Глава II История процесса становления женского образования в России. Противоречия в системе женского образования во второй половине XIX века
2.1 История женского просвещения в России. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам».[18,с.654-689] В 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. [6,с.89-100] С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы. Так, основателем "Воспитательного общества благородных девиц" был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием "Смольного института". Императрица Мария Федоровна была инициатором открытияМариинского института для лиц недворянского сословия.[12,с.28-30] Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство, царь которого писал: «Аз есмь в чину учимых и учащих меня требую», естественно столкнулись и с вопросами женского образования. Знание традиционно считалось привилегией мужчин, образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной. На первых порах инициатором приобщения женщины к просвещению стало государство. Еще с начала века, в царствовании Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Так возникает, хотя пока что и в исключительно своеобразной форме, проблема женского образования. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта. Отношение самой женщины к грамоте, книге, образованию было еще очень напряженным. К концу XVIII века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты. Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Права поступления в университет женские гимназии не давали. Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классам женских гимназий.[12,с.30-35]В первой половине XIX века женское образование строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений [11,с.305-306]. Хотя, следует отметить, что Смольном институте среди смолянок попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Однако чаще институтки происходили из семей не очень богатых, но сохранивших еще хорошие связи. Там можно было встретить и дочерей героически погибших генералов, не сумевших обеспечить их будущее хорошим приданым (такие назначения в институт бывали обычно жестом особой царской милости), и девушек из знатных, но обедневших семей, и совсем не знатных девушек, чьи отцы, однако, заслужили покровительство при дворе. Состав смолянок в целом был пестрым, смешанным, как позже — состав воспитанников Царскосельского лицея, и обстановка — при всех глубоких отличиях — отчасти напоминала (по крайней мере, при Александре I) лицейскую. Как и в лицее, учащиеся, с одной стороны, принадлежали к семьям средней знатности, с другой — находились, как и лицеисты, в непосредственной близости ко двору. Обучение в Смольном институте длилось девять лет. Сюда привозили маленьких девочек пяти-шести лет, и в течение девяти лет они жили в институте, как правило, не видя, или почти не видя, дома. Если родители, жившие в Петербурге, еще могли посещать своих дочерей (хотя и эти посещения специально ограничивались), то небогатые, особенно провинциальные институтки на годы были разлучены с родными. XIX век снова сталкивается с проблемой «неравного» образования для мальчиков и девочек и неудовлетворенностью результатами женского образования. Так, в мужском образовании положение остается достаточно благополучным: для мальчиков открываются новые учебные заведения, совершенствуются учебные программы, подготавливающие выпускников к требованиям жизни. Одним их замечательных примеров мужских учебных заведений того времени может быть Царскосельский лицей.[3,с.20-31]Царское правительство преследовало практическую цель: подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща. Учебная программа была очень насыщенной – что способствовало развитию разносторонних интересов лицеистов. В лицее царила идеальная атмосфера: лицеисты много общались с талантливыми, творческими, мыслящими людьми, зачитывались отечественной литературой, вели бесконечные и горячие обсуждения; в лицее уважалось и поддерживалось стремление мальчиков к собственным решениям и выбору, воспитывалась индивидуальность, мужественность, решительность, трезвый взгляд на жизнь. Царскосельский лицей признан лучшим учебным заведением всех времен и даже идеалом школы будущего. Вот почему так актуальны, так нужны уроки лицея, с его идеалом свободной, талантливой личности – и учителя и ученика [3,с.30-34]. Если же говорить о женском образовании, то можно отметить, что в начале XIX века стали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования не внесли – оно по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить вообще не приходится. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Но стоит отметить, подводя итог всему сказанному в параграфе, условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
