КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Представленные данные подтверждают, что в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации наблюдается концентрация определенных нагрузок на различных мезоциклах круглогодичной тренировки. Это обстоятельство позволяет подразделить тренировочные нагрузки на группы и программы в соответствии с характером их воздействия на организм, биоэнергетикой во время выполнения упражнения, педагогическим эффектом выполнения упражнений. Для спринтеров высокой квалификации основными тренировочными программами являются: 1-я программа (J4) - упражнения аэробной направленности. Кроссовый бег до 30 минут. Бег на отрезках свыше 400 м со скоростью ниже 80 % (ЧСС - 120-130 уд/мин). Используется: • на общеподготовительном этапе -1-2 раза в неделю; • на специально-подготовительном этапе - 1 раз в неделю; • в соревновательном периоде - 1 раз в неделю (до 15 мин или как средство восстановления после соревнований). 2-я программа (J3) - упражнения аэробно-анаэробного направленности. Бег 100-300 м со скоростью 90-81%. Используется: • на общеподготовительном этапе - до 3-4 раз в неделю; • на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; • в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю. 3-я программа (J2) - упражнения анаэробно-гликолити ческой направленности. Бег 100-300 м со скоростью 100-91 %. Используется: • на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю; • на специально-подготовительном этапе -до 2 раз в неделю; • в соревновательном периоде - 1 раз в неделю. 4-я программа (J1) - упражнения алактатно-анаэробной направленности. Бег до 80 м со скоростью 100-96%. Используется: • на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю; • на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; • в соревновательном периоде - 2-3 раза в неделю (с учётом участия в соревнованиях). 5-я программа: ССП - упражнения скоростно-силовой подготовки (прыжковые упражнения и упражнения с отягощением). Здесь необходимо отметить, что в изучаемой литературе (Хоменков JI.C., 1987; Озолин H I Воронкин В.И., Примаков Ю.Н., 1989, и др.) не предусматривается выделение скоростно-силовой подготовки в самостоятельную программу. Однако для наглядного отображения всей тренировочной нагрузки спринтеров мы решили проанализировать и выделить данную подготовку легкоатлетов в отдельную программу. Используется: • на общеподготовительном этапе - по 2 раза в неделю; • на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; • в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю. Для эффективного построения тренировочного микроцикла следует учитывать воздействие на спортсмена различных по величинe и направленности нагрузок, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важным являются сведения о кумулятивном эффекте различных нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений. При планировании двух или трёх занятий с различными нагрузками в день необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обуславливающие. Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трёх типов: • первому, выраженному тренировочному эффекту с максимальным ростом тренированности; • второму, незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; • третьему, переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или нерациональность их чередования может привести к переутомлению спортсмена, т.е. вызвать реакцию третьего типа. На основании полученных данных представляется возможным рассматривать подготовку спринтера как выполнение определенных тренировочных программ. При этом каждая программа в недельном микроцикле может выполняться большим, средним и малым объёмами. ВЫВОДЫ. Исходя из изученного материала по теме: «особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции», можно сделать следующие выводы: 1. В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку. На первом этапе подготовки основное внимание уделяется освоению техники легкоатлетических упражнений. На втором — наряду с обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств. 2. Подготовительный период перед соревнованиями имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта (СФП); овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности. 3. Мы изучили комплекс упражнений для физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции, и на основании полученных лапных представляется возможным рассматривать подготовку спринтера как выполнение определённых тренировочных программ. При этом каждая программа в недельном микроцикле может выполняться большим, срелним и малым объёмами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Алабин В. Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков. Автореф, канд. дисс. М., 1966. 1. Алабин В. Г. Начальная спортивная подготовка юного легкоатлета. Минск, 1972 2. Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДНД999 3. Бальсевич В. К. Исследование основных параметров движений в беге на скорость и некоторые пути совершенствования в технике бегунов на короткие дистанции. Автореф. канд. дисс. М., 1965. • 4. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 5. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве». - М.: Физкулы ура и спорт, 1985. 6. Бриедис А. А. Подвижные игры. Л., 1961. 7. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М., 1968. 8. Вайцеховский С.М. Книга тренера . М., 1971. 9. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 1993. 10. Геллер Е.М. Спортландия. Минск, 1969. 11. Гилмор Г. Бег ради жизни. М., 1970. 12. Гойхман П., Трофимов О. Легкая атлетика в школе. - - М.: Физкультура и спорт, 1972. 13. Горбунов В. Подружись с «королевой». М., 1970. 14. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при завятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1991. 15. Донской Д. Движения спортсмена. М., 1965: 16. Егер К, Оелыплегель Г. Юным спортсменам о тренировке. - М.: Физкультураи спорт, 1975. 17. Залесский М., Рейзер JI. Путешествие в страну бега.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., «ФиС», 1970 19. Иванов Г.Д. Физическое воспитание. Учебник. Алматы: РИК, 2005. 20. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1978 21. Ионов Д., Черняев Г. Пути прогресса в спринте.— «Легкая атлетика», 1968, 11,28—29. 22. Кайтмазова Е.Н., Теннов В.П. Легкая атлетика за рубежом. На старте женщины. М.: «Физкультура и спорт», 1978. 263 с. 23. Коробков Г.В. Записки легкоатлета. М., 1971. 24. Кузнецов В.В. Бег, прыжки, метания. — М.: Физкультура и спорт, 1964. 25. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М., 1970, 26. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова.-М.:Радуга,1982 27. Легкая атлетика для юношей: Сборник статей / Под ред. П. Лимаря. - М.: Физкультура и спорт, 1984. 28. Легкая атлетика. Под общей редакцией Е. М. Лутковского, А.Л. Филиппова. М., 1970, 174—177 29. Легкая атлетика. Учебник для инструкторов физкультуры. Под общей редакцией Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова. М., 1972,243—-252. 30. Ломан В. Бег, прыжки, метания. — М.: Физкультура и спорт, 1976. 31. Малков Е.А. Подружись с королевой спорта. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. 32. Масловский Е. А. Экспериментальное исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательного навыка у девочек и девушзк (на примере прыжков в длину с разбегу). Дисс. канд. М., 1967.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |