Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория предельной полезности К. Менгера



2016-01-05 2101 Обсуждений (0)
Теория предельной полезности К. Менгера 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Целых Алексей Андреевич

Группа МДМ - 108

 

1.Дисциплина Микроэкономика

2.Тема работы.Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

3.Срок сдачи студентом законченной работы 17 декабря2012 г.

4.Перечень вопросов, подлежащих разработке: 1. История возникновения теории предельной полезности. 2. Представители австрийской школы: К.Менгер, Бем-Баверк, Ф.Визер 3. Концепция У.Джевонса. 4. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости. 5. Парадокс Смита. 6. Закон убывающей предельной полезности.

5. Календарный план

Наименование разделов курсовой работы Срок выполнения разделов работы Отметка о выполнении руководителя
Введение. Глава 1Теория предельной полезности. 30 октября 2012  
Глава 2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости 17 ноября 2012  
Заключение. Библиографический список и приложения. 24 ноября 2012  

 

Руководитель работы / А.С. Кондратьев/

Студент / А.А. Целых/

 

РЕФЕРАТ

Целых А.А.Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие. - Миасс: ЮУрГУ,

МДМ -108, 2012. – 32 с., библиографический список - 20 наим.

Объектом исследования является теория предельной полезности.

Цель работы – рассмотреть теорию предельной полезности, а именно возникновение, сущность, развитие и возможность ее применения на практике.

В работе рассмотрена история возникновения теории предельной полезности. Изучены взгляды представителей австрийской школы: К.Менгер, Бем-Баверк, Ф.Визер. Описана концепция У.Джевонса. Рассмотрены изменения в теории стоимости, парадокс Смита, закон убывающей предельной полезности.

 


Оглавление

Введение. 5

1 Теория предельной полезности. 6

1.1 Возникновение…... 6

1.2 Теория предельной полезности К. Менгера. 6

1.3 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка. 11

1.4 Развитие идей предельной полезности в трудах Ф.Визера. 14

1.5 Английский вариант теории предельной полезности. 15

1.6 Предельная полезность: понятие и функции. 16

2 Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости. 20

2.1 Стоимость и маржинализм. 20

2.2 Парадокс Смита. 20

2.3 Ценность и предельная полезность. 21

2.4 Закон убывающей предельной полезности. 22

2.4.1. Первый закон Госсена. 22

2.4.2. Измерение величины полезности. 23

2.4.3. Правило максимизации полезности. 26

2.4.4. Максимизация полезности и благосостояние. 27

2.4.5. Принцип равенства предельной нормы замещения. 28

Заключение. 29

Библиографический список. 31

Введение

Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие и возможность ее применения на практике – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что теория предельной полезности – это теория, определяющая закономерности поведения потребителей на рынке, формирование спроса и вид кривой спроса. Теория предельной полезности устанавливает взаимосвязь между полезностью и издержками, а также между спросом и предложением, определяя общий закон ценообразования.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов исследования поведения потребителей, поиск новых способов формирования спроса.

Данная тема достаточно подробно освящена в научных трудах следующих авторов: Козловой К. Б., Блауга М. П., Аникина А. В.

Актуальность исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть теорию предельной полезности, а именно возникновение, сущность, развитие и возможность ее применения на практике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теорию предельной полезности, а именно возникновение, сущность, развитие и возможность ее применения на практике.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о теории предельной полезности.

3. Рассмотреть сущность и специфику теории предельной полезности.

 


 

1 Теория предельной полезности

1.1 Возникновение…

Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.

 

Теория предельной полезности К. Менгера

Австрийская экономическая школа была основана Карлом Менгером (1840-1921) и развита в дальнейшем Фридрихом фон Визером (1851-1926) и Эйгеном фон Бем-Баверком (1851-1914). Это направление отличается тем, что придает особое значение субъективизму, который не ограничивается предпочтениями, но распространяется и на ожидания, время, как измерение изменений, фрагментарность информации и процесс обучения. Прекрасным примером является невальрасианская теория рынка и денег Менгера.

Карл Менгер родился в австрийской Галиции (ныне это территория Польши) в 1840 г., обучался в университетах Вены и Праги. Защитил докторскую диссертацию в Краковском университете и сначала посвятил себя журналистике, а затем поступил на государственную службу. Одной из его обязанностей было писать обзоры состояния рынков. Изучая данную тему, он был поражен разительным контрастом между традиционными теориями цены и фактами, которые опытные практики считали решающими в установлении цен.

Первое издание «Основания политической экономии» было опубликовано в 1871 г. В своем предисловии к первому изданию «Основания политической экономии» Менгер обосновывает свой метод, который он назвал атомистическим и который, благодаря Хайеку, впоследствии стал известен как методологический индивидуализм.

Первое издание «Основания политической экономии» состоит из восьми глав: «Общая теория о благе», «Экономика и экономические блага», «Теория ценности», «Теория обмена», «Теория цены», «Потребители и меновая ценность», «Теория товара» и «Теория денег». Во втором издании девять глав; добавлены две новые главы - «Теория потребностей» и «Человеческие потребности и мера благ» - и изъята одна старая - «Потребители и меновая ценность». Материалы первого издания в основном сохранены, но расширены настолько, что второе издание по объему в два раза превышает первое.

Как резюмирует Хайек, основное достижение Менгера в первом издании заключается в том, что он «распространил определение ценности блага полезностью со случая с заданными количествами потребительских товаров на общий случай, т.е. на все товары, включая факторы производства». Между тем, во втором издании подход Менгера к экономике выходит за пределы явлений, связанных с редкостью, максимизацией и рынком, которые он называл «экономной экономикой». Другой аспект экономики называется техническим и связан с потребностями производства, не зависящими от редкости.

Эти два аспекта экономики - технический и минимизации издержек, называют базовыми; и хотя они, как правило, почти всегда взаимосвязаны, они вызываются причинами, существенно отличными и не зависящими одна от другой….Технический аспект экономики человеческого общества не обязательно зависит от экономного и не обязательно связан с ним.

Что касается понятия ценности, лежащего в основании теории рыночной экономики, то Менгер подчеркивает его субъективность. Ценность определяется предельной полезностью непосредственно потребляемого (блага низшего порядка), но также развивает теорию вмененной ценности для факторов производства (благ высшего порядка).

В теории производства или отношений затрат-выпуска Менгер признает технологическую заменяемость и взаимодополняемость (комплементарность) между факторами производства.

Ценность данного количества определенного блага высшего порядка не равна значению потребностей, удовлетворяемых с помощью всего продукта, который это благо помогает производить, она равняется лишь значению потребности, удовлетворяемой той частью продукта, которая останется не произведенной, если мы не будем иметь в распоряжении данного количества блага высшего порядка.

Менгер считал, что ценность блага низшего порядка определяется его предельной полезностью, а ценность блага высшего порядка вменяется ему от ценности блага низшего порядка на основе предельной производительности первого блага при производстве последнего. Предпринятая Менгером попытка объяснить ценность всех благ полезностью и предельным принципом в дальнейшем была развита его последователями, в частности Визером.

 

Определение товара:

Продукты, которые производители или посредники держат наготове для продажи называются товарами. В обыденном употреблении этим термином обозначаются материальные блага (за исключением денег)…. Но в научной речи потребовался термин, обозначающий все экономические блага, готовые к продаже, безотносительно к их материальности, мобильности, их свойствам как продуктов труда, и независимый от того, какие лица выставляют их на продажу. Большое число экономистов… определяло товары как (экономические) блага любого рода, предназначенные для продажи.

Признак товарности не заключен в благе, не является его принадлежностью, но представляет собой лишь особое отношение блага с лицом, им располагающим. С исчезновением этого отношения признак товарности у блага исчезает. Следовательно, если владеющий им участник экономического процесса оставит намерение продать его или если он перейдет в руки лиц, намеренных в дальнейшем его не обменивать, а потребить, то благо перестает быть товаром… Поэтому признак товарности не только не является принадлежностью благ, но обычно бывает лишь временным отношением между благами и индивидами-участниками экономического процесса. Некоторые блага предназначаются их владельцами для обмена на блага других участников экономического процесса. В процессе их перехода, порой через несколько рук, от первого владельца к последнему, мы называем их «товарами», но как только они достигают места своего экономического предназначения (т.е. как только они оказываются в руках окончательного потребителя), они со всей очевидностью перестают быть товарами и становятся «потребительскими благами»,) в узком смысле, в каком этот термин противостоит понятию «товар». Но там, где этого не происходит, как, например, очень часто в случае с золотом, серебром и т.д. особенно в виде монет, они, естественно, продолжают оставаться «товарами» до тех пор, пока длится отношение, определяющее их товарность.

Наиболее обмениваемым среди всех товаров являются деньги. Степень обмениваемости товаров определяется Менгером как «большая или меньшая легкость, с которой их можно реализовать на рынке в любое подходящее время по текущим ценам покупки или немного ниже».

Цены меняются в зависимости от различных мест, разного времени и разных людей.

Если конкуренция на рынке товара плохо организована и, следовательно, существует опасность того, что владельцы не смогут продать свои права на владение этим товаром по экономическим ценам, в то время как для владельцев других товаров эта опасность совсем отсутствует или присутствует не в такой сильной степени, ясно, что этим обстоятельством будет объясняться значительное различие между обмениваемостью этого товара и всех прочих….Товары, рынок которых хорошо организован, могут быть без труда проданы их владельцами по ценам, соответствующим общей экономической ситуации. А товары, рынки которых плохо организованы, переходят из рук в руки по неадекватным ценам, а порой и вовсе не могут быть реализованы.

В условиях плохо организованного рынка товар обладает невысокой обмениваемостью в том случае, если фирма работает с нагрузкой меньше предельной.

Существует два вида спроса и предложения: регулярные, устойчивые спрос и предложение и нерегулярные, случайные спрос и предложение. Так как каждый участник экономического процесса все больше и больше осознает свой экономический интерес, он руководствуется этим интересом без какого-либо договора, без законодательного принуждения и даже без оглядки на об-щественный интерес и отдает свои товары в обмен на другие, обладающие большей обмениваемостью товары, даже если он не нуждается в них для непосредственного потребления.

Это непреднамеренно увеличивает обмениваемость товаров, упомянутых последними, так что они становятся приемлемыми для каждого участника торговли и превращаются в средства платежа.

Концепция ценности у Менгера - последовательно субъективистская. Ценность обусловлена способностью блага в будущем утолить потребность. Любые блага без оценивающего их субъекта не имеют ценности.

Различные виды благ ранжируются в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей. В свою очередь, ранжируются значения последовательных актов удовлетворения каждой потребности, ибо первая единица потребляемого блага для индивидуума более ценна, чем вторая, вторая более ценна, чем третья, и так вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения очередной единицей нулевая.

Менгер приводит условный пример, в котором фигурирует десять разных благ (обозначаются римскими цифрами)! Первые акты потребления этих благ оцениваются соответственно как 10.9, 8 и т.д. вплоть до 1 для блага X. В свою Очередь, каждый следующий акт потребления любого блага оценивается на единицу ниже предыдущего.

Акты потребления (потребляемые единицы) Блага
  I II III IV V VI VII VIII IX X
Первый б 4 3 2
Второй б 3 2 1
Третий б 2 1 0  
Четвертый б 1 0  
Пятый б  
Шестой    
Седьмой    
Восьмой      
Девятый        
Десятый          
Одиннадцатый            

Удовлетворение потребности в пище (благо I) до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетворение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид старается привести в равновесие удовлетворение своей потребности в пище и в табаке. Для него равнозначны шестая единица пищи и вторая единица табака, девятая единица пищи и пятая единица табака…

Какова ценность единицы определенного блага? Ответить на этот вопрос, утверждает Менгер, можно, лишь зная, какое количество единиц данного блага доступно распоряжению человека. Если человек располагает семью единицами пищи, то лишение одной единицы означало бы для него невозможность удовлетворения потребности, которая в таблице оценена как 4 (седьмой акт потребления пищи). Пока данный человек обладает семью единицами блага, ценность каждой такой единицы равна 4. В концепции Менгера ценность единицы блага равна для субъекта значению, которое имеет удовлетворение наименее важной потребности, доступное при данном количестве единиц этого блага. Хотя Менгер, как уже указывалось, избегает термина «полезность», по существу им дано определение ценности через предельную полезность блага.

Функция полезности, по Менгеру, не непрерывна, а дискретна. Он отрицает бесконечную делимость благ. Поэтому отвергается использование для экономического анализа дифференциального исчисления. Вообще у Менгера нет и следа математических формул и выводов, нет даже простейших графиков, отражающих зависимость между экономическими явлениями, например, между, ценой и спросом. Это - его принципиальная позиция: объект науки, по Менгеру, не функциональные, а причинно-следственные связи и зависимости. Негативное отношение к математическому аппарату, точнее, его игнорирование, свойственно и другим представителям австрийской школы.

Менгер вводит деление благ, на блага низшего порядка (предметы потребления) и блага высших порядков (используемые для создания предметов потребления). Само по себе такое деление не содержало ничего нового, кроме терминологии. Новшество заключалось в толковании ценности этих групп благ. Традиционно считалось, что ценность (стоимость) предметов потребления определяется ценностью (стоимостью) используемых при их создании факторов производства сырья, орудий труда и т.д. По Менгеру, все обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обусловливает ценность потребительских продуктов, а от того, насколько они ценны, зависит ценность непосредственно задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, пошедших на выпуск вышеназванных средств производства, и т.д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняшнюю ценность благ первого порядка, а ожидаемую на тот момент, когда завершится их создание благами высших порядков. Например, ценность сельскохозяйственных орудий, применяемых при посеве озимых культур, определяется ожидаемой ценностью зерна будущего урожая.

Менгер ввел в научный оборот ряд идей, которые затем получили развитие в трудах других ученых.

Так, впервые в экономической литературе им сформулировано положение о субстигуции производительных благ: один и тот же продукт может быть создан с помощью различных комбинаций производственных факторов. На этой основе позднее выросла теория производственных функций.

Им высказана идея «комплементарности» благ, участвующих в производстве, т.е. взаимозависимости их ценности. Если хоть какого-то элемента производства не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага. Это обесценение не имеет места только в случае, когда оказавшиеся излишними блага могут быть использованы в другой «комплементарной связке», для изготовления другого продукта.

Менгер ввел в анализ понятие ликвидности (он называет эту категорию «способность к сбыту»). Различные товары обладают разной способностью к сбыту. Наиболее ликвидны деньги. Фактор ликвидности Менгер считает очень важным: он, наряду со стремлением к непосредственном) потреблению, может служить побудительным мотивом к обмену,

Им введены в экономическую науку понятия «цена, спроса» и «цена предложения».



2016-01-05 2101 Обсуждений (0)
Теория предельной полезности К. Менгера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория предельной полезности К. Менгера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)