2.2 Изменение отношения к обучению и просвещению женщин в 60-ых годах XIX века. В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни: оно имело закрытый, привилегированный, узкосословный характер, оторванность от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения мальчиков и девочек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек обучалось крайне мало.[17,с.312-316] Конечно, такое положение женского образования требовало серьезных изменений, новых теоретических и практических разработок, которые были созданы представителями общественного движения 60-х годов. Они отстаивали идею интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального развития личности женщины в соответствии с ее естественной и социальной природой, общественными и семейными интересами. В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. [1,с.458-465]К последней четверти XIX века среднее и среднее специальное образование для женщин было уже рядовым фактом, и главный акцент был перенесён на борьбу за высшее образование. Женщинам последней трети XIX века приходилось бороться теперь уже за высшее образование. Как и прежде, то была, прежде всего, частная инициатива. Так, усилиями А.П.Философовой, М.В.Трубниковой и Н.В.Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы - Владимирские, Аларчинские в Петербурге, Лубянские в Москве. Позже подобные курсы были открыты в Киеве. Можно сказать, что общественное мнение уже с гораздо большим сочувствием откликалось на требования женщин, стремившихся к получению высшего образования. Да и сами женщины были более подготовлены к нему к этому моменту. Открывались всё новые и новые высшие женские курсы: политехнические, агрономические, архитектурные, строительные, инженерные.И, тем не менее, высшее женское образование прокладывало себе путь с трудом: запреты и отмены запретов, ограничения, частичные разрешения и т. п. тормозили дело. Выпускницы высших курсов не обладали особыми правами. Так, только в 1897 г. женщина-врач получила равные права с мужчинами на врачебную деятельность и государственную службу (по-прежнему - кроме прав по чинопроизводству). В 1886 г. Министерство народного просвещения предписывало прекратить приём слушательниц на все женские курсы, объясняя эту меру необходимостью "кардинально решать" вопрос о женском образовании. Когда в 1889 г. приём на Петербургские курсы был возобновлен, организация их была уже иной - во главе курсов ставился директор, назначаемый министерством. Из учебной программы были исключены естественная история, гистология и физиология человека и животных. Оставалось лишь два отделения, а число слушательниц сокращалось до 400 человек. Всё это замедляло развитие женского образования, но не могло остановить его. В 1900 г. вновь открылись курсы в Москве, в 1906 - в Казани.В развитии женского образования и воспитания огромную роль сыграла в 60-е годы статья русского хирурга Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой автор сделал совершенный переворот во взглядах на воспитание и образование, в том числе и на просвещение женщины.[9,с.302] Эти гуманистические идеи продолжали педагоги-демократы Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, К.В. Ельницкий. Интересны взгляды К.Н. Вентцеля. Женское образование педагог считал естественно необходимым и важным.[9,с.303-304] Эпоха реформ 60-х годов прошлого столетия существенно изменила морально-политический климат в обществе, впервые обратив внимание как правительства, так и российской общественности на проблемы воспитания и обучения. Но, подводя итог исследования, в целом женское образование в 60-х годах XIX века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу и высшее учебное заведение, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего и высшего образования в России.
Заключение В процессе данного исследования был изучен период 60-ых годов XIX века в контексте изменений в системе образования, так же были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Было выявлено, что ряд внешних и внутренних политических изменений в стране повлекли к образованию необходимых для России того времени новых педагогических движений. Общественно-педагогическое движение второй половины XIX определилось как одно из ведущих направлений единого процесса демократизации и реформирования устоев общественной жизни России в условиях перехода от традиционной статичной экономики к интенсивному индустриальному развитию. Инициативы этого движения стали способом реализации демократических устремлений широких кругов российского пореформенного общества. Они воплотились в демократические и гуманистические устремления отечественной педагогики, генерировали новые идеи и технологии обучения и воспитания подрастающих поколений, внедряли их в образовательную практику. Благодаря общественным инициативам обрела реальный практический облик модель массовой народной школы, разработанная выдающимися русскими