Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество и телевидение



2016-01-05 551 Обсуждений (0)
Общество и телевидение 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из важнейших граней сущностно-содержательной модели является взаимоотношения общества и телевидения в 1970-е гг. С одной стороны, телевидение – мощнейший инструмент влияния на массовое сознание. Но с другой, оно напрямую зависит от общества, являясь средством отражения общественной жизни.

Одной из причин выбора для исследования программы телепередач именно 1975 г явилось установление связей телевидения и общества к данному году. К сер. 1970-х телевизионное вещание уже охватывает территорию, на которой проживает 70 процентов населения СССР. Приемная сеть насчитывает 35 миллионов телевизоров и быстро растет. (сноска: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4624). Таким образом, взаимосвязь ТВ-общество начинает работать. Основные стороны этой взаимосвязи:

1. Особенности телевизионной аудитории. Телевидение в единой форме доносит одну информацию для всех. Это важная особенность, влияющая на формирование массового сознания.

2. Особенности восприятия реальности. ТВсобирает аудиторию здесь и сейчас, сиюминутно. Создается впечатление о причастности к «реальности» экранной жизни. (Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г. — М.: Издательство Икар, 2011. — 178 с - http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=8416)

3. Зависимость телевидения от спроса аудитории. Важным моментом телевидения 1970-х гг является разработка программ для определенной аудитории: передачи для женщин, детей, жителей села, медицинские и другие тематические телеиздания. Телевизионное вещание дифференцируется тематически и адресно. (Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г. — М.: Издательство Икар, 2011. — 178 с - http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=8416)

4. Диалог телевидения и общества. В 70-х гг он происходил путем писем в редакции, специальных выпусков «почты» научно-популярных программ. Для построения формально-количественной модели важно проследить соотношение «программ по заявкам» в контексте общего эфирного времени. В 70-е годы рождались и укреплялись подлинные прямые и обратные связи телевидения со своей аудиторией, что служит самым главным показателем результативности и общественной полезности вещания. (Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.)

5. Зависимость телевидения от событий реальной жизни. Телевидение, прежде всего – инструмент отражения событий окружающего мира, оно напрямую зависит от того, что происходит в реальности. Например, в 1975 г самым значимым событием, нашедшим отражение в программе телепереч, явился совместный полет американского и советского космических кораблей «Союз-Аполлон».

6. Характеристики самого общества: культурные, социальные и т.п. К 70-м годам можно говорить о феномене «советского общества», с единой идеологией, сформировавшимися культурными ценностями и стереотипами восприятия, которое не могло не учитывать телевидение.

Таким образом, общество и телевидение находятся в тесной взаимосвязи, при этом телевидение всегда вторично по отношению к обществу, т.к. общество является его главным потребителем. Однако, советское общество напрямую не имело инструментов влияния на структуру ТВ, как, например, в западных странах (общественное телевидение Великобритании, Франции и т.п. или коммерческое телевидение США, где во главу угла ставятся потребительские потребности). Заказчиком телевидения, его управителем являлось государство. Пришла пора рассмотреть эту сторону сущностно-содержательной модели.

Власть и телевидение.

«Советское телевидение <…> оказывает большое влияние на всю общественную жизнь страны, играет существенную роль в формировании коммунистического мировоззрения трудящихся, в пропаганде достижений науки и культуры, вносит свой вклад в реализацию программы построения коммунистического общества; активно участвует в проведении крупнейших политических кампаний, освещает работу партийных съездов, сессий Верховного Совета СССР, важнейшие международные события, способствует распространению знаний и образования, организации культурного досуга населения». (сноска: Лапин БСЭ). Так глава ЦТ (1970-1985) С.Г. Лапин формирует задачи советского телевидения в соответствующей статье в БСЭ. Эта фраза демонстрирует связь телевидения и государства: телевидение как инструмент пропаганды наравне с другими СМИ.

Вообще, советское телевидение нач. 1970-х – 1985 гг можно определить как «государственное телевидение». Управление телевидением находилось в руках государства (Государственный комитет телевидения и радиовещания при Совмине СССР). Власть строго контролировала все области телевещания. По примеру предыдущего параграфа, выделим основные характеристики этой стороны нашей модели:

1. Государственное управление телевидением. К 70-м гг ТВ становится общесоюзным и многопрограммным, что определяет изменение политики власти по отношению к нему. В 1970 г. в СССР создается Государственный комитет по телевидению и радиовещанию Совета министров СССР. Таким образом, оно ставится в один ряд с важнейшими министерствами.

2. Телевидение как орудие пропаганды и формирования общественного мнения. Как и вся идеологическая деятельность в то время, работа телевидения подчинялась партийным указаниям и директивам, перед ним ставились те же задачи, определялись те же функции, что и для всей советской пропаганды. Начиная с конца 60-х годов редко какой документ КПСС, посвященный идеологическим проблемам, не ставил задачи и перед телевидением. (Егоров)

3. Телевидение как способ влияния на человека. В данном случае речь идет не о пропаганде, а о формировании эскапизма - своеобразного способа ухода от реальности. Человеку предлагают «убежать» от того, что ему неприятно, от чего он устал, чем занята его голова. (Борецкий, с. 78) В 70-х гг начинается уклон в сторону развлекательных передач, которые отвлекали зрителя от реального положения дел и существующих проблем. В эфире полностью отсутствовал критический элемент.

4. Отражение на ТВ важнейших достижений СССР в различных сферах (культуре, науке, экономике, спорте, международной арене).

5. Отражение прогрессивной деятельности партии и формировании образа «вождя». Начав с сюжетов — почти ежедневных — в программе «Время» о деятельности генерального секретаря ЦК КПСС, о его вкладе в успешную внутреннюю и внешнюю политику СССР, телевидение из года в год наращивало усилия по формированию нового культа личности. (Егоров).

Таким образом, власть оказывала определяющее влияние на формирование структуры ЦТ, его содержательное наполнение, ставила перед ним свои цели и задачи. В этом судьба телевидения не отличается от других советских СМИ.



2016-01-05 551 Обсуждений (0)
Общество и телевидение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество и телевидение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)