Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития грамматики как науки



2016-01-02 1296 Обсуждений (0)
Этапы развития грамматики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и терминологии восходят к трудам древнеиндийских филологов, а позднее – трудах древних греков. Эти традиции были продолжены европейскими филологами в эпохи Возрождения и Просвещения. В процессе развития грамматики как науки существенно менялось понимание ее предмета. Отмечается движение от узкого понимания предмета грамматики (только формы) до такого понимания ее границ, когда выведение или формулировка грамматических законов не мыслится без обращения к значению. Так, в отечественной и в зарубежной грамматической традиции существует традиционное достаточно узкое понимание объекта грамматической науки (Ф.Ф. Фортунатов, Ч.Фриз, генеративная грамматика). Такой подход характерен для нормативных грамматик. При более широком понимании предмета, прежде всего, изучаются функции и значения, и затем форма. (Шахматов, Якобсон).

На современном этапе выделяют следующие типы грамматик. Их выделение носит достаточно условный характер.

Описательные (дескриптивные) грамматики носят констатирующий характер, давая описания грамматической подсистемы данного языка.

Объяснительные (экспланаторные) грамматики имеют преимущественно теоретический характер и их задачей, как правило, является научное осмысление материала.

Синхронные грамматики описывают состояние грамматической подсистемы языка на определенном этапе его развития, делая как бы его горизонтальный срез.

Диахронные (исторические) грамматики представляют собой описание грамматической подсистемы языка в динамике ее становления и изменения на основе ее вертикального среза.

В современной английской грамматической школе при описании строя языка основное внимание уделяется разговорной речи, что проявляется в появлении корпусных описаний языка. В результате компьютерной обработки массивов разнородных текстов составляются корпусные грамматики. Корпусные грамматики являются чисто синхронными и по преимуществу описательными.

Грамматическая форма - это единство звуковой стороны и значения. Средства, которые служат способом различения грамматических форм слова, носят название грамматических средств. В английском языке существуют четыре основных средства образования форм: аффиксация, чередование звуков, супплетивность, аналитический способ. Из всех перечисленных способов словоизменения наименее продуктивным является супплетивный, а самым продуктивным и широко распространенным - аналитический способ.

Грамматическое значение тесно связано с грамматической формой. Грамматическое значение – это абстрактное, обобщенное языковое значение, присущее словам, словоформам, синтаксическим конструкциям и находящее свое регулярное выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей речи (например, значение предметности, значение процессуальности), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий. Грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями.

Грамматическая категория – это ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. Грамматические категории очень разнообразны – и по количеству противопоставленных членов, граммем, и по способу их формального выражения, и по характеру выраженных значений. Грамматические категории могут выражаться в простых (синтетических) или сложных (аналитических) формах. Грамматические категории подразделяются на а) формообразовательные, т.е. проявляющиеся прямо в образовании форм слова (например, падеж, число) и б) классификационные, т.е. присущие данному слову во всех случаях его употребления и тем самым относящие это слово к какому-то классу слов.

Менее разработан вопрос о синтаксических категориях: границы применения понятия грамматическая категория к синтаксису остаются неясными. Спорным является и вопрос о том, относятся ли к грамматической категории словообразовательные категории: им не свойственна противопоставленность и однородность в рамках обобщенных признаков. Любая грамматическая категория лишь тогда выделяется в языке, когда она реализуется в определенного типа формальных противопоставлениях – оппозициях. Оппозиции можно классифицировать по двум признакам – количественному и качественному. По количественному признаку выделяются бинарные и многочленные оппозиции. В русском языке типичным примером многочленной оппозиции может служить категория падежа.

Дистрибутивный метод в грамматике используется главным образом при морфологическом и синтаксическом анализе материала. Разные языковые единицы относятся к одному и тому же классу, если они способны замещать друг друга в одних и тех же окружениях. Например, диагностическим контекстом для прилагательных в английском языке является положение перед существительным house - big, old, nice. Компонентный анализ в грамматике используется для установления правильного выбора слов в словосочетании на основании наличия общей семы в членах словосочетания. Имеются попытки компонентного анализа предложений. Трансформационный анализиспользуется в синтаксисе и основывается на выведении сложных синтаксических структур из более простых (ядерных) с помощью набора правил преобразований (трансформаций) и является дополнением к дистрибутивному анализу.

Грамматика традиционно делится на две области – морфологию и синтаксис. Это деление во многом условно, так как полностью характеризовать слово, которое считается единицей морфологии, можно лишь с учётом его синтаксических характеристик.

Морфологический уровень структуры языка рассматривает структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, и отнесение слов к той или иной части речи. Основной единицей морфологического уровня является морфема –наименьшая структурная единица, имеющая двусторонний характер и представляющая единство формы и содержания.

Синтаксический уровень языка имеет в своём составе словосочетания и предложения. Грамматическую основу предложения, в отличие от словосочетания, составляет предикативность, то есть выражение с помощью языковых средств отношения содержания высказывания к действительности.

Специфика языковой системности не может быть сведена только к оппозитивным отношениям. Грамматический строй языка, будучи естественной системой, характеризуется многообразными отношениями ее компонентов. Теория морфологического поля является попыткой представить взаимоотношения компонентов языка следующим образом. В каждой части речи существуют единицы, полностью обладающие всеми признаками данной части речи; это его ядро. Но существуют и такие единицы, которые не обладают всеми признаками данной части речи, хотя и принадлежат к ней. Поле, следовательно, включает центральные и периферийные элементы, оно неоднородно по составу. Задача лингвиста заключается в том, чтобы определить состав поля, выявить центральные и периферийные элементы и определить, по каким признакам они близки к другим частям речи. Так, к центру залогового поля можно отнести оппозицию действительного/страдательного залога, а т.н. средний залог будет являться его периферией.

3. Понятие морфологии. Основные единицы морфологии.

Морфология (из греч. morfê — “форма” и logos — “учение”) — раздел грамматики, изучающий формы слов. Таким образом, морфология — это грамматическое учение о слове.

Объект “Морфологии” — отдельное слово, его грамматические формы, а также совокупность слов (классы, части речи) с одинаковыми грамматическими формами.



2016-01-02 1296 Обсуждений (0)
Этапы развития грамматики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития грамматики как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)