Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста



2016-01-05 15339 Обсуждений (0)
Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Ещё задолго до того, как ребёнок встретился с математикой и её формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с некоторыми основными понятиями, которые лежат в основе математического мышления. Многие из этих понятий нам, взрослым, кажутся настолько простыми, что трудно себе представить, что им нужно обучать.

Числа позволяют нам, в сущности, описывать количества систематическим образом. Без чисел мы не можем подсчитать сдачу, сообщить время, найти адрес или телефон друзей, проехать на автобусе. Числа нам нужны, чтобы регулировать всю нашу жизнь.

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется воз­можность их использования в разлитых незнакомых ситуациях.

Чем же руководствуются ученые при определении содержания и програм­мы обучения началам математики детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) от­личаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира.

Как и любая наука, математика имеет свои основные понятия, которыми оперирует: множество, число, счет, величина, форма и др. Исходным содержанием большинства математических понятий служат реальные предметы и явления окружающей жизни и деятельности людей[24].

Основное понятие в математике — множество - совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое. Элементами множества называют объекты, составляющие множество.

Количество - категория, выражающая внешнее, формальное, взаимоотношение предметов и их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Число - показатель мощности прерывной или непрерывной величины.

Цифра - это лишь символ, знак числа, понятие вторичное, на формировании процесса счета умение различать цифры не влечет, считают предметы.

Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.

Счетная деятельность - называние числительных по порядку и соотнесении их каждому элементу множества с выделением итогового счета.

Таким образом, мы рассмотрели основные математические понятия: множество, счет, число и далее, проанализируем основные взгляды психологов и педагогов на вопросы формирования количественных представлений у дошкольников.

Историческому пути становления и развития методики освоения детьми множеств и чисел свойственно разнообразие подходов. Исходные положения, с учетом которых современными педагогами разрабатываются теории и технологии развития у детей числовых представлений, состоят в следующем.

Первая идея — взгляд на число как на «образ».[8] Согласно этой тео­рии, первоначальное представление о числе у детей складывается на основе восприятия множеств (групп предметов) и называния их числом. Одновременно ребенок начинает соотносить цифру, как знак числа, с адекватным количеством. Период восприятия множеств и называния количе­ства элементов числом (без пересчета) исследователи относят к возрасту 2—4 лет (В. А. Лай, К. Ф. Лебединцев, Д. Л. Волковский, Н.И.Чуприкова и др.). Интерес детей 2—3-х лет к называнию количества числом был выявлен в исследовании В. В.Даниловой.

Вторая идея, на которой базируется классическая теория, со­стоит в понимании числа как результата счета.[тот же] Эта идея наибо­лее полно представлена в исследованиях А. М. Леушиной, Н. А. Менчинской и др. «Целостное» восприятие множеств (без сосчитывания) не признавалось данными исследователями и за­менялось «аналитическим» — выполнением действий наложения и приложения в процессе сравнения.

Н. А. Менчинская (психолог), проследившая в 50—60-е гг. XX в. процесс развития понятия ребенка о числе, считала «лож­ным» вопрос о том, что является основой возникновения этого понятия: восприятие множества или счет. По ее мнению, обе точки зрения имеют место. Следует исследовать и реализовывать практически соотношение вос­приятия множеств и счета на различных этапах овладения ребен­ком понятием числа.

А. М. Леушина разработала содержание до числового периода обучения детей 3—4-х лет (сравнение множеств преимущественно путем наложения и приложения, увеличение и уменьшение их) и периода развития у детей в возрасте от 4-х лет числовых представ­лений (освоение счета, сравнения групп предметов по числу, уве­личения и уменьшения чисел, состава чисел). В таком подходе к развитию количественных и числовых представлений в методике обучения не допускалась возможность совмещения взглядов на развитие представлений о числе как «образе» и результате счета. Предлагалось формировать у детей представление о числе в про­цессе со считывания, отсчитывания заданного в образце или на­званном числе количества, воспроизведения чисел.