педагогами Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и их последователями. Эта модель качественно отличалась от насаждавшейся государством церковноприходской школы своей способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, ориентацией на передовую науку. Общественно-педагогические инициативы способствовали солидаризации и сплочению российского учительства, обеспечивали реальные условия для участия «учительской демократии» в формировании в России гражданского общества и правового государства. Изменения в системе образования в изученный период имели решающие значение для перехода страны к всеобщему начальному образованию, подготовило почву для решения проблемы на законодательном уровне. Отношение к женщине и осмысление ее роли в обществе подвергалось различным влияниям, связанным с историческими особенностями развития России. Полемичность в рассмотрении женского вопроса, характерная для отечественной философской и педагогической мысли, свидетельствует об остроте и актуальности данной проблемы. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. Но начиная с 60-ых годов XIX века, такое отношение начинает меняться в лучшую сторону. Важной особенностью этого периода является расширение сфер применения женщинами своих талантов, способностей. Более того, занятие женщинами наукой показало ее роль в приумножении знания. История знает множество примеров жизни и деятельности ярких и интересных женщин-ученых. Их деятельность повлияла на повышение интереса гуманитарных наук к проблемам положения женщин в обществе. Стала актуальной тема влияния женщин на ход исторического процесса, на развитие человеческой цивилизации. Приложение 1) Батышев, С.Я. История профессионального образования в России/ С.Я. Батышев. -М. : Профессиональное образования,2003.-663с. 2) Бердяев Н.А. Духи русской революции. Вехи. Из глубины / Н.А.Бердяев -М. : Правда, 1991.-501с. 3)Бухарина А.В. История и культура Императорской России:XIXвек: учебное пособие / А.В. Бухарина. -М. : 2005.-75с. 4) Гумилёв Л.Н. Наследники / Л.Н. Гумилёв. -М. : Аст Мосва,2006.-559с. 5) Джуринский А.Н. История педагогики и образования / А.Н.Джуринский. -М. : Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2006.-400с. 6) Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев; изд-е 2-е.-Пг. : Книжный склад «Земля»,1915.-250с. 7) Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов. -М. : Просвещение,1982.-427с. 8) Кураев А.Н. Взаимоотношения полит.партий и массовых организаций в период революции 1905-1907г. : диссертация доктора исторических наук: 07.00.02 / А.Н. Кураев, Рос.заочный инст. текстильной и легкой пром. -М. : 2008.-375с. 9) Латышина Д.И.История профессионального образования и педагогической мысли: учебное пособие / Д.И,Латышина.-М. : Гардарики,2005.-608с. 10) Милов Л.В.История России XVIII-XIX веков / Л.В. Милов. -М. : Эксмо,2006.-784с. 11) Моздалёвский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней: в 2т / Л.Н. Моздалёвский.-Спб. : Алетейя,2000.-432с. 12) Москалёва М.Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX-начале XX века / М.Ю. Москалёва. –Иваново : 1997.-с.28-30 13) Никольская А.Н. Роль Н.И.Пирогова в русской психологии / А.Н.Никольская . -М. : Вопросы психологии, 1982.-150с. 14) Ободовский А.Г.Руководство к педагогике / А.Г. Ободовский. -Спб. : Тип.Злазунова,1835.-278с. 15) Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.-М. : Изд-во Акад.пед.наук РСФСР,1952.-702с. 16) Победоносцев К.П. Московский сборники / К.П. Победоносцев. -М. : Синодальская типография,1901.-153с. 17) Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв. : учебное пособие. / А.И.Пискунова . -М. : ТЦ «Сфера»,2001.-512с. 18) Православная Богословская энциклопедия: в 3 т. /под ред. А.П. Лопухина. -Пг. : 1903.-790с. 19) Рачинский С.А. Заметки о сельских школах / С.А. Рачинский. -СПб. : «Русь»,1883.-с.2-4 20)Рябова Т.Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. / Т.Б. Рябова. –Иваново : Изд.центр «Юнона»,1999-211с. 21) Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах: в 2 т. / К.Д. Ушинский. -М., Л. : 1948-с.250-264 22) Чернышеский Н.Г. Антропологический принцип в философии / Н.Г. Чернышевский. -М. : Правда,1974-489с. 23) Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики / В.Д. Шадриков. -М. : 2005.-76с. 24) Шамсутдинов Р.Р. Общественно-педагогическое движение в России на рубеже 60-х годов XIX века: нравственно-воспитательная парадигма. Диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Р.Р. Шамсутдинов, Татар.гос.пед.ун-т. –Казань : 2010.-178с. 25) Шинелева Л.Т. Женщина и общество. Декларация и реальность / Л.Т. Шинелева. -М. : Политиздат,1990.-175с. 26) Юркевич П.Д. Философские произведения / П.Д. Юркевич. -М. : Правда,1990.-670с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2001)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |