Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания



2016-01-05 2988 Обсуждений (0)
Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Междунарeодный государственный экологический университет

Имени А. Д. Сахарова»

 

 

Факультет экологической медицины

Кафедра экологической медицины и радиобиологии

 

Факторы, влияющие на эффективность запоминания

 

Курсовая работа студентки 3-ого курса

 

ЖОРОВОЙ кристины Сергеевны

 

______________К. С. Жорова

 

 

«Допустить к защите» Зав. кафедрой экологической медицины и радиобиологии к.б.н. , доцент   ______________ Н. В. Прокопенко   «____»________________2015 г.     Научный руководитель Старший преподаватель     ____________Н. М. Руткевич .    

 

Минск 2015

 

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты памяти 6

1.1 Понятие памяти 6

1.2 Свойства памяти 9

1.3 Теории памяти 10

 

Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания 13 2.1 Произвольное и непроизвольное запоминание 13

2.2 Способы и условия запоминания 14

2.3 Роль речи в процессах запоминания 16

2.4 Факторы, оказывающие влияние на работу памяти 17

2.5Влияние стресса на память 19

 

Глава 3. Методы запоминания 19

3.1 Методы запоминания иностранных слов 24

 

Заключение 28

 

Литература 30

 

 

 

 

Реферат

 

Курсовая работа 30.: 3 рис.,4табл., 19 источник.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ

Объектом исследования являются фактор, методы и приёмы, влияющие на запоминание

Цель работы – изучение факторов, механизмов и закономерностей запоминания

Проведён анализ научной литературы по теме курсовой работы, изучены факторы, методы и приёмы, влияющие на запоминание.

Введение

 

Память – способность к запоминанию, сохранению, воспроизведению информации. Она позволяет сохранять и умножать в будущем опыт прошлого, узнавать новую информацию, не теряя уже изученного и составлять таким образом целостную картину мира. Любое переживание или впечатление оставляет свой след в памяти, сохраняющийся длительное время и при необходимости извлекающийся для использования.

Память – сложный психический процесс, состоящий из множества других процессов, таких как запоминание, забывание, воспроизведение и сохранение информации, связанных и взаимодействующих друг с другом. Она необходима человеку как средство накопления информации, знаний и опыта, позволяет развиваться и совершенствоваться. Благодаря способности запоминать человек может действовать разумно, а не под влиянием инстинктов, вложенных с рождения.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций.

Способность памяти накапливать и трансформировать информацию носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматичес­ки, бессознательно.

Актуальность: изучение факторов, влияющих на эффективность запоминания, имеет широкое практическое значение. Учёт закономерностей запоминания и забывания материала необходим для построения грамотного процесса обучения, создания новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познава­тельных способностей.

Гипотеза: на запоминание, как процесс сохранения информации, оказывают влияние определённые факторы.

 

Цель курсовой работы: изучение факторов, механизмов и закономерностей запоминания.

 

Объект исследования: факторы, методы и приёмы, влияющие на запоминание.

Предмет исследования: человеческая память

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научные представления по теме курсовой работы «Факторы, влияющие на эффективность запоминания»

2. Сформировать представления о памяти, её аспектах и свойствах.

3. Изучить механизмы и закономерности запоминания.

4. Сделать обзор методов и приёмов успешного запоминания.

5. Сформулировать выводы по результатам изученного материала.

 

Глава 1. Теоретические аспекты памяти

Понятие памяти

 

Память – одна из важнейших особенностей человека. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и развития человека невозможно адекватно объяснить без учёта роли памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь на память в качестве базового условия реализации познавательных актов.

Образы предметов, полученные в результате взаимодействия анализаторов с окружающим миром, не исчезают бесследно после прекращения вызвавшего их воздействия предметов. Они сохраняются и в отсутствие этих предметов доступны для использования. Это важное свойство мозга – не только воспринимать, но и накапливать информацию.

Без возможности сохранять информацию, то есть памяти, человек вечно находился бы на уровне новорожденного. Он не был бы способен к обучению и действовал бы только инстинктами. Без памяти невозможно ни успешное обучение, ни плодотворная деятельность.

Древние греки верили в божественное происхождение памяти. Богиней памяти они считали мать девяти муз Мнемозину. Это же воспевает Эсхил в своей бессмертной трагедии – «Мать муз – всего причина». Поэтому часто можно встретить выражения вроде «мнемическая задача» или «мнемические исследования».

Одним из первых мыслителей, указавших на значимую роль памяти в познавательной активности человека, был Платон (427-347 гг. до н.э.) Он изложил свои взгляды относительно природы памяти в диалоге «Менон». Также рассматривал связь памяти с сознанием Аристотель (384-322 гг. до н.э.), написавший трактат «О памяти и припоминании». [2]

Таким образом, человек задаётся вопросом взаимосвязи памяти и сознания с самых древних времён. Но и в современности проблема не потеряла свою актуальность. Так, например, Я. Ассман выделил четыре измерения памяти:

 

1) миметическая память, связанная с деятельностью. Несмотря на развитие письменности и других способов кодирования информации, существует деятельность, которой мы обучаемся (познаем окружающую реальность) через подражание;

2) предметная память, благодаря которой человек имеет определенное отражение реальности, включая его самого;

3) коммуникативная память, связанная с получением информации через взаимодействие с другими людьми;

4) культурная память как форма передачи и воскрешения так называемого культурного смысла [1]

Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти.

Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения.

 

Рис.1 Классификация видов памяти (по П.П. Блонскому)[4]

 

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая отчетливо проявляются у всех людей, а развитие остальных подвидов образной памяти связанно с различными видами профессиональной деятельности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством. Некоторые художники могут рисовать портреты по памяти. Композиторы Моцарт, Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речи при запоминании.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Он специфически человеческий. [4]

В 1968 году Р. Аткинсоном и Р. Шиффрином была предложена трехкомпонентная модель памяти, в рамках которой описывались как структурные составляющие, так и когнитивные процессы управления [2]. В 1971 году эта модель была несколько модифицирована (Рис.2).

Согласно данному подходу, информация попадает сначала в «сенсорнй регистр». Затем информация либо стирается («угасает»), либо переводится в кратковременное хранилище, где сохраняется на десятки секунд в форме вербально-акустического кода. Чем дольше сохраняется некоторый материал в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается след в долговременной памяти. Сама долговременная память в этой модели не имеет ограничений на время хранения информации. [6].

 

 

Рис. 2 Модель памяти Р.Аткинсона и Р.Шиффрина [6]

 

 

Таблица 1.

Характеристика блоков сохранения информации в трехкомпонентных моделях памяти [6]

 

  Сенсорный регистр Кратковременная память Долговременная память
Ввод информации механизмы предвнимания внимание проговаривание
Репрезента ция информации след сенсорного воздействия акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая в основном семантическая
Объем хранящейся информации большой маленький предел неизвестен
Забывание информации угасание вытеснение, возможно, угасание возможно, отсутствует
Время сохранения порядка 1 с порядка 30 с от нескольких минут до нескольких лет
Извлечение информации считывание поиск возможно, поиск
Структура памяти неассоциатив ная неассоциатив ная ассоциативная

 

 

Свойства памяти

 

Таблица 2.

Свойства и процессы памяти

Запоминание     Сохранение     Объем памяти   Точность запоминания и воспроизведения     Прочность запоминания   Скорость запоминания   Забывание Процесс сохранения информации в памяти     Более или менее длительное удерживание в памяти сведений   Количественный показатель продуктивности мнемических процессов     Способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом   Максимальная длительность сохранения запоминаемого материала   Время, необходимое для точного запоминания материала   Исчезновение, т. е. процесс угасания, «стирания», затормаживание связей.    

 

В исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема её механизмов. Представления о механизмах запоминания составляет основу различных теорий памяти.

 

 

Теории памяти

 

 

Таблица 3

Теории памяти[17]

  Ассоциативная теория памяти     Легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.). Целиком построена на учении об ассоциациях.  
Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера   Концепция, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано. Представители этого направления пытаются превратить память в воспроизведение чистых мыслей, вовсе не зависящих от какой-либо речевой формы. Поскольку они разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, они неизбежно приходят к выводам, смыкающимся с антагонистической, казалось бы, теорией Эббингауза, в которой смысловое содержание, хотя и с противоположной тенденцией, также отрывается от словесного текста.
Деятельностная теория памяти Теория в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном,
Гештальттеория памяти   Появилась в конце XIX в.. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт Сторонники данной теории - В. Вунд, Э.Б. Титченер.  
Биохимические теории памяти Эти теории предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании. Вначале, непосредственно после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.  
  Нейронные и физико-химические теории памяти Поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации.  

 

Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из множества других процессов, таких как запоминание, забывание, воспроизведение и сохранение информации, связанных и взаимодействующих друг с другом. Память способна быть двигательной, образной, словесно-логической. Вопрос механизмов памяти привёл к выработке множества теорий.

 

Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания

 

Рис.3. Типичные изменения памяти, которые происходят по мере социализации индивида

 

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

 



2016-01-05 2988 Обсуждений (0)
Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Механизмы и закономерности запоминания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2988)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)