Обоснование необходимости внедрения новой услуги
Главной стратегической целью ресторана «Садко» является существенное усиление своего присутствия на Кинешемском рынке в области оказания услуг общественного питания и организации торжеств. К этому есть все предпосылки: как получение компанией опыта, который позволяет предлагать новые проекты и внедрения, так и общий рост уровня спроса на услуги предприятий общественного питания. Бизнес-ланч - достаточно распространенная услуга, особенно в мегаполисах. Бизнес-ланч в России подразумевает обед во время рабочего дня. Основное назначение (функция) бизнес-ланча - обеспечение удовлетворения физиологических и эстетических потребностей населения. Две основные категории посетителей бизнес-ланчей практически у каждого ресторана: это постоянные посетители - те кто работает неподалеку и те, кто регулярно оказывается рядом с рестораном в силу тех или иных причин; вторая группа - те, кто оказался рядом с рестораном случайно, и маловероятно, что еще когда-либо сюда забредет. Таким образом, для ресторана, предлагающего бизнес-ланчи и рассчитывающего делать на этом деньги, а не развлекаться от нечего делать, важно место. Бизнес-ланчи выгодны для ресторанов, расположенных, в первую очередь, в офисной зоне (большое скопление офисов в непосредственной близости от ресторана) и на пути больших потоков людей в будние дни. Причем, если говорить о потоках людей, то очень важно, чтобы ресторан был непосредственно внутри потока. Кроме того, неоспоримое преимущество имеет «раскрученный» ресторан, ресторан-бренд. Впрочем, если он действительно хорошо раскручен, то и во время бизнес-ланча люди очень часто обедают по основному меню. В этой связи можно обозначить «естественных» врагов ресторанных бизнес-ланчей: · Стационарные точки общественного питания в офисных центрах. Если предлагаемый ими ассортимент разнообразный и съедобный, бороться с ним практически невозможно. · Доставка обедов в офис. На предприятии не всегда подходящие условия для приема пищи, стоимость может быть вполне сравнима с бизнес-ланчами, а то и выше. Люди часто предпочитают слегка прогуляться с места работы. Компании, осуществляющие доставку обедов в офис, периодически делают это с перебоями. · Предприятия быстрого обслуживания на улице и колесный фаст-фуд. Основное преимущество предприятий быстрого обслуживания перед ресторанными бизнес-ланчами заключается в следующем: как правило, это больший выбор блюд (или в бизнес-ланчах слишком маленький выбор); обслуживание происходит быстрее; атмосфера (много людей, весело, вкусно, достаточно быстро, не расслабляешься - быстро поел - пошел работать). Стоимость бизнес-ланча в открытых точках питания находится в очень широком диапазоне (от 80 до 500 рублей). Бизнес-ланчи организуются по трем основным типам: · Основное меню со скидками. Большинство рестораторов готовы предоставлять значительные скидки размером в 20-30% на основное меню в период с 12.00 до 16.00 по рабочим дням. Главным плюсом такого предложения, кроме увеличения дневной проходимости, является сохранение реноме заведения, качества блюд и уровня обслуживания. Главным минусом - увеличение времени обеда для делового посетителя. К тому же, даже с учетом скидки, стоимость полного обеда в таких ресторанах в среднем всегда выше, чем цена сформированного бизнес-ланча. · Сформированное меню. Многие рестораторы пошли по пути составления отдельного меню для бизнес-ланча. За редким исключением, такой формат в каждом заведении имеет несколько вариантов: либо по ассортименту внутри одной ценовой категории, либо по количественному наполнению разных ценовых предложений. · В виде шведского стола, когда возможен как свободный выбор всех блюд, так и, что бывает гораздо чаще, только вторых горячих и холодных закусок. Фиксированная цена обеда для клиента в этом случае требует особой тщательности при разработке ассортимента. В любом случае, меню сформированного бизнес-ланча, в отличие от назначения скидок на основное меню, как минимум меняется каждый день в течение рабочей недели. В структуру ресторана «Садко» входят: 1. Два зала - основной площадью 88 кв.м на 70 мест и банкетный площадью 44 кв.м на 40 мест. Режим работы ресторана с 11.00 до 23.00 2. Ресторан площадью 30кв.м на 35 человек. Режим работы – с 11.00 до 23.00. 3. Летней ресторан «Летний дворик». Режим работы - с 11.00 до 23.00 4. Мини-бары в номерах. Ресторан «Садко» принял решение об организации бизнес-ланчей одновременно по трем направлениям: · обслуживание посетителей по сформированному бизнес-меню в основном зале ресторана; · организация шведского стола в банкетном зале ресторана; · организация обслуживания близлежащих организаций по сформированному бизнес-меню. Негативных факторов для организации бизнес-ланчей в близлежащем окружении ресторана «Садко» не очень много, следовательно можно ожидать от услуги хорошей отдачи. Преимущества и недостатки услуги бизнес-ланча ресторана «Садко» можно проиллюстрировать следующей таблицей (оценки имеют следующее значение: 1 - отсутствует, 2- неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично). * - ресторан «У» _ - кафе «Р» O- кафе «С»
Таблица № 2 Преимущества и недостатки услуги бизнес-ланча
Жизненный цикл услуги бизнес-ланч ресторана «Садко» на ближайший год можно проиллюстрировать следующим образом: Стадии жизненного цикла товара в нашем случае совпадают с особенностями колебания потребительского спроса на услуги общественного питания повседневного спроса: · июль - средний уровень спроса, и, соответственно, продаж (стадия внедрения); · август - небольшое увеличение спроса в связи с ознакомлением потребителей с предоставлением услуги (стадия роста); · сентябрь-декабрь - довольно высокий спрос в связи с увеличением покупательского спроса и предстоящими праздниками (стадия насыщения - зрелости); · январь - постепенное снижение спроса (уровня продаж) в связи с периодом каникул и отпусков (стадия спада); · февраль-март - рост в связи с праздниками, возобновлением работы в обычном режиме; · апрель-июнь - небольшой спад в связи с наступлением периода летних отпусков. Таблица № 3 Жизненный цикл услуги бизнес-ланч
После внедрения услуги бизнес-ланч ресторану «Садко» необходимо повышать эффективность услуги и всячески стимулировать людей к посещениям (держать цены на уровне ниже, чем у конкурентов; внедрять новшества). Производственная программа Ресторан «Садко» планирует организацию бизнес-ланча по таким направлениям как: 1. обслуживание посетителей в основном зале по основному или специализированному меню бизнес-ланч; 2. обслуживание посетителей методом «шведский стол»; 3. доставка обедов в офисы. В связи с этим производственные процессы предприятия по организации бизнес-ланча будут включать следующие процессы: 1. разработка специализированного меню на каждый день недели (ресурсы: 1 штатная единица для разработки меню, расчета объемов блюд и стоимости, 1 штатная единица для формирования бизнес-ланча); 2. разработка перечня блюд для формирования шведского стола, закупка оборудования и посуды для размещения блюд, организация расчетного узла (ресурсы: 1 штатная единица для разработки меню и расчета стоимости бизнес-ланча, 1 штатная единица для формирования бизнес-ланча; 1 штатная единица для обслуживания посетителей и предоставления консультаций, 1 штатная единица кассир); 3. разработка рекламного обращения, сбор информации о расположенных в районе организациях, рассылка рекламного обращения, сбор и обработка информации о запросах потребителей, расчет объемов и стоимости заказов, закупка сырья и оборудования для доставки заказов, доставка заказов и получение оплаты (ресурсы: 1 штатная единица - маркетолог, 1 штатная единица для расчета заказов, 1 штатная единица для доставки заказов). Схема взаимодействия участников процесса имеет следующий вид: Залы обслуживания посетителей в ресторане «Садко» рассчитаны на 110 посетителей, 55% планируется оставить под обслуживание постоянных клиентов, а 45% - для предоставления услуги бизнес-ланч, из них по 50% на обслуживание по меню и 50% на «шведский стол». Для доставки в офисы бизнес-ланч рассчитан на 50 человек. Следовательно, производить расчет расходов необходимо на 100 единиц. Себестоимость бизнес-ланча в расчете на одного потребителя составит: Таблица № 4 Калькуляция расхода материалов на единицу товара (стандартный бизнес-ланч на одного потребителя), (переменные расходы в руб.)
Для реализации проекта не требуется дополнительных площадей или мощностей, бизнес-ланчи будут изготавливаться на том же оборудовании, что и блюда для обычного меню. Необходимо только приобрести витрину-холодильник для размещения салатов, закусок, кондитерских изделий, а также стола для горячих блюд и напитков в зале, где потребители будут обслуживаться методом «шведский стол», а также транспортное средство для доставки заказов в офисы. Ресторану «Садко» потребуются следующие машины и оборудование: Таблица № 5 Перечень оборудования и машин (Постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
Необходимо также дополнительно приобрести посуду и инвентарь для приготовления и размещения блюд, а также доставки их в офисы, находящиеся вне здания ресторана (специальные мобильные установки, позволяющие сохранять продукт при определенной температуре):
Таблица № 6 Перечень инвентаря (постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
Необходимо также учесть расходы, прямо не связанные с изготовлением бизнес-ланча, но влияющие на его стоимость. Данные услуги распространяются на всю деятельность ресторана, поэтому их стоимость для проекта можно рассчитать, как долю выручки от оказания услуги бизнес-ланча в общей выручке ресторана. Таблица № 7 Перечень прочих расходов: (постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
Нужно также рассчитать затраты на оплату труда персонала, необходимого для осуществления проекта. Для этого необходимо расширить штат ресторана на следующие единицы: два повара (для приготовления салатов, горячих блюд, кондитерских изделий), пять официантов (2 - для обслуживания в залах ресторана, 3 - для доставки бизнес-ланча в сторонние организации и обслуживания потребителей), два кухонных работника (для подготовки блюд к подаче, уборки), водитель (для доставки обедов в сторонние организации), один калькулятор (для расчета стоимости бизнес-ланча):
2.3 Составление бизнес – плана ресторана «Садко» с целью внедрения бизнес – ланча. Организационный раздел Краткое описание проекта Ресторан будет предлагать своим посетителям широкий ассортимент блюд кухни. В заведение будет находиться бар, в котором представлен выбор напитков, алкогольных и безалкогольных коктейлей. Исполнителем данного бизнес - плана ресторана является ИП Смирнов А.Г, являющийся предпринимателем с 2009 г., основной вид деятельности – услуги общепита (владеет на правах аренды 2 точками общественного питания). В близи районов аналогичные заведения в городе Кинешме отсутствуют, в связи с этим прогнозируется, что ежедневно (особенно в выходные и праздничные дни) ресторан будет посещать значительное количество покупателей. В связи с этим инициатор проекта считает, что работа ресторана является перспективным вложением средств. Ассортимент продукции: · Салаты и холодные закуски · Супы · Вторые горячие блюда и горячие закуски · Десерты, мороженное · Алкогольные и безалкогольные напитки Ресторан располагается на первом этаже гостиницы. Склад находится так же на первом этаже. Продукты питания, напитки будут доставляться на кухню без каких либо проблем. Производственные помещения включают в себя: · заготовочные участки (мясорыбный и овощной цех) · доготовочные участки (холодный и горячий) · зона для мойки кухонной и столовой посуды. · административно-бытовые помещения Производственные участки (цеха) располагаются согласно последовательности этапов приготовления блюд, что полностью исключает: · пересечение потоков сырья и готовых блюд, · грязной и чистой посуды, · пути движения работников и посетителей.
