Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами



2016-01-05 563 Обсуждений (0)
Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами 0.00 из 5.00 0 оценок




Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Досрочный порядок прекращения права пользования недрами»

 

 

Студент группы № 333

Растегаев Владимир Михайлович

 

Научный руководитель

Бойцова Анастасия Николаевна

 

Санкт-Петербург

 


 

Оглавление

Введение. 3

§1 Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами. 4

§2 Анализ порядка обжалования решений органов государственной власти о досрочном прекращении права пользования недрами. 7

§3 Анализ Определения Конституционного Суда Российской Федерации №1862-О-О от 21 декабря 2011 года 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

 


 

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Пункт 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Одной из составляющих природных ресурсов являются недра. Соответственно охрана и регулирование отношений в сфере недропользования являются одной из важнейших задач государства. В данной работе будет дан анализ института досрочного прекращения права пользования недрами, как института обеспечивающего надлежащую охрану участков недр от злоупотреблений со стороны недропользователей и предоставляющего государству определённые гарантии исполнения недропользователем своих обязанностей. Отдельно стоит отметить довольно невысокую степень разработанности темы в специализированной литературе. Исходя из этого, вся работа строится преимущественно на авторском анализе законодательства с учётом мнений отдельных авторов.

Объект курсовой работы - анализ института досрочного прекращения права пользования недрами и анализ порядка обжалования решений о досрочном прекращении права пользования участком недр.

Предмет курсовой работы – рассмотреть порядок досрочного прекращения права пользования недрами как гарантию добросовестного исполнения недропользователем своих обязанностей; рассмотреть порядок обжалования решений о досрочном прекращении права пользовании недрами, как гарантию прав недропользователей.

Цель курсовой работы — анализ определения Конституционного Суда и исследование определенных составных частей института досрочного прекращения права пользования недрами и института обжалования решений органов государственной власти.

Задачи курсовой работы

- Исследование понятия и определение сущности и содержания досрочного прекращения права пользования недрами

- Защита прав интересов государства, как субъекта отношений в сфере недропользования.

- Анализ порядка обжалования решений государственных органов, как гарантии прав недропользователей.

- Анализ определения Конституционного Суда Российской Федерации непосредственно относящегося к теме курсовой работы.

Что касается библиографии, в работу были включены несколько типов источников.

Во первых это многочисленные правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы. Во вторых это юридические статьи по заданной тематике, выходившие в составе периодической научной литературы.

Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами.

В мотивировочной части Определения 1862-О-О от 21.12.2011 года Конституционный Суд Российской Федерации анализирует нормы, закреплённые в статьях 20 и 21 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1[1] , посвящённые регулированию института досрочного прекращения права пользования недрами. Для наиболее полного анализа данного Определения необходимо более подробно рассмотреть институт досрочного прекращения права пользования недрами.

Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Статья 11 вышеупомянутого закона устанавливает обязательный порядок лицензирования деятельности непосредственно связанной с пользованием недрами. При помощи лицензирования государство получает возможность осуществлять контроль над деятельностью недропользователя и за добросовестным исполнением им своих обязанностей. Порядок выдачи лицензий регулируется «Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» утверждённым Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315[2] (далее Административный регламент). Анализ некоторых положений данного акта будет дан позднее в рамках анализа порядка обжалования решений о досрочном прекращении права пользования недрами. Таким образом, законодательство, посвящённое недропользованию в Российской Федерации, в первую очередь, защищает публичный интерес.

Этот момент является чрезвычайно важным для понимания правовой основы недропользования вообще и института досрочного прекращения права пользования недрами в частности. В одной из своих работ М.В. Дудиков пишет[3]: «По данным научных источников, продукция горной промышленности лежит в основе почти 97% получаемой электрической и тепловой энергии <*>. Следовательно, процесс рационального и комплексного недропользования существенно влияет на промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность, что, в свою очередь, влияет на функционирование энергетической системы страны» . Такие данные дают нам понять, что законодательство, несомненно, нуждается в инструментах, с помощью которых государство сможет воздействовать на недропользователя в целях соблюдения условий пользования участками недр.

Таким инструментом как раз и является институт досрочного прекращения пользования права пользования недрами. В отличие от штрафов, суммы которых могут постоянно выплачиваться из получаемой недропользователем прибыли, данный институт ставит под угрозу изъятия сам источник прибыли и наилучшим образом способствует соблюдению установленных условий и правил.

Статья 20 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает перечень оснований, согласно которым право пользования участком недр может быть прекращено досрочно. Представляется необходимым считать данный перечень закрытым, поскольку недропользователь должен осознавать какие его действия могут привести к досрочному прекращению права, в противном случае государственные органы, осуществляющие контроль в сфере недропользования могут прекращать право пользования недрами произвольно. Однако в статье 20 есть положение, согласно которому условия досрочного прекращения права пользования недрами могут быть установлены соглашением о разделе продукции. Пункт 1 статьи 21 Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ[4] гласит: «Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения». С учётом положений пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального Закона, можно заключить, что прекращение соглашения о разделе продукции влечёт за собой одновременное прекращение права пользования участком недр. Таким образом, перечень, закреплённый в статье 20 Закона Российской Федерации «О недрах» для лиц действующих в рамках соглашения о разделе продукции может быть дополнен основаниями, которые содержатся в тексте такого соглашения. Для иных лиц, осуществляющих пользование недрами, данный перечень является закрытым.

Однако, при всех выгодах, которые государству предоставляет механизм досрочного прекращения права пользования недрами, следует сказать, что на сегодняшний день, он достаточно далёк от идеального. В одной из своих работ М.В. Дудиков отмечает[5], что на практике существуют опредёлённые проблемы с применением данной статьи. В частности автор пишет, что существуют определённые проблемы с сохранением горных выработок в случае досрочного прекращения права по вине недропользователя. В законе не прописана обязанность недропользователя, в вышеуказанных случаях, осуществлять мероприятия по консервации месторождений. Соответственно при прекращении права пользовании недрами прекращает работу и вся инфраструктура, направленная на осуществление сохранности участков недр. Также автор обращает внимание на то, что в перечне оснований для досрочного прекращения права пользования недрами отсутствует такое основание как изменение специальной правоспособности субъекта предпринимательской деятельности. Пользуясь данным пробелом в регулировании, недропользователь может уже после получения лицензии изменить свою специальную правоспособность, установленную учредительными документами, не опасаясь, что за этим последуют какие либо санкции. Данную проблему предлагается решить путём включения в перечень условия, согласно которому право пользования может быть досрочно прекращено в случае, если недропользователь перестал удовлетворять требованиям лицензии.

В свою очередь, Я.В. Манин предлагает установить ещё одно основания для досрочного прекращения права пользования: «По инициативе Правительства РФ права разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения в отношении российского юридического лица, завершившего геологическое изучение недр по совмещенной лицензии, а также права геологического изучения недр по факту открытия таким лицом месторождения, приведшего к установлению федерального значения соответствующего участка»[6]. Однако, с включением данных условий в перечень нельзя согласиться, поскольку они устанавливают возможность изъятия участка недр в случае отсутствия вины недропользователя только лишь по причине открытия новых месторождений полезных ископаемых. Также возникает вопрос и о дискриминации российских юридических лиц по отношению к иностранным юридическим лицам, что с нашей точки зрения является недопустимым.

Таким образом, механизм прекращения права пользования недрами является необходимым средством контроля над деятельностью недропользователя, однако, как уже было отмечено, он, безусловно, нуждается в определённом реформировании. В этой главе был представлен обзор института прекращения права пользования участком недр, как института материального права. В следующей главе будет детально рассмотрен порядок обжалования решений органов государственной власти о досрочном прекращении права пользования недрами.



2016-01-05 563 Обсуждений (0)
Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)