Реализацию идеи совмещения двух путей познания ребенком чисел разрешил К. Ф. Лебединцев развитием числовых представлений у детей. Он утверждал, что на первоначальном этапе познания чисел ведущим выступает восприятие множества. Ребенок учится использовать числовой ряд для счета, ори­ентироваться в последовательности чисел.

Освоение числового ряда, по мнению Н. И. Чуприковой, изу­чавшей ступени дифференцированного овладения последователь­ностью чисел, начинается очень рано, с отличения числительных от других слов. .[тот же] Дети 2-х лет в ответ на просьбу «Сосчитай, сколько будет», как правило, называют числительные, но вне какого-либо порядка. В дальнейшем они осваивают последовательность чисел; постепенно увеличивается стабильная часть последовательности; уменьшается количество таких ошибок, как нарушение порядка и пропуск чисел. При счете дети допускают ошибки, затрудняются в установле­нии однозначного соответствия между предметами и числами. Дети на этой (первой) ступени освоения еще не владеют навыками счета.

В дальнейшем, овладевая счетом, дети осваивают связь между числами (смежными элементами). Однако связи эти только прямые, ребенок не может начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала последовательности (вторая ступень).

На третьей ступени освоения счета, ребенок последовательно называет числа, начиная с любого числа; называет числа в обратном порядке; называет число, которое следует за заданным, и то, которое предшествует ему.

Исследователи выделяют еще одну более высокую ступень, на которой для ребенка предметом счета становятся сами числитель­ные, элементы числового ряда. Теперь он может отсчитать опре­деленное число элементов, назвать числа (цифры), используемые при этом.

Разработка методик развития у детей числовых представлений с позиций идей теории множеств началась в 50-е гг. XX в. В теории множеств Г.Кантора понятие числа (его количественное значение) базируется на равномощности нескольких совокупностей. Из этого следует подход к методике освоения числа как общего неизменного признака ряда равномощных множеств. Это ведет к осмыслению равночисленности групп предметов. В методике обучения дети сначала осваивают действия с мно­жествами и свойствами предметов: сравнивают, уравнивают по количеству, соотносят, а затем переходят к усвоению чисел.

По мнению Г. Фройденталя, в основе освоения детьми чисел особое место занимает порядковое число. Натуральное число рассматривается при этом и как харак­теристика порядка элементов в множестве. По мнению автора этих мыслей, именно порядковое число ведет к количественному, чем и объясняется значение считалок в развитии у детей числовых представлений

Согласно теории Ж. Пиаже, число рассматривается как связанное не с конкретными предметными действиями, а с отвлеченными от­ношениями на уровне логических операций. .[тот же] К таким операциям относится, кроме классификации, принцип сохране­ния количества и величины. Освоению чисел предшествуют и со­путствуют упражнения в определении отношений соответствия (один к одному), порядка, тожде­ства.

Таким образом, проанализировав различные взгляды педагогов и психологов на освоение количественных отношений чисел и цифр детьми дошкольного возраста мы пришли к выводу, что единой точки зрения на данную проблему не существует.

 

Содержание формирования у детей количественных и числовых представлений

Отображать познавательный материал для изучения с учетом его значимости и в соответствии с возможностями детей – дело весьма не простое. Содержание обучения, т.е. программа по формированию элементов математики, отрабатывалась на протяжении многих лет. В последние 50 лет этот процесс осуществлялся на базе экспериментальных исследований ( А. М. Леушина, В. В. Данилова, Т.В. Тарунтаева, Р. Л. Березина, Г. А. Корнева, Н.И. Непомнящая и др.)

Под содержанием обучения понимаются объем и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.[24].