Схема движения товарно-денежных потоков --денежные потоки --товарные потоки
Рис. 2 Схема движения товарно-денежных потоков
Таблица № 8 Организационная форма и система налогообложения
Все покупается у проверенных поставщиков, поэтому все находится под контролем предприятия.
План маркетинга Себестоимость бизнес-ланча в ресторане «Садко» составит 123 рубля. Ориентировочная розничная цена единицы товара 150 руб. Торговая надбавка, позволяющая покрыть расходы в кратчайшие сроки, поддерживать предприятие на конкурентоспособном уровне и получать прибыль, для ресторана «Садко» составляет 22%. Уровень продаж, обеспечивающий покрытие расходов и получение нулевой прибыли, можно рассчитать с помощью следующих показателей: Таблица № 9 Испытание вариантов цен по показателю «Точка безубыточности» (руб.)
Необходимо также просчитать предполагаемую прибыль при различных вариантах цен и рентабельность проекта с тем, чтобы выбрать наиболее оптимальный уровень цен. Таблица № 10 Исходные данные и результаты испытания показателей проекта на прибыльность( в руб.)
Для обеспечения прибыльности планируемого проекта необходимо применить маркетинговые технологии. При этом следует разделять методы стимулирования различных категорий потребителей - постоянных и спонтанных. Со второй группой - случайными клиентами работать проще. Для них из всех рекламно-маркетинговых средств целесообразно использовать средства наружной рекламы. То есть человек должен увидеть, что вот - ресторан, в нем есть бизнес-ланч по такой-то цене и в таком-то составе. Обычно это достигается за счет штендера перед входом (или его аналога - щита на стене, промоутера, раздающего листочки с приглашением посетить ресторан и т.п.). Для постоянных клиентов продвижение услуги для ресторана будет немного сложнее. Сначала нужно сделать хороший бизнес-ланч, который включает в себя следующие составляющие: - цена - та, которую могут заплатить работающие рядом с рестораном, - разнообразие меню в течение дня и каждый день, - качество и скорость обслуживания. Каждый день должен быть выбор. Даже в любой недорогой столовой есть выбор и практически каждый день в меню что-то меняется, следовательно нет оснований полагать, что рестораны в этом отношении должны уступать столовым. Скорость обслуживания - достаточно легко рассчитываемый показатель. Предположим, клиент работает в офисе, начался перерыв на обед, десять минут нужно чтобы собраться, одеться, выйти на улицу, зайти в ресторан. Заказ и его ожидание - Х минут. Время на поедание и расчет - минут двадцать-тридцать. Еще 10 минут на возврат в офис. Итого, 45 минут без учета ожидания. Итого, при часовом перерыве минуты, затраченные на ожидание обслуживания становятся весьма весомыми. Поэтому необходимо обслуживать быстро. Отсутствие разнообразия посетители могут прощать какое-то время, задержку обслуживания - не более двух раз, особенно при наличии альтернативы. Привлечение потенциальных постоянных клиентов и их удержание сводится к следующему. При введении услуги бизнес-ланч необходимо пройти по близ расположенным офисам. Потенциальных посетителей нужно проинформировать и пригласить работников в ресторан, так как большинство из них скорее всего не обратит внимания на появление данной услуги без личного приглашения. Для подкрепления устного приглашения нужно распространить рекламные материалы, содержащие информацию о цене, ассортименте, частоте обновления (меню на неделю), возможность скидок. Для первого посещения такой рекламный листок может являться скидочным талоном. Те же самые рекламные материалы можно разместить и внутри заведения на столиках таким образом, чтоб их можно было взять с собой и передать своим коллегам. Целесообразно делать скидки на коллективные посещения, поскольку