходимые задания · Оценка: 3 2 1 · 4 часть - Командный дух · Приходилось ли Вам когда-нибудь выполнять чужую работу? Расскажите об этой ситуации. · Были ли Вы когда-нибудь частью команды? Как Вы это понимаете? · Какую роль в команде Вы выполняли? · Мы ожидаем от кандидата: · понимание идеи командной работы · что он способствует достижению результатов команды · готов на поддержку и помощь другим членам команды · получает удовольствие от работы в команде · Оценка: 3 2 1 · 5 часть – Ответственность · Была ли в Вашей жизни ситуация когда Вы много работали, чтобы сдержать обязательство перед человеком или организацией? · Что означала для Вас потеря этой работы? · Что вы делали, когда чувствовали, что опаздываете в институт, на встречу или на работу? · Сколько Вы планируете проработать на этой работе, если будете приняты? · Мы ожидаем от кандидата: · позитивного восприятия изменений · целеустремленности · попытки доказать, чем он лучше других кандидатов и почему именно его нужно взять на работу · Оценка: 3 2 1 · Оценка: 3-прекрасно 2 -допустимо 1 –недопустимо · Общее кол-во баллов кандидата: · 8-11 баллов - принять кандидата на работу · 7 баллов и ниже - не принимать кандидата
Адаптация персонала Общая программа адаптации является организационным документом по управлению адаптацией, составленным для конкретного работника на период ознакомительного этапа адаптации. Она содержит перечень планируемых мероприятий по включению работника в новую для него производственную и социальную среду (с указанием сроков проведения и ответственных лиц). Среди мероприятий выделяют следующие: 1. передача новому сотруднику информации, дающей общие представления о предприятии; 2. представление новичка руководителю, объяснение задач и требований к работе; 3. информирование о нормах поведения и внутреннего распорядка предприятия; 4. включение в социально-психологические отношения в подразделении, представление работника коллективу, сотрудникам других подразделений, с которыми он будет взаимодействовать; 5. мероприятия, способствующие развитию базового уровня профессиональных навыков и умений (обучение, формальное или неформальное наставничество); 6. мероприятия, направленные на ускорение процесса освоения совокупности условий, необходимых для работника во время труда (санитарно-гигиенических, технологических); 7. информирование о внутренней экономической ситуации, сложившейся на предприятии: нормы оплаты, удержания, каким образом выплачиваются деньги, способы участия в прибыли и др. На основе общей программы адаптации менеджер по персоналу разрабатывает проект специализированной программы адаптации для конкретного нового сотрудника с учетом его личностных особенностей. Специализированная программа адаптации охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Проект согласовывается с руководителем структурного подразделения, в которое принят новый работник. В процессе согласования руководитель может вносить изменения в специализированную программу адаптации. Сотрудник должен знать, что параллельно с этапом его непосредственной работы будет идти оценка текущих результатов адаптации (через 1 месяц и через 3 месяца с начала работы). Второй этап технологии процесса адаптации состоит в представлении работника непосредственному руководителю и рабочему коллективу. В назначенный день менеджер по персоналу провожает нового сотрудника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. От руководителя работник получает специальные сведения о работе. Более детально разъясняется специальная часть информационной брошюры и даются ответы на возникшие вопросы. Руководитель также доводит до сведения работника основные правила и требования к работе, к которым относятся: - правила, характерные только для данного вида работы или для данного подразделения; - отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; - особенности социально-психологического климата трудовой группы, нормы поведения; - контроль и оценка исполнения работы; - контроль за нарушениями; - использование оборудования; - правила техники безопасности; - обязанности предприятия по отношению к работнику (поощрение за добросовестный труд, материальная помощь); - особенности коммуникаций предприятия; Руководитель доводит до работника его основные функции, уточняет обязанности и ответственность информацией, содержащей: - детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; - сведения о том, какая работа соотносится с другими работами в подразделении и на предприятии в целом; - обсуждение общих проблем и способов их решения; - нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; - длительность рабочего дня и расписание; - выполнение обязанностей отсутствующего работника. Для оказания помощи в приспособлении к условиям труда, руководитель знакомит работника с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия. На третьем этапе технологии процесса адаптации наставник наблюдает за ходом работы новичка, помогает решить текущие проблемы, советует и направляет. В случае необходимости наставник уточняет и разъясняет информацию, полученную работником от руководителя. После окончания испытательного срока для нового сотрудника проводится его деловая оценка. По окончании испытательного срока непосредственный руководитель проводит беседу с коллективом о новом сотруднике, выявляет мнение коллектива, формирует свое мнение, анализирует результаты деятельности новичка. По результатам проведенных мероприятий принимается решение о прохождении (непрохождении или продлении) испытательного срока. Принятое решение фиксируется в оценочном листе, который подписывается непосредственным руководителем сотрудника и самим сотрудником, затем этот лист подшивается в личное дело сотрудника. Результаты доводятся до сведения сотрудника и службы персонала.
БЛАНК ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ Ф.И.О. сотрудника_______ Табельный номер________ Должность______________ Дата проведения оценки __ Оценочный лист
Комментарии и предложения по усовершенствованию_____________ ___________________________ Менеджер подразделения (Ф.И.О.)______________________________ Руководитель комиссии (Ф.И.О.)_______________________________ Сотрудник (Ф.И.О) __________
По итогам оценки менеджером по персоналу составляется письменное заключение в произвольной форме о состоянии уровня адаптированности работника к моменту окончания испытательного срока. В заключении указывается выявленный уровень адаптированности, зафиксированный в бланке оценки адаптации, дается рекомендация о продолжении или прекращении работы по управлению адаптацией. На основании рекомендации руководитель принимает соответствующее решение и доводит его до сведения работника. В случае принятия решения о продлении работы по адаптации руководителем совместно с менеджером по персоналу устанавливается срок, в течение которого данная работа будет проводиться. Также планируются мероприятия, направленные на оказание помощи по тем элементам процесса адаптации (адаптация к условиям труда, к коллективу, к специфике профессиональной деятельности и т.д.), по которым при оценке был выявлен невысокий уровень адаптированности. Проведение мероприятий направлено на улучшение уровня адаптированности работника. В течение 1,5-2 лет (в зависимости от результатов оценки уровня адаптированности) ведется контроль за процессом адаптации. Эту работу выполняет менеджер по персоналу, в обязанности которого входит встречаться с работниками и их руководителями для выявления факторов, мешающих дальнейшему протеканию процесса адаптации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |