Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста



2016-01-05 636 Обсуждений (0)
Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОУ ВПО «РосНоУ)

Кафедра психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Консультирование по формированию навыков эффективного общения младших школьников со сверстниками».

 

Автор: студентка 2 курса заочной

формы обучения Махлюевой.Е.В.

Научный руководитель: Железнёва.Р.Г.

 

Волоколамск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..……...3

Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста…………………………………….6

1.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах…….6

1.2 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников……………………………………………………………11

1.3 Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений………………………………………………………………..17

Глава 2. Исследование межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………25

2.1 Организация и методы исследования………………………………..25

2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста………………………...27

2.3 Диагностика по определению навыков общения…………………...31

2.4 Формирующая работа навыков общения…………………………....36

2.5 Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения…………………………………………………………………………..46

Заключение………………………………………………………………..54

Список использованной литературы…………………………………….56

Приложение……………………………………………………………….58

 

 

Введение

 

В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Исходя из вышеперечисленного, объектом нашего исследования является межличностные отношения младших школьников со сверстниками и консультирование по формированию навыков эффективного общения.

Предметом нашего исследования являются особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста и консультирование по формированию навыков эффективного общения среди младших школьников.

Каждый ребенок – уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:

1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».

2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.

3. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

То, что система личных взаимоотношений долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования – та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

Методологическим основанием исследуемой проблемы составили универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития.

Принцип детерминизма утверждает, что любое психическое явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий.

Принцип развития предполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, межличностное взаимодействие в малой группе развивается и подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

Для изучения особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста были использованы следующие методы изучения отношений: социометрия и проектный метод. В качестве проектного метода была использована методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова ).

В качестве базы исследования выступает ГОУ Лотошинская средняя школа № 1 и непосредственно III класс.


Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста

 



2016-01-05 636 Обсуждений (0)
Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)