обслуживание группы клиентов одновременно легче и выгоднее для ресторана, чем-то же количество посетителей, «растянутое» в течении дня. Поскольку в ресторанах, расположенных в зоне деловой застройки, люди часто еще и завтракают можно попробовать соединить эти услуги в единый пакет. Например, сделать совместную скидку при пользовании обеими услугами. Необходимо примечать и поощрять своих самых постоянных клиентов, предоставив скидку или небольшой презент за счет заведения (например, бесплатное блюдо или сувенир с фирменным логотипом, бесплатный обед в день рождения). Также целесообразно разместить рекламные объявления в региональных газетах и местных каналах телевидения. Это хороший повод привлечь внимание к ресторану, а также напомнить о себе. С целью получения откликов об услуге для ее совершенствования, привлечения более широкого круга потребителей и удержания постоянных необходимо периодически проводить опрос посетителей. Можно предложить следующий вариант анкеты: АНКЕТА ресторан бизнес ланч услуга Уважаемый респондент! Ресторан «Садко» проводит опрос потребителей с целью определения «воспринимаемой ценности» услуги бизнес-ланч и ее совершенствования. Просим Вас ответить на следующие вопросы. 1. Пол (м, ж) 2. Возраст - до 18 - от 18 до 35 - от 35 до 45 - старше 45 3. Вид деятельности: - работаю - учусь 4. Средний уровень Вашего дохода в месяц - до 5 тыс.руб. - от 5 до 10 тыс.руб. - от 10 до 15 тыс.руб. - свыше 15 тыс.руб. 5. Как часто Вы пользуетесь услугой бизнес-ланч? - ежедневно - 2-3 раза в неделю - в «особых случаях» 6. Как часто Вы посещаете ресторан «Садко»? - ежедневно - 2-3 раза в неделю - в «особых случаях» 7. Какой вид бизнес-ланча Вы предпочитаете? - по обычному меню - по специальному (комплексному) меню - шведский стол 8. Какую цену Вы готовы ежедневно платить за бизнес-ланч? - от 90 – 120 - от 121 – 150 - от 151 – 300 - от 300 и выше 9. Каким критериям Вы отдаете предпочтение при выборе бизнес-ланча? - цена - качество - размер порций - разнообразие меню 10. Где Вы предпочитаете обедать? - в ресторане (кафе) - на рабочем месте 11. Оцените, пожалуйста, бизнес-ланч ресторана «Садко» по пятибалльной системе - наличие выбора блюд - размеры порций - цена - качество - разнообразие меню 12. Из какого источника Вы узнали о существовании данной услуги в ресторане «Садко»? - реклама - «из уст в уста» - другое 13. Ваши предложения по совершенствованию бизнес-ланч ресторана «Садко»: _________________________
Финансовый план и финансовые стратегии В таблице, представленной ниже, прогнозируется количество продаж бизнес-ланчей в ресторане «Садко» по каждому месяцу года на основании конфигурации графика «Жизненный цикл товара»; рассчитываются переменные расходы на производство товара в рамках каждого месяца планируемого года; определяются затраты каждой составляющей постоянных расходов по каждому месяцу; устанавливается процент налога на добавленную стоимость соответствующий рассматриваемому организационно-правовому статусу фирмы и виду товара; устанавливается процент налога на прибыль; Определяются: доходы от продаж; валовая прибыль; сумма постоянных расходов; величина налога на добавленную стоимость; величина налога на прибыль; чистая прибыль.
Таблица № 11 План доходов и расходов по месяцам в рамках года (руб.)
Необходимо также разработать «План поступлений и выплат», который позволяет планировать денежную наличность. Он разрабатывается на основе «Плана доходов и расходов», но с учетом получения необходимых кредитов в коммерческих банках и их погашения. Должны быть учтены возможные предоплаты, отсроченные платежи, а также продажи товаров в кредит.
Таблица № 12 План поступлений и выплат на первый год по месяцам в рамках года (руб.)
(0.011 сек.) |