Проектировочный расчет передачи
Делительный диаметр шестерни
где Kd – вспомогательный коэффициент; Kd = 675 – для косозубых передач; Ориентировочное значение межосевого расстояния [2,с. 45]
где знак «плюс» используется при расчете передач внешнего зацепления, а «минус» – для передач внутреннего зацепления;
Т3 – вращающий момент на колесе (на ведомом звене); u – передаточное число передачи; КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от твердости колес и параметра ψbd по графику [2, рис. 5.3]: ψbd = b2 / d1 = 0,5 ψba(u ± 1); ψbd – коэффициент ширины колеса относительно делительного диаметра шестерни; ψba – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния; принимают из стандартного ряда чисел в зависимости от положения колес относительно опор [2, с. 22]. Kа = 430; ψba = 0,4; для косозубых ψbd = 0,5 [0,4(4 + 1)] = 1; KHβ = 1,12; ; Полученное ориентировочное межосевое расстояние округляем до стандартного значения по предпочтительному ряду [2, табл. 5.4, с. 55]. Принимаем аw = 135 мм. Нормальный модуль при принятой термообработке колес рекомендуется выбирать из диапазона mn = (0,01–0,02) аw = (0,01–0,02) · 135 = (1,35–2,7) мм. Из стандартного ряда модулей [2, табл. 5.5, с. 55] принимаем m = 2 мм. Рабочая ширина колеса: b2 = ψba · аw = 0,4 · 135 = 51 мм; Ширина шестерни: b1 = b2 + (2–7) мм = 51 + (2–7) = 53-58 мм. Принимаем b1 = 56 мм.
Предварительно приняв коэффициент осевого перекрытия εβ = 1 [8, с. 174, табл. 9.1], определим минимальный угол наклона зубьев:
sin β = π · mn εβ / b2 = 3,14 · 2 · 1 / 51 = 0,1256; β = 7°12'55'' или βmin = arcsin(4mn / b2).
Величиной угла β можно задаться, например, β = 10°. Суммарное число зубьев [2, с.46] z∑ = (2 · аw · cos β) / m = (2 · 135 ·cos 7,2154) / 2 = 133,930. Принимаем z∑ = z1 + z2 = 124. Определим числа зубьев шестерни z1 и колеса z2. z1 = z∑ / (u +1) =124 / (4 +1) = 24,8; принимаем z1 = 25; z2 = z∑ – z1 = 124 – 25 = 99. Фактическое передаточное число uф = z2 / z1 = 99/25 = 3,960. ∆u = (uф – u) / u · 100 % = ((4– 3,96) / 4) · 100 %) = 1% ≤ 4 %. Уточним угол наклона зубьев: cos β = m (z1 + z2)/(2 · аw) = 2 (25 + 99) / (2 · 135) = 0,918; β = 7,25220° =7°15’8’’ Определим делительные диаметры, диаметры вершин и впадин зубьев зубчатых колес: d1 = m · z1 / cos β = 2 · 25 / 0,992 = 54,44 мм; d2 = m · z2 / cos β = 2 · 99 / 0,992 = 215,56 мм; dа1= d1 + 2 · m = 50,403 + 2 · 2 = 58,44 мм; dа2 = d2 + 2 · m = 199,596 + 2 · 2 = 219,56мм; df1= d1 – 2,5 · m =50,403 – 2 · 2,5 = 57,15 мм; df2 = d2 – 2,5 · m = 199,596 – 2 · 2,5 = 210,56 мм. Выполним проверку межосевого расстояния: аw = (d1 + d2) / 2 = (50,403 + 199,596) / 2 = 135 мм. Вычислим величину усилий, действующих в зацеплении : – окружная: Ft = 2 · Т3 / d2 =2 · 314,871 / 199,596= 3155,08 Н; – радиальная: Fr = Ft · tg αtw / cos β = 3155,08 ·tg 20° / 0,918 = 1157,61 Н; – осевая: Fа = Ft · tg β = 3155,08 ·tg7,25220° = 401,499 Н;
Контактная выносливость устанавливается сопоставлением действующих в полюсе зацепления расчетного σН и допускаемого σНР контактных напряжений [2, с.48]: σН = σН0 ≤ σНР, где σН0 – контактное напряжение в полюсе зацепления при KН = 1 [2, с.48]: Коэффициент нагрузки KН определяют по зависимости [2, с.49]: KН = KА · KHv · KHβ · KHα, где KA = 1 – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку [2,с.49]; KHv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса [2, с.49]: где ωHv – удельная окружная динамическая сила, Н/мм [2, с.49]: где δН – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев [2,табл. 5.7]; g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса [2,табл. 5.8]; υ – окружная скорость зубчатых колес: υ = πdini/60; KHα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями [2,табл. 5.9]; εβ – осевой коэффициент перекрытия: εβ = b2 · sin β / (π · m);
ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления [2, с.49]: где αt – делительный угол профиля в торцовом сечении: αt = α = 20° [2, с.50]; βb – основной угол наклона для косозубой передачи: βb = arcsin (sin β · cos 20°) ,[2, с.50]; αtω – угол зацепления (без смещения); tg αtw = tg α / cos β [2, с.50]; Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий (2, с.50); для косозубых передач при εβ ≥ 1
при εβ < 1
εα – коэффициент торцового перекрытия [8, с. 175, табл. 9.1]:
εα – коэффициент торцового перекрытия [2, с.50]: εα = [1,88 – 3,2 (1 / z1 ± 1 / z2)] cos β. Для рассчитываемого объекта имеем следующие данные: редуктор цилиндрический косозубый одноступенчатый, частота вращения ведущего вала n2 = 320,040мин-1, передаточное число редуктора uф =3,960; n3 = 80 z1=25; z2=99; β = 7,25220° =7°15’8’’;
a=135 мм; b2=51мм; d1=50,403 мм; Ft = 3155,08 Н. εβ = b2 · sinβ / (π · m) = 54 sin7,25220° / (3,14 ·2) = 1,085>1; tg αt = tgα / cosβ = tg20° / cos sin7,25220° = 0,3669; αt = 20,1484°; βb = arcsin (sinβ·cos20°) = 6,8127°;
ZE =190 МПа1/2 ; εα = [1,88 – 3,2 (1/25+ 1 / 99)] cos7°15’8’’ = 1,705; ; ; υ = 3,14 · 50,403 · 320,040 / (60 ·103) = 0,844 м/с. Для данной скорости колес степень точности – 9-я [2, табл. 5.6]. δН = 0,02; g0 = 7,3; ; KHv = 1+ (0,719 · 54)/3155,08= 1,012; KHα = 1,0; KА =1,0; KHβ = 1,12;
; Определим процент недогрузки: ∆σН = |σНР – σН| / σНР ·100 % = |468,646 –462,480| / 468,646 · 100 % = 1,3 %. Условие прочности выполняется. По принятым в машиностроении нормам допускаются отклонения +5 % (перегрузка) и –10 % (недогрузка).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |