Глава III Художники-передвижники России
Вторая половина XIX века - начало XX века. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль («бунт четырнадцати»), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году «Товарищество», уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени. Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX - начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие. В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов. Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Заключение Реалистическая живопись XIX века занимает определенное, по праву заслуженное ею место в развитии истории живописи минувшего столетия. Становление реалистической школы живописи было продиктовано прежде всего необходимостью «приблизить» живопись к жизненным реалиям, необходимостью выражения нового «жизненного мира» XIX века, кардинально отличающегося от жизненного уклада и, соответственно, ценностного наполнения повседневности предшествующих эпох, культура которых в своей основе оставалась традиционной. Желание приблизить искусство к народу для художников 60 – 70-х годов было теснейшим образом связано с идейно-воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты, и изобразительный язык своих произведений художники старались сделать доходчивыми, доступными пониманию каждого.
Список литературы:
1. Афанасьев М. Современный русский Реализм – Москва: СканРус, 2001-2003 2. Байрамова Л. Гюстав Курбе. – Москва: Белый город, 2006 3. Гидони Г. Гюстав Курбэ. – Ленинград: Лаборатория искусства света и цвета, 1933 4. Даниэль С. Французская живопись. Взгляд из России. – Санкт-Петербург: Аврора, 1996; Бурнемут: Паркстоун, 1996 5. Езерская Н. А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. – Москва: Изобразительное искусство, 1987 6. Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи XIX века. – Ленинград: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1972 7. Калитина Н. Гюстав Курбе. Очерк жизни и творчества. – Москва: Искусство,1981 8. Каталин Геллер Французская живопись XIX века. – Будапешт: Эдетеми, 1988 9. Коган П. С. Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в.- Москва, 1923 10. Козлова О. Т. Фотореализм – Москва: Галарт, 1994 11. Мамонтов С.П. Основы культурологии – Москва: Олимп, 1999 12. Мастера искусства об искусстве. – Москва: Искусство, 1967 13. Меринг Ф. Литературно-критические статьи, т. II (Проблема реализма в европейской литературе XIX в. и начала XX в.) – Москва -Ленинград : Academia, 1934 14. Мирский Д. Реализм // Литературная энциклопедия – Москва, 1937 15. Парамонов А. В. Передвижники. – Москва: Искусство,1976 16. Петров С. Реализм – Москва: Просвещение, 1964 17. Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века. - Ленинград: Искусство, 1981 18. Рогинская Ф. С. Передвижники. – Москва: Искусство, 1993 19. Тихомиров А. Н. Гюстав Курбе – Москва: Искусство, 1965 20. Экштут С. А. Шайка передвижников. – Москва: Белый город, 2001
1. Курбе Гюстав (1819—1877) Человек с трубкой (Автопортрет). Около 1848—49 Холст, масло. 45 x 37 Музей Фабра, Монпелье
2. Курбе Гюстав (1819—1877) Виолончелист (Автопортрет) . 1847 Холст, масло. 117 x 90 Национальный музей, Стокгольм
3. Курбе Гюстав (1819—1877) Встреча («Здравствуйте, господин Курбе!») . 1854 Холст, масло. 129 x 149 Музей Фабра, Монпелье
4. Курбе Гюстав (1819—1877) Ателье . 1855 Холст, масло. 361 x 598 Музей Орсе, Париж 5. Курбе Гюстав (1819—1877) Похороны в Орнане . 1849—50 Холст, масло. 315 x 668 Музей Орсе, Париж
6. Курбе Гюстав (1819—1877) Корзина цветов . 1863 Холст, масло. 73 x 109 Кунстхалле, Бремен
7. Курбе Гюстав (1819—1877) Женщина с попугаем . 1866 Холст, масло. 129,5 x 195,6 Метрополитен-музей, Нью-Йорк
8. Курбе Гюстав (1819—1877) Уснувшая пряха . 1853 Холст, масло. 91 x 115 Музей Фабра, Монпелье
9. Курбе Гюстав (1819—1877) Скала в Этрета после шторма . 1869—70 Холст, масло. 133 х 162 Музей Орсе, Париж
10. Скала в Этрета в настоящее время
11. Курбе Гюстав (1819—1877) Девушки на берегу Сены . 1856—57 Холст, масло. 174 x 200 Музей Пти- Пале, Париж
12. Курбе Гюстав (1819—1877) Купальщицы . 1853 Холст, масло. 227 x 193 Музей Фабра, Монпелье
13. Автопортрет (Курбе с черной собакой)». 1844 г. Холст, масло. Музей дю Петит Палас, Париж.
14. Жан-Франсуа Милле (1814-1874) Сборщицы колосьев, 1857
15. Жан-Франсуа Милле(1814-1874) Женщина, пекущая хлеб, 1854
16. Оноре Домье (1808 — 1879) Дон Кихот,1850-ые годы 17. Оноре Домье (1808 — 1879) Вагон третьего класса, 1862
18. Иван Николаевич Крамской «Неизвестная»
19. Василий Перов (1834-1882) Охотники на привале, 1871. 21. Григорий Мясоедов Страдная пора (Косцы),1887
22.Владимир Маковский "На бульваре" 22. Куинджи Море. Крым
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |