Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы запоминания иностранных слов



2016-01-05 1286 Обсуждений (0)
Методы запоминания иностранных слов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Способ установления родственных связей — (нахождение общих корней) по созвучию слов. Многие языки когда-то давно начали самостоятельно развиваться от одного общего праязыка. В современных языках сохранились корни слов, которые восходят к этому общему языку-прародителю. Конечно, в разных современных языках корни эти могут сильно отличаются по произношению и написанию, но все же иногда родственность корней заметна. Ценность этого способа заключается в том, что Вы слово как бы вспоминаете, а не заучиваете. Правда, чувство родственности корней и даже вроде бы и совсем несхожих по звучанию, приходит не сразу, с практикой. Применяя этот очень эффективный способ, не принимайте во внимание научную обоснованность установленной родственной связи, ведь Ваша цель легко запомнить слово, а не написать диссертацию по этимологии. Попробуйте прочувствовать родственность ниже приведенных английских и немецких слов:

· die Tochter (нем.) – daughter (англ.) – дочь (т часто переходит в д)

· die Liebe (нем.) – love (англ.) – любовь

· der Helm (нем.) – helmet (англ.) – шлем, каска

· die Frucht (нем.) – fruit (англ.) – фрукт, плод

Как видно из фразы "не принимайте во внимание научную обоснованность установленной родственной связи", метод предлагает сопоставлять не родственные, а просто похожие слова. Т.е. он, в сущности, ничем не отличается от ассоциативного метода вроде "Thank you very much = Сенька бери мяч". Я встречался с несколькими людьми, которые пытались запоминать слова именно так. Как правило, они запоминали совсем немного. Ведь, на самом деле, в этом методе количество запоминаемой информации возрастает: вам нужно не только запомнить "опорное" слово, но и его связь с запоминаемым словом. Кроме того, этот метод убивает языковое чувство. У каждого слова в языке есть своя "аура", своя внутренняя форма. Именно она помогает нам "чувствовать" слово. А этот метод пытается заменить эту ауру какой-то довольно натянутой аналогией, которая не для всех очевидна. Диагноз: несколько слов таким образом запомнить можно, а вот серьезно продвинуться в изучении языка — вряд ли.

2. Метод внутренней формы. В современной лингвистике существует интересная теория, что каждый звук имеет свое значение, т.е. слова вовсе не случайно прикреплены к вещам, и форма, звучание слова имеет непосредственную связь с предметом, явлением, которое оно означает. Люди просто-напросто разучились распознавать эту связь. Так, сама форма и звучание слова указывает на характеристики обозначаемого предмета: его форму, цвет, звук, другие ощущения от предмета.
Возьмите какое-нибудь незнакомое иностранное слово, свяжите все ощущения от слова (цвет, запах, движение, ощущения от прикосновения, перемещения, размер, степень приятности) с обозначаемым предметом. Если это проделывать с каждым словом, то вскоре запоминать слова Вы будете легко и автоматически. Применяя этот способ можно добиться просто поразительных результатов.

Этот метод основан на совершенно верном предположении, что каждое слово имеет свой "характер", раскрыв который, можно запомнить и слово. Плохо только то, что конкретного способа "связать все ощущения от слова" он не дает. Т.е. он не дотягивает до настоящего "метода". Замечу также, что "в современной лингвистике" такой теории нет. Она была в эпоху Просвещения да еще у любимого Сталиным академика Марра. Но это не имеет отношения к делу: ведь нас интересует практическая, а не теоретическая сторона вопроса.

3. Метод списков и нарративный метод.Этим способом можно быстро выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например, «город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе: улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река, мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу, площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского слова. Затем можно каждый элемент сделать отдельной темой:
магазин: продавец – прилавок – покупатель – деньги – чек – товар и т.д.
школа: ученик – учитель – парта – доска – тетрадь – ручка – карандаш и т.д.
Для запоминания глаголов можно представить стадион, на котором: (быстро) бегают, ходят, плавают, (высоко) прыгают, толкают, (громко) кричат, бьют, дерутся, свистят и т.д. Также отчетливо представьте и ярко переживите все ощущения, связанные с этими действиями.
Если нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую тему, придумайте какой-нибудь необычный яркий рассказ, в котором все слова были бы последовательно связаны и являлись в рассказе связующими элементами, т.е. объедините их в смысловую цепочку. Чем необычней будет рассказ, и чем ярче вы его представите, тем лучше запомнятся слова. Например, нужно запомнить следующие слова: чашка, дерево, мост, машина, книга, веник, яблоко, окно, пианино, луна (берем, конечно, иностранные слова). Придумываем, например такой, рассказ:
в огромной чайной чашке
растет громадное дерево
на дереве мост
по мосту ездит с большой скоростью машина
из выхлопной трубы машины на землю падает книга
из книги сделали веник
на венике выросло огромное яблоко
на яблоке окно
в окне можно увидеть пианино,
на котором играет луна.

Этот метод часто путают с предыдущим. На самом же деле он направлен не столько на раскрытие внутренней формы слова, сколько на визуальную или повествовательную ассоциативность. С каждым словом ассоциируются визуальные образы и другие слова. У меня двоякое отношение к этому методу. С одной стороны, он позволяет "оживить" тематические списки слов. Сами такие списки - это просто способ представления лексики, а не способ ее запоминания. Но если уж вам нужно выучить именно список, то составление истории - это лучший подход. Я сам иногда применяю его на своих занятиях, и он работает довольно неплохо. С другой стороны, он не может дать устойчивого долгосрочного результата. Дело в том, что скорее всего вы запомните не все слова из списка, а только те, с которыми у вас получилось составить особенно интересные предложения. Т.е. эмоциональная природа человеческой памяти может тут сыграть с вами злую шутку.
Исторически этот метод восходит к методам, которые используют мнемонисты - т.е. люди, славящиеся своей способностью к запоминанию информации, выступающие на сцене с разного рода "сверхестественными" номерами. Но перед мнемонистом стоит задача запомнить большое количество информации на короткое время - т.е. задача, полностью противоположная той, с которой сталкиваются изучающие иностранный язык. Вам-то всего-навсего нужно запомнить 2000 слов - но уже на всю жизнь.
Поэтому этот метод может дать эффектный, но обманчивый краткосрочный результат.

4. Метод наклеек.На самоклеющихся листочках пишут на иностранном языке названия всех предметов в комнате или квартире и приклеивают: листочек с надписью «дверь» на дверь, листочек с надписью «стена» на стену, «окно» на окно и т.д. Но «невыученные» предметы очень скоро кончатся, так что таким способом возможно выучить очень небольшое количество слов.
Вариант предыдущего способа. На самоклеющиеся листочки выписываются слова (любые) и эти листочки расклеиваются повсюду в квартире в тех местах, где они точно будут попадать в поле зрения: на стенах, на полках, на шкафах, на окнах на уровне глаз, над письменном столом, на мониторе, на зеркале в ванной и т.д. По мере запоминания, слова меняются на другие. Многие находят этот способ довольно эффективным, но не удобным в том смысле, что другим обитателям квартиры развешанные по всей квартире листочки не очень то нравятся.

Метод, очевидно, перестает работать, когда вам надоедает клеить листочки и когда теряется ощущение новизны. Сам никогда не пробовал.

5. Метод синонимических рядов. Этим способом хорошо учить глаголы и прилагательные. Проиллюстрируем его на примере английского слова big (большой) и его синонимов. Выпишем синонимы этого слова и слова с приближенным значением (из словаря синонимов или просто из Word): big great large huge fat bulky outsized hefty enormous vast gigantic massive giant mammoth colossal titanic gargantuan immense cosmic infinite immeasurable measureless incalculable substantial considerable.

Метод синонимических рядов повторяет метод списков. Но здесь добавляется еще одна проблема: проблема запоминания различий между синонимами. Вряд ли человек способен подробно запомнить все описания подобных различий. Было бы намного лучше запоминать синонимы в словосочетаниях или предложениях. Кроме того, этот метод плохо подходит для начинающих. Если же вы уже довольно прилично говорите на языке, то бывает нелишне иногда припомнить синонимы к тому или иному слову. Это поможет упорядочить уже имеющиеся знания.

6. Метод рисования. В альбоме цветными ручками или фломастерами рисуются картинки, и около каждой картинки пишется аккуратно иностранное слово, т.е. что эта картинка изображает. Картинки должны быть объединены одной темой. Художественные способности здесь вовсе никакой роли не играют, но подпись к картинке следует писать как можно аккуратней. Когда рисуете, концентрируйтесь на слове, повторяйте слово про себя. Этим способом можно помочь ребенку выучить иностранные слова – рисовать сначала картинки вместе с ним на ватмане или альбоме, произнося много раз слово, а затем повесить ватман или альбомный лист в его комнате. Но не заставляйте ребенка рисовать, найдите способы увлечь его, чтобы он рисовал с удовольствием (например, подходите и повторяйте слова на его рисунках, говорите, что эти слова Вы уже выучили и т.д.).

Опять-таки здесь работает эмоциональная память. Именно благодаря ей, а не благодаря "визуальной памяти" вы запомните какие-то слова. Вообще говоря, этот метод является еще одной иллюстрацией того, что все оригинальные методы хороши. Но они хороши именно своей новизной. Приведу пример оригинального и эффективного: если вам не дается какое-то слово, просто напишите его крупными буквами на первой странице своего паспорта. Обещаю вам, что оно вам запомнится сразу. Пока вы будете менять свой паспорт, можно "отметиться" в чужих документах.
Еще один оригинальный способ: попытаться переводить иностранные слова исключительно матом. Наверное, что-нибудь да запомнится.
Также было бы полезно попробовать каждую неделю придумывать новый способ запоминания слов. Я на своих занятиях стараюсь настолько разнообразить задания, чтобы слово ассоциировалось не только с темой, но и с самой ситуацией, в которой оно было выучено.

7. Метод чтения Ильи Франка.Воплощением этого метода являются книги, выпущенные в серии "Метод чтения Ильи Франка". В этих книгах абзац неадаптированного иностранного текста (чаще всего — художественного) повторяется два раза: один раз — с указанным в скобках пословным переводом и комментарием, а во второй раз — в исходном виде.

Метод этот очень хорошо подходит для овладения чтением на иностранном языке. Слова запоминаются преимущественно в пассиве (чего сам Илья Франк не скрывает). Но они запоминаются хорошо — так как каждое слово возникает во множестве контекстов, с разными оттенками значения. Главное — выбрать действительно интересную для вас книгу.
Сразу хочу заметить, что "метода изучения иностранных языков Ильи Франка" не существует — есть только "метод чтения". [19]

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены факторы, влияющие на запоминание. В первой главе рассматривалась характеристика памяти, история её изучения и основные теории памяти, во второй было выявлено влияние различных факторов на способность человека к запоминанию, в последующих – факторы, влияющие на память и методы запоминания.В процессе работы мы подтвердили гипотезу о том, что на запоминание как процесс сохранения информации оказывают влияние определеннее факторы. Были изучены факторы, влияющие на запоминание, такие как осмысленность запоминания, наличие или отсутствие повторений, возраст и состояние здоровья, стресс, а также методы и приёмы запоминания.

Список литературы:

 

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М: Языки славянской культуры, 2004. с 19

2. Аристотель. О памяти и припоминании. М:Вопросы философии, 2004 с.165

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М: Прогресс, 1980. с.78

4. Блонский память и мышление, М: Педагогика, 1935

5. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека, М: Наука, 1973

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология – М.: Издательство московского университета, 1982 с. 80

7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание М.АПН РСФСР, 1961 с.10

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. М:Наука, 1979, с.133

9. Лапп Д. Искусство помнить и забывать

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии – М. 2000

11. Лурия А.Р. Психология памяти. 1970

12. Маклаков М. Общая психология

13. Найссер У., Хаймен А. Когнитивная психология памяти. 2005

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1995

15. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. 1961

16. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. 1996

17. Эббингауз Г. Основы психологии. 1912

18. Эренберг Приёмы запоминания информации

19. http://www.soho-bridge.ru/metodika/56/Metody-zapominaniya-slov-S-kommentariyami/

 



2016-01-05 1286 Обсуждений (0)
Методы запоминания иностранных слов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы запоминания иностранных слов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)