Содержание математического развития отражено в различных программах воспитания и обучения дошкольников в ДОУ («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Развитие» и др.) в разделе «Формирование элементарных математических представлений», который разделяется на 5 направлений: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В рамках нашего исследования, остановимся на изучении формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Рассмотрим содержание количественных представлений дошкольников через выделенные А.М.Леушиной этапы развития счётной деятельности

I. Этап - Дочисловая деятельность

На данном этапе, для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо научить детей работать с множествами: видеть и называть существенные признаки предметов; видеть множество целиком; выделять элементы множества; называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; делить множества на классы; упорядочить элементы множества; сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному»; создавать равночисленные множества; объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»)

II. Счетная деятельность – включает в себя владение счетом: знание слов-числительных и название их по порядку; умение соотносить числительные элементы множества «один к одному»; выделение итогового числа;

Владение понятием числа - понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); понимание количественного и порядкового значения числа;

Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах- знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); знание связей между соседними числами (больше, меньше).

III. Вычислительная деятельность - включает в себя: знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); знание образования соседних чисел; знание состава чисел и единиц; знание состава чисел из двух меньших чисел; знание цифр и знаков +,-,=,<,>; умение составлять и решать арифметические задачи.

Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления детьми дошкольного возраста необходимо: владение устной и письменной нумерацией (название и запись); владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.)

Полноценное развитие количественных представлений у дошкольника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению, расширяет его жизненные возможности.

Группируя предметы по признакам, вырабатывается у дошкольника умение сравнивать и классифицировать. Объясняя выполненные действия обогащается и развивается его речь. Работая с разнообразным наглядным материалом формируется умение принимать усвоенные знания в новых ситуациях, развивает мелкую моторику. Счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает различные анализаторы. Используя при работе сначала реальные предметы, потом их изображения, затем заменители и слова - развиваются все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Изучение составов числа учат анализировать и синтезировать. Изучение абстрактных математических понятий (число и др.) учит абстрагироваться. При решении и составлении арифметических задач у детей развивается логическое мышление, умственные способности, мыслительные операции, интенсивно развивается речь.

Таким образом, счет, сравнение чисел, арифметические действия и др. становятся доступными детям и используются ими в игровой, бытовой и учебной деятельности. Следовательно, формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе.

1.3. Особенности формирования количественных представлений у дошкольников

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста происходит под влиянием счёта и измерения. Освоение детьми счёта – очень сложный процесс. Истоки счётной деятельности рассматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами[22].

На втором году жизни ребёнка происходит первоначальное формирование представлений о множественности ("много") и единичности ("один") предметов явлений. Накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных элементов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.) [тот же]. Дети овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества (перебирают, пересыпают, перекладывают, раскидывают, собирают, расставляют и пр.). Начинают понимать смысл слов "много" и "мало", но количественная сторона множества не является значимым признаком для детей. Воспринимая множество, не видят границ, не выделяют его элементы, не замечают исчезновение отдельных элементов.

На третьем году жизни появляется тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Дети соотносят слова "много", "мало", "один" с определённым количеством предметов и выполняют просьбу взрослого "дай один мяч" или "дай много конфет". Выделяют один и много звуков. Появляется стремление создавать совокупности предметов. Но интересуют ребёнка не количественные отношения, а сами процессы дробления и объединения. Дети воспринимают множество в его границах, но не умеют следить за отдельными элементами. При накладывании предметов друг на друга возникает интерес к сравнению множеств по количеству и их уравнению ("больше, меньше, поровну"). В процессе организованных действий с множествами под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества.

На четвёртом году жизни для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения.

На пятом году жизни происходит освоение детьми счета – это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:называние слов – числительных по порядку;соотнесение их с предметами;определение итогового числа.

На шестом году жизни у детей складывается ограниченное представление о значении единицы. Она ассоциируется с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обучения дети овладевают умением относить единицу к группе предметов (счет парами, тройками, пятками, и т.д.). Это является основой для понимания десятичной системы счисления.

На седьмом году жизни без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи (условие и вопрос), они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса. Только при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития. [тот же].

Таким образом, на каждом возрастном этапе ребенок усваивает определённое содержание формирования количественных представлений.



2016-01-05 15339 Обсуждений (0)
Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (15339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)