Понятие и сущность государства
Оглавление Введение …………………………………………………………………………........3 § 1. Понятие государства и происхождение государства……………………….....5 1.1 Понятие и сущность государства………………………………………………..5 1.2 Основные причины возникновения государства …………………………......10 § 2. Теории возникновения государства…………………………………………....13 2.1 Теологическая теория ……………………………………………………………13 2.2Патриархальная теория…………………………………………………………...14 2.3 Договорная теория происхождения государства…………………………........16 2.4Теория насилия…………………………………………………………………....18 2.5Марксистская (классово- материалистическая) теория ………………………..23 Заключение…………………………………………………………………………...29 Список использованной литературы ……………………………………………....30 Введение Вопрос о причинах и процессе происхождения государства был и остается ключевым для теории государства и права. Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло и заставляет исследователей анализировать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей её формирования у различных народов во многом позволяет понять различия в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблеме возникновения государства отсутствует. О значимости исследования этой проблемы для юридической науки русский ученый-юрист начала XX века Н.И. Лазаревский писал: «Некоторыми исследованиями этот вопрос о самом происхождении государства считается с научной точки зрения праздным: самого процесса возникновения государственного состояния никто никогда не мог наблюдать, все теории, высказываемые по этому вопросу, не более как догадки. Однако эти теории существуют, имеют своих сторонников, и в этих теориях отражается - и признанием данной теории в значительной мере предопределяется - тот или иной взгляд на самое первооснову государства и на его юридическую природу, и поэтому нам необходимо остановиться если не на всех многочисленных учениях о происхождении государства, то, по крайней мере, на тех, которые являются типичными». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер[1] ,что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую измножественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Актуальность. Вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными уровнями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Однако, следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства. Объектом нашего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе возникновения государства. Предметомисследования выступает сам факт возникновения государства. Целью работы является изучение причин, закономерностей возникновения государства и анализ основных теорий возникновения государства. Данная цель достигается решением следующих задач: · Рассмотреть понятие государство. · Рассмотрение основные причины возникновения государства. · Рассмотреть теории возникновения государства. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Понятие государства и происхождение государства Понятие и сущность государства Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные характеристики государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов. Особая публичная (политическая) власть – один из главных признаков государства[2]. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, – ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также – международных договоров. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. С учетом перечисленных признаков государство – это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю. Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427 – 347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости. Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И. Канту (1724 – 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека. Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, – это сфера долженствования (как должно быть). Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы". Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль[3]. Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим: 1) господство права в общественной и политической жизни; 2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) принцип разделения властей. Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов. Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др. Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями[4]. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Гражданское общество предпосылка и условие существования правового государства. Гражданское общество – есть объединение частных личностей.[5] В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами строятся по принципу – "пределы свободы личности, определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей. Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений. Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться. Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не общество для государства, а государство для общества". Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |