Игра: «Экологический серпантин»
Цель игры: развитие познавательной деятельности детей , проверка экологических знаний и стимулирование к их получению . Подготовка к игре : необходимо разделить детей на команды . Оптимальное количество команд 4-5 , детей в командах до 8 человек . Оборудование : жетоны зеленого , красного и синего цвета , маршрутная карта , призы . Описание игры . Игра проводится на любой подходящей местности . Все команды получают маршрутные карты , на которой указано местонахождение только одной станции ( причем у всех команд разное ). при прибытии на месторасположение станции команда получает задание с несколькими вариантами ответа . При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию . При неправильном ответе команда получает красный жетон и им указывается другое направление в какое - то определенное место , где их встречают лешие , кикиморы и т. п. Они берут у команды маршрутную карту и требуют откупиться . Либо отдать зеленый жетон , либо поработать на благо Земли . За работу дается синий жетон и за него выкупается карта . Заранее готовятся различные формы работы : уборка мусора , посадка деревьев и т.п. Назначается несколько групп сказочных персонажей , чтобы они находились в разных местах . Вернув маршрутную карту нечистая си ла предлагает команде вернуться на станцию на которой они потерпели неудачу и попробовать свои силы еще раз .По окончании игры команды сдают жетоны и определяется победитель . СТАНЦИИ И ЗАДАНИЯ : ( звездочкой отмечены правильные ответы ) СТАНЦИЯ "ПТИЦЫ" Наука , изучающая птиц называется ? 1. Кинология . 2. Орнитология .* 3. Энтомология . Какая птица выводит птенцов зимой ? 1. Филин . 2. Клест * 3. Стриж 4. Стерх На высоте до 4500 метров летают ? 1. Ворона 2. Журавль * 3. Голубь 4. Орел Какая птица умеет бегать под водой ? 1 . Чайка 2 . Гагара 3 . Оляпка * 4 . Зимородок СТАНЦИЯ "НАСЕКОМЫЕ" Назовите самого крупного паука ? 1 . Птицеед . 2. Каракурт . 3 . Тарантул .* 4. Черная вдова Кто слышит ногами ? 1. Сверчок . 2 . Таракан . 3 .Кузнечик * Какая из этих бабочек самая маленькая ? 1 . Моль * 2 . Стеклянница 3 . Шелкопряд . СТАНЦИЯ ГРИБЫ Назовите самый ядовитый гриб ? 1 .Мухомор . 2 . Бледная поганка * 3 . Желчный гриб 4 . Сатанинский гриб Какой из этих грибов является пластинчатым ? 1. Рыжик * 2 . Белый гриб 3 . Подберезовик . Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным ? 1 . Подберезовик 2 . Опенок * 3 . Груздь СТАНЦИЯ "ВОЗДУХ " Лучше всего поглощают выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород ? 1 . Береза . 2 . Тополь 3 . Сирень При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья ? 1 . Кислород 2 . Азот 3 .Углекислый газ * 4 . Уран СТАНЦИЯ "ЛЕС " Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов , для чего ? 1 .Для красоты 2 .Для очищения воздуха * 3 . Для того , чтобы селились птицы и животные . 4 . Для дров . Какое дерево дольше живет ? 1 . Сосна 2. Осина 3 . Дуб * 4 . Ель . На вырубках раньше всех вырастает ? 1. Береза * 2 . Клен 3. Сосна . СТАНЦИЯ "ВОДА " Наиболее загрязненное озеро ? 1 . Глухое 2 . Яльчик * 3 . Конан - ер 4. Шандыр -ер Какое море пересыхает из-за деятельности человека ? 1. Каспийское 2 . Азовское 3 . Аральское * 4. Баренцево По какому животному можно определить чистоту озер и рек ? 1 . Уж 2 . Рак * 3 . Лягушка 4 . Ламинария СТАНЦИЯ "ЖИВОТНЫЕ" У какого животного глаза вращаются на 360 градусов ? 1 . Хамелеон * 2 . Крокодил . 3 . Черепаха . 4 . Лангуст Самое большое животное республики Марий Эл ? 1 . Кабан 2 . Медведь 3 . Лось * Какой зверек все зиму спит вниз головой ? 1 . Еж 2 . Летучая мышь * 3 . Барсук 4 . Ленивец СТАНЦИЯ "ЗЕМЛЯ" Овраги портят землю .Как не дать им возможность увеличиться ? 1 . Засыпать землей 2 . Посадить на склонах деревья * 3 . Делать в них свалки . Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много ? 1. Минеральных удобрений * 2. Воды 3. Органических удобрений Когда проводится "День Земли "? 1 . 19 мая 2 . 8 марта 3 . 22 апреля * 4 . 1 мая . «Экологическая почта» — это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса или учреждения дополнительного образования. В экопочту могут быть объединены и представители разных классов начальной школы. В таком случае, при условии участия в ее работе и учеников старшего возраста она станет организующим центром экологической деятельности всех младших школьников в образовательном учреждении. «Экологическая почта» — это и программа деятельности детского объединения, продолжительностью в один учебный год. «Экологическая почта» — это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира. Особое внимание в предлагаемой игре уделено развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденция экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.
Сентябрь Старт игры. Формирование и открытие «Экологической почты». Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, организаций, с которыми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта — это мы!». Разведка адресов. Октябрь. Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Создание письма предваряется видео - путешествием в историю, в ходе которого дети знакомятся с уникальными природными объектами, потерявшими свой прежний облик сегодня в результате антропогенного воздействия, и заочным путешествием по заповедникам, которое помогает сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии. Созданные письма-рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители. Часть рисунков, на которых изображены объекты ближайшего окружения, могут быть тиражированы и разосланы жителям близлежащих домов, в экологический комитет местной администрации с призывом реализовать художественный замысел юных экологов. Ноябрь. Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого будет создано письмо-обращение к Человеку. Heобходимо, чтобы это были те животные и растения, которые ребенок видел не только на картинке. Подготовка к созданию этого письма включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. Войти в роль ребенку поможет проведенная перед написанием писем встреча на лесной поляне, на которой каждый ребенок расскажет от первого лица о животном или растении, которого он представляет. Данная встреча требует декораций, элементов костюмов у детей, соответствующего музыкального оформления. Созданные письма «От имени природы» желательно собрать в спецвыпуск школьной газеты и издать ее небольшим тиражом для всех классов школы, других детских объединений и родителей учащихся. Декабрь. Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников. Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстникам, жителям микрорайона и т.д.). Обращения могут быть составлены от имени ребенка — родителям («Мама, я не хочу живую елочку!..»), от имени ели — Человеку («Неужели ты хочешь праздновать под умирающим деревом?!»), от имени «разведчиков», донесение которых поможет взрослым узнать адреса магазинов, где продаются искусственные ели, подскажет, чем можно заменить живую ель; обращение к лесникам и торговцам елями («Сегодня больше желающих поставить дома только еловую веточку!..») Январь. Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкармливать птиц (такая ярмарка может быть проведена, к примеру, в ближайших детских садах и сопровождаться творческими выступлениями детей). Февраль. Письма в Красную книгу. Каждый ребенок выбирает одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе создания письма ребенок должен определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. Поэтому желательно выбирать адресаты из своей климатической зоны, чтобы даже простая уборка территории в ближайшем лесу являлась бы для ребенка заботой о своем друге по-переписке. Эффективность воздействия этого письма на детей была бы усилена, если бы после ряда практических дел они получили ответ на свои письма от лесника, от составителей Красной книги с благодарностью за свою экологическую деятельность. Март. Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окружающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из-за тех многочисленных повреждений коры, которые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помощью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые (бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки, саженцы и даже будущие цветы, еще хранящиеся в семенах и т.д. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий. Апрель. Ко Дню Земли, который уже стал традиционным в России, экологическая почта, как говорят, «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют родную планету с ее Днем. Кто все? И сами дети, и животные, и растения, и взрослые... Послания самые разные — и обычные письма, и рисунки, и телеграммы, и стихи, и радиопередачи, и музыкальные обращения к Земле. Вся поступившая на экопочту творческая корреспонденция озвучивается на празднике, в сценарий которого сообщение экопочты включается особой страницей. Кроме «творческой» корреспонденции на экопочту ко Дню Земли могут поступить и посылки, бандероли, адресованные детям, которые будут поздравлять свою планету с праздником. В этих посылках могут оказаться инвентарь для ухода за цветочными клумбами на школьной территории, все необходимое для разведения комнатных растений, образцы игрушек для домашних животных, которые могут изготовить сами дети и т.д. Могут поступить и письма без указания конкретного адресата с просьбой к почтальонам самим определить, кому передать каждое письмо. Это письма-задания от лесника, экологического комитета местной администрации, от администрации школы и т.д. Желательно включить в эту игру родителей; чтобы последующая экологическая деятельность детей осуществлялась при их поддержке, и не только на школьной территории, но и дома, на даче, во время семейных путешествий в природу. Май. Поскольку в этом месяце заметно повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на свежем воздухе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты младших школьников, обращена, главным образом, к ним. Эффективность педагогического воздействия и на самих «почтальонов», и на тех, кому адресована корреспонденция, будет значительно выше, если окажется возможным установить необходимое взаимодействие между школой и, например, станцией юных туристов, другими учреждениями дополнительного образования. Корреспонденция в этом случае может не ограничиваться односторонними обращениями-листовками, направляемыми экопочтой туристским группам, а иметь и ответную реакцию с их стороны — сообщения о состоявшихся походах, наблюдаемой туристами экологической ситуации, сигналах бедствия, возможно, и об оказанной природе помощи во время путешествий.
Заключение Маленькое заключение, примерно листа два. Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Литература 1. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987. 2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. 3. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. – 1998. 4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990. 5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983. 6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990. 7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980 8. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993. 9. Дежникова Н.С., Иванова Е.М., Клемяшова Е.В., Снитко И.В.Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: педагогическое общество России, 2000. 10. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. 1998. 11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. 1998. 12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1993. 13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. 2000. 14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 15. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. 1998. 16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. 17. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. Биология в школе. – 1987. 18. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2000. 19. Цветкова И.В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.:Педагогическое общество России,2000. 20. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998. 21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. РАО – 1996. 22. http://referat.antiarm.ru/ref-6214.shtml 23. http://lib.com.ru/Natural%20Sciences/el_G1.htm 24. http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/56359-jekologicheskoe-obrazovanie-mladshix-shkolnikov-v-kurse-prirodovedenija.html 25. http://www.iafarmers.ru/psihologiya-pedagogika2/ekologicheskoe-obrazovanie-ml-shkolnika/default.htm
Приложение 1
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1499)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |