Организация деятельности библиотеки
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «БИБЛИОТЕКА» Содержание Введение Глава 1. Основы библиотечной деятельности 1.1 Организация деятельности библиотеки 1.2 Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность 1.3 Формирование библиотечной статистики Глава 2. Проектирование ИС «БИБЛИОТЕКА» 2.1 Общая характеристика BPwin 2.2 Методологии, используемые в BPwin 2.3 Проектирование модели деятельности библиотеки BPwin 2.4 Диаграммы декомпозиции 2.5 Проектирование деятельности библиотеки в среде ERwin Заключение Список используемой литературы Приложения Введение Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги. Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг. Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д. В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация. Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin. Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке. Основными задачами данной работы являются: – изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности – на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки. Объектом исследования является библиотека. Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
Глава 1. Основы библиотечной деятельности Организация деятельности библиотеки Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования. Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей. Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей. Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности. Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями: - выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки; - помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы; - раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов; - составление информационно-библиографических пособий различного типа; - пропаганда наиболее ценной литературы; - репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д. Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки. В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:
Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях. Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:
Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров. Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:
Каждому читателю присваивается номер читательского билета. В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета. Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги. При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок. При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений. В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг. Объект исследования – библиотека. Предмет исследования – процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица) Входная информация – информация:
- кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки; - кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю; - по заявке какого читателя была выполнена эта операция; - название книги; - дату выдачи книги; - срок, на который выдается книга; Выходная информация – информация:
При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:
При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД. На каждого читателя заносятся следующие сведения:
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:
Все книги различаются по своему уникальному шифру – ISBN. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов. В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки. С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации. При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:
Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах. Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9907)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |