Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания к семинару 6-7



2016-01-02 808 Обсуждений (0)
Задания к семинару 6-7 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Составьте глоссарий терминов и понятий (см. «Базовые термины и понятия»).

2) Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

3) Составьте опорный конспект по теме семинарского занятия.

4) Письменно ответьте на вопросы:

1.Что такое «грамматика»? Назовите разделы грамматики и дайте их определение.

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Разделы:

морфемика, словообразование, морфология и синтаксис.

2.Дайте определение грамматического значения. При помощи чего реализуются грамматические значения?

3. Грамматическое значение– это обобщён­ное, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструк­ций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах. В области морфологии это общие значения слов как частей речи (например, значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением. В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, которые обнаруживаются, когда слово меняет свою грамматиче­скую форму, сохраняя лексическое значение. Например, слово стол имеет ряд форм (стола, столу, столы, и т.д.), которые выра­жают грамматические значения числа и падежа. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предме­тов и явлений объективной действительности, их названием и вы­ражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов. Например, слова корова и бык существуют для того, чтобы раз­личить животных по биологическому полу. Формы рода группи­руют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них). Под грамматической формой в морфологии понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (например, форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед.ч. наст. времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного). Граммати́ческая фо́рма – языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. 2. Грамматические значения синтетических форм могут выражаться следующими способами. 1) Формообразующими аффиксами: а) флексией (от лат. flexio – сгибание), или окончанием (в том числе и нулевым). С помощью флексии выражаются грамматические значения рода, числа, падежа и лица. Например, стул/# - стен/а - ведр/о (род имен существительных), глубок/иj - глубок/иjэ (число имен прилагательных), эт/о - эт/ого - эт/ому и т. д. (падеж местоимений), читаj/у - читаj/эшь - читаj/эт (лицо глаголов) и т. п.; б) формообразующими суффиксами. Суффикс -л- выражает значение прошедшего времени глаголов: чита/л/#, писа/л/а, нес/л/и. Суффиксы причастий выражают значения соответствующих причастий действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени: суффикс -ущ- в причастии пиш/ущ/иj имеет значение действительного причастия настоящего времени и т.п. Суффиксы деепричастий обозначают совершенный и несовершенный вид: суффикс -а- в деепричастии шут'/а обозначает несовершенный вид, суффикс -в- вместе с приставкой по- в деепричастии по/шути/в обозначает совершенный вид. И некоторые другие – суффикс инфинитива, суффикс компаратива (сравнительной степени), видовые суффиксы глаголов; в) формообразующими приставками. Видовые приставки глаголов: делать - с/делать, писать - на/писать и т. п. 2) Чередованием звуков. Чередование звуков обычно сопутствует аффиксации: заморозить – замораживать. Чередование з//ж плюс суффикс -ива- и т. п. 3) Акцентологически, то есть с помощью переноса ударения: срезать – срезать, пилы – пилы, паспорта – паспорта. 4) Супплетивными формами, то есть формами, имеющими разные корни: человек – люди, ребенок – дети, брать – взять, говорить – сказать, я – меня, он – его, плохой – хуже, хороший – лучше и т.п. Аналитические формы образуются при помощи специальных служебных слов – формантов. Так, будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью форманта быть – буду читать, будешь читать и т.д. Превосходная степень прилагательных образуется при помощи формального слова самый – самый веселый, самая счастливая и т.п. Существуют также смешанные (синтетические и аналитические одновременно) грамматические формы типа к дому, в машине и т.п. (предложно-именная конструкция (синтетическая форма) + форма определенного падежа (аналитическая форма). В подобных случаях отмечается избыточность выражения одного и того же грамматического значения – выражение одного и того же два раза. В этом одна из особенностей синтетических языков по отношению к аналитическим. Грамматические значения неизменяемых слов выражаются синтаксической конструкцией: был в кино – был (формальный падежный вопрос – в ком?, в чем?) в кино (предложный падеж); формой согласуемого слова: новое пальто – новое (какое?) пальто (средний род). Дополнительными средствами выражения грамматических значений могут быть: - порядок слов: мать любит дочь (подлежащее обычно ставится на первое место); - интонация: Встать! Смирно! и т. п.; - служебные слова: папка бумаг – папка для бумаг; - редупликация: еле-еле (см. приложение к лекции); - внутренняя флексия – выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня, например: рус. собирать – собрать, англ. foot (нога) – feet (ноги). Внутренняя флексия может применяться наряду с внешней флексией, то есть с выражением грамматических значений при помощи аффиксов. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) – teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Супплетивизм – образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто – от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой, или супплетивом. Например, в русском языке прошедшее время глагола образуется при помощи суффикса -л, добавляемого к основе инфинитива: делать – делал, думать – думал, идти – шёл. В последней паре слово шёл является супплетивной формой, так как образовано от другого корня; чередование ид // ш в русском языке уникально и выступает только при образовании этой формы. Форма прял от прясти не является супплетивной (ср. вести – вёл, мести – мёл и т.п.) В языках мира супплетивными обычно оказываются парадигмы немногих самых распространённых слов; глагола быть (ср. рус. быть — есть, англ. be – am – is – are), идти (ср. фр. je vais – j'allais – j'irai), существительных (ср. рус. человек – люди, англ. person – people), местоимений (ср. рус. он – его, англ. I – me – mine, нем. ich – meiner), наречий (ср. рус. хорошо – лучше, исп. bien – mejor, англ. good – better). Порядок слов в предложении – взаимное расположение членов предложения, имеющее синтаксическое, смысловое и стилистическое значение. Первое выражается в том, что с местом, занимаемым членом предложения, может быть связана его синтаксическая функция. Так, в предложении Солнечный день прилагательное солнечный выступает в функции определения при слове день – главном члене номинативного предложения; при другом порядке слов (День солнечный) то же прилагательное играет роль сказуемого в двусоставном предложении. В предложениях типа Мать любит дочь с омонимичными формами именительного и винительного падежей синтаксическая роль обоих существительных определяется их местом в предложении: при прямом порядке слов (см. ниже) на первом месте стоит подлежащее, на втором – прямое дополнение. В предложении Больной брат вернулся прилагательное больной занимает позицию согласованного определения, а в предложении Брат вернулся больной – позицию именной части составного сказуемого. В предложениях тождества типа Москва – столица России на первом месте находится подлежащее, на втором – сказуемое; при другом порядке слов (Столица России – Москва) прежнее сказуемое становится подлежащим, а прежнее подлежащее – сказуемым. Грамматико-семантическое значение порядка слов находит свое выражение, например, в сочетаниях количественного числительного с именем существительным. В предложении На собрании присутствовало пятьдесят человек препозитивное количественное числительное указывает на точное число лиц; в предложении На заседании присутствовало человек пятьдесят постпозитивное числительное указывает на приблизительное количество лиц (с перестановкой слов создается так называемая категория приблизительности).

4. Перечислите синтетические и аналитические грамматические средства.

5. Перечислите знаменательные части речи.

6. Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т. д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными) .

К самостоятельным частям речи относятся:

1.имясуществительное,
2имяприлагательное,
3.имячислительное,
4.местоимение,
5.глагол,
6. наречие.

7.Перечислите служебные части речи.

Служебные части речи- это разряды слов, служащие для выражения отношений между понятиями, которые выражают знаменатель слова, и употребляющиеся только в соединении сними. Они не являются членами предложения

К служебным частям речи относятся :

·предлоги ( в, на, за, к, над, под )

·союзы (и, а, но, или, если, чтобы, хотя)

·частицы. (не, ни, бы, ли, же, разве, неужели )

 

8. Почему междометие – особая часть речи?

9. Дайте определение словосочетания. Назовите типы синтаксической связи в словосочетании.

согласование, управление, примыкание. Согласование - тип синтаксической связи, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. обычно это словосочетание вида сущ+прил, например "липовый чай". Управление - это тип свази когда от главного слова к придаточному задается падежный вопрос. обычно это словосочетание вида глаг+сущ, например "подойти к дому", но бывают и другие. Примыкание - тип связи, слова в которой связываются по смыслу. Вид может быть разный: наречие+наречие, глаг+наречие, глаг+дееприч.. . ну там много короче. Например - бежать быстро, очень красиво, поймать подпрыгнув.

10. Дайте определение предложения. Назовите признаки предложения.

 

Признаки предложения Большинство типов предложения, как указывалось выше, соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чём-то утверждается или отрицается, и в этом находит своё выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом. Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная. Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению (ср. односоставные предложения с одним главным членом). Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесённость содержания предложения к объективной действительности (его возможность или невозможность, необходимость или вероятность, реальность или нереальность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.). Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы). Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д. Таким образом, основными признаками предложения являются модальность (отношение говорящего к высказываемому), предикативность (отношение содержания предложения к действительности), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

 

 

11. Какова функция предложений?

12. Что такое предложение как единица языка и как единица речи?

13. По каким признакам можно классифицировать предложения?

14. Что такое члены предложения? Назовите главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — главный член предложения, что означает действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? что? Подлежащее всегда связан со сказуемым и чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже (на землю посмотрели тихие зори (М. Коцюбинский)), реже — глаголом в неопределенной форме или числительным (Только бороться — значит жить! (И. Франко). «Три» в дневнике выглядит не очень симпатично).

Сказуемое — главный член предложения, который характеризует подлежащее за действием, состоянием или признаком и отвечает на вопрос что делает подлежащее? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что он такое? Сказуемое всегда связан с подлежащим. Он чаще всего выражается глаголом (Лес дремал в утренней тишине), реже — прилагательным или существительным (Верный друг — то дорогое сокровище (Нар. тв.)).

Второстепенные члены предложения — это приложения, определение, обстоятельства. Они объясняют или уточняют главные члены предложения и зависят от них.

Приложение— второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие или состояние, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Почему? Кого? Что? Кем? Чем? На ком? На чем?). Дополнения чаще выражаются существительными или местоимениями, а также всеми другими частями речи в значении существительного (Стали есть кашу. Съели все, что было в буфете).

Определение — второстепенный член предложения, что указывает на различные признаки предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который? (Во всех родовых, числовых и падежных формах) и сколько? (Только в косвенных падежах). Определение чаще всего выражается прилагательным, местоимением, числительным, реже — существительным (Гнездо змеи, русалок волосы писал на стекле мороз-поэт (В. Свидзинский)).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который выражает различные признаки действия или иного признака (место, время, причину, цель, способ, условие) и отвечает на вопрос где? когда? почему? с какой целью? как? и др.. Обстоятельства зачастую выражаются наречиями или существительными с предлогами (Утром (когда?) Шли (как?) Бодро, быстро, легко: ветер дул (как?) Сбоку, а не против (Гр. Тютюнник)).

 

15. Какими могут быть предложения по составу?

По количеству грамматических основ предложения делятся на
простые ( одна основа) и сложные (две или несколько основ) .

По характеру основы предложения бывают двусоставные (есть
подлежащее и сказуемое – два главных члена) и односоставные (есть только один главный член – или подлежащее, или сказуемое) .

Если второстепенные члены есть, то предложение называется
распространённым. Если второстепенных членов нет, то это
предложение нераспространённое.

 

16. Какими могут быть предложения по количеству основ?

17. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср. : Небо вдали потемнело — Стемнело.

Основные группы односоставных предложений.

Одно­составные предложения делятся на две основные группы: 1) пред­ложения с одним главным членом - сказуемым; 2) предложения с одним главным членом - подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) опре­делённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение) . Ср. : Они опоздали из-за сильного дождя — Они опоздали, потому что шёл сильный дождь.

Сложные предложения бывают 4-х видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные и с разными видами связи

5) Заполните таблицу.

ОТЛИЧИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ОТ ГРАММАТИЧЕСКОГО
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.     Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.
  Менее обобщенно.     Более обобщенно.
  Формальный показатель — корень и словообразовательные аффиксы.     Формальный показатель — словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

6) Дайте определение и приведите примеры различных способов выражения грамматических значений.

Способ Определение Примеры
АФФИКСАЦИЯ   способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.   Присоединение приставок к корням и основам слова называется префиксацией. Например, неметаллы, архимиллионер, контрпредложение, ультразвук,небольшой, антивоенный, пренеприятный, развесёлый, сверхзвуковой, ультрафиолетовый, экстраординарный, сварить, нарисовать, оседлать,отремонтировать, починить. Присоединение суффиксов к корням и основам называется суффиксацией или постфиксацией: газетчик, завистник, силач, учительница, жемчужина, варка;спесивый, глинистый, синенький, рыжеватый, десятеричный, успешнее, прыгнуть.  
ВНУТРЕННЯЯ ФЛЕКСИЯ   выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня     рус. собирать — собрать ·нем. ziehen (тащить) — zogen (тащили) ·англ. foot (нога) — feet (ноги) ·эст. tuba (комната (номинатив)) — toad (комнаты (генитив))
РЕДУПЛИКАЦИЯ   удвоение начального слога, слова или какой-либо его части — т.е. она бывает полной, неполной или неточной.   еле-еле, чуть-чуть, волей-неволей;
СУППЛЕТИВИЗМ образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникальногочередования).     делать — делал, ·сделать — сделал, ·думать — думал, ·знать — знал, ·прясть — прял, ·идти — шёл.  
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ     Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.     В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение) : ма"ма, соба"ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена" - сте"ны. Если слово многосложное (состоит из нескольких основ) , то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки"нокарти""на. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики) : под две"рью.
СЛУЖЕБНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА   формы сослагательного наклонения глагола: частица бы сходил бы, встретился бы; формы будущего времени глаголов несовершенного вида: глагол-связка быть: буду, будешь, будем … читать; формы степеней сравнения прилагательных и наречий: более глубокий, самый замечательный, более детально.     более глубокий, самый замечательный, более детально.
ПОРЯДОК СЛОВ     линейная последовательность слов и словосочетаний в выражении естественного языка, а также закономерности, характеризующие такую последовательность в каком-либо конкретном языке.   He is intelligent 'Он умен', но Is he intelligent? 'Умен ли он?'. В русском языке порядок слов является одним из средств выражения так называемого актуального членения предложения, т.е. его деления на тему (исходный пункт сообщения) и рему (сообщаемое), ср. [Отец пришел]тема [в пять часов]рема и [В пять часов]тема [пришел отец]рема.
ИНТОНАЦИЯ     грамматические формы повелительного наклонения     иди!, сядь!, пишите!;

9) Укажите, какие грамматические значения выражены в нижеследующих словах и какими средствами они выражены.

Стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; выходил – выхаживал; белый – белее – белейший; синий-синий-синий; хорошо – лучше; ѝглы – иглы; иду – шёл; окно – окна; говорю – говоришь – говорит; прилежнейший – самый прилежный; напишу – буду писать.

Man – men; sing – sang; good – better best; easy – easier – easiest; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; speak – is speaking; girl – girls.

10) Определите, к каким частям речи относятся слова в данных предложениях. Поставьте вопросы к выделенным словам.

· По улице шёл военный. – Военный аэродром находится за городом.

· Столовая закрыта. – На полке стояла столовая посуда.

· Дежурный врач принимает с 9 часов утра. – Кто сегодня дежурный?

· Рабочие пришли в цех. – Он принёс рабочие инструменты.

11) Проанализируйте пример, приведенный академиком Л.В. Щербой студентам. Каков смысл этого предложения? Как вы его определили (по каким грамматическим показателям и их значениям)?

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

 

12) Заполните таблицу.

ТИПЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕРЫ
    сочинительная связь (сочинение)   Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого. В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.   В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.
  Подчине́ние, или подчинительная связь   отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал

13) Заполните таблицу.

Способы синтаксических связей
Способ Определение Примеры (русские/английские)
Согласование это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
непосредственное    
опосредованное    
Примыкание то тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Изафет грамматическая конструкция, характерная для семитских, некоторых западноиранских,тюркских языков, используется также в языках, испытавших влияние персидского (урдуи др.
Тюркские языки а) В тюркских языках изафетом иногда называют особые именные конструкции, состоящие из двух существительных Первый (простой), когда определение стоит перед определяемым в именительном падеже: тат. тимер юл «железная дорога», буквально «железо дорога». 1.Второй (суффиксальный), в котором второй элемент (определяемое слово) принимает на себя притяжательный суффикс третьего лица единственного числа (в большинстве тюркских имеет форму -и/-е/-ы/-у/-ү, после гласных -си/-се/-сы/-су/-сү). Например, узб. O’zbekiston respublikasi «Республика Узбекистан», буквально «Узбекистан республика-его», каз. алма бағы — «яблоневый сад», буквально «яблоня сад-её». 2.Третий (двойной суффиксальный), когда первый элемент принимает суффикс родительного падежа, а второй — притяжательный суффикс третьего лица. Обычно такие сочетания соответствуют русским словосочетаниям с родительным падежом, например, азерб. ovçunun xatirələri «записки охотника», буквально «охотника записки-его»  
Семитские языки б) В ивритеизафетная конструкция называется «смихут» (от ивр.‏סמיכות‏‎‎‎ — «близость»). Как и в арабском языке, первое существительное не может иметь определенного артикля и может подвергаться изменениям, иногда только фонетическим, но иногда и в написании תעודה («свидетельство») + לידה («рождение») = תעודת לידה«свидетельство о рождении» (буквально «свидетельство рождения»).
Инкорпорация объединение в одно морфологическое целое двух и более семантем, представляющих собой подвижные компоненты с обособленными лексическими значениями; количество и порядок этих компонентов каждый раз обусловлены содержанием высказывания, а отношения между ними соответствуют отношениям синтаксическим. в чукотском языке с помощью инкорпорации выражаются отношения, соответствующие атрибутивным (га-нэран-тор-мэлгар-ма «с двумя новыми ружьями»), обстоятельственным (мыт-винвы-эквэт-ыркын «тайно отправляемся»), объектным (мыт-купрэ-гынрит-ыр-кын «сети охраняем»), а также объектным, осложнённым атрибутивными (мыт-тур-купрэ-гынрит-ыркын «новые сети охраняем»). Такой инкорпоративный комплекс не сводим ни к слову (отличается лексико-семантической расчленённостью), ни к словосочетанию (морфологическая цельность). Инкорпорация представлена в языках наряду с агглютинацией, причём они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

 

14) Заполните таблицу.

СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
Тип предложения Определение Примеры Тип предложения Определение Примеры
Одно- составные   есть только один главный член односоставного предложения, а второго нет и быть не может.   Have you noticed Box I - the lady in white satin with the green lace shawl?" "Yes". Berenice raised her glasses. "Mrs, Frank Algernon Cowperwood, the wife of the Chicago millionaire."   Сложно-сочиненные Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами. Я люблю шоколад, но ненавижу пористый. Мы гуляли, а мама в это время была на работе. Папа вышел на пробежку, и мы встретились.
Двусоставные есть оба главных члена предложения;   John learned French, (значение «learned» неполное без дополнения «French») John lives in London, (значение «lives» неполное без уточнения места)  
Нераспро-страненные   второстепенные члены предложения отсутствуют;   Mary laughed. Mary is a doctor Сложно- подчиненные Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая. Мне стало скучно, потому что вы ушли Если погода будет хорошая, мы пойдем в лес
Распростра-ненные   имеется хотя бы один второстепенный член предложения.   John ran quickly to me. My friend John is a very kind student. Mary laughed heartily at the joke  

 

15) Заполните таблицу.

ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИЗНАКУ МОДАЛЬНОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по оценке определенных связей в ситуации по степени экспрессивности
Тип предложения Определение Примеры Тип предложения Определение Примеры
Утвердительные Утвердительным называют предложение, в котором утверждается связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается   Белеет парус одинокой в тумане моря голубом Восклицательные Восклицательные предложения передают эмоции и обозначаются восклицательным знаком. Вот наши строгие ценители и судьи!
Отрицательные   Отрицательным называют предложение, в котором отрицается связь между самим предметом речи и тем, что о нем сообщается.   Ничего не было слышно из-за тарахтенья тележки по сухой траве (М. Пришвин) Невосклицательные это предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций: Сейчас рано темнеет.

 

16) Заполните таблицу.

ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип предложения Определение Примеры
Повествовательные     предложения служат для выражения сообщения о ком-либо или о чём-либо: Я приду к пяти часам.
Побудительные     предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание, совет) совершить какое-либо действие: Приходи к пяти часам.
Вопросительные Собственно-вопросительные:   заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ.     Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и сказал: «Вы писатель?» «Да» (Пауст.);
Риторические: не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:   Кто этого не знает? (= «все знают»)    
Вопросительно-побудительные служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается по­лучить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совмест­но.   Синиц ловить идём, дядя? (М. Г.); «Долго я тебя буду ждать, пока ты соберёшься?» начинает сердиться Серо-штан (Купр.);  

 

17)Найдите в тексте и охарактеризуйте простые предложения согласно классификации (смотрите таблицы).

Полк князя Андрея был в резервах. Не сходя с места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял третью часть своих людей.

Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей первого батальона и ждал. (Л.Н. Толстой).

18) Приведите по 1 примеру сложноподчинённых предложений на русском и английском языках и сделайте их синтаксический разбор по схеме:

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: невосклицательное, восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:1) простое, 2) сложное: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, с разными видами связи.

Для с<



2016-01-02 808 Обсуждений (0)
Задания к семинару 6-7 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания к семинару 6-7

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)