Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспрессивные средства языка, речевые приемы



2016-01-05 591 Обсуждений (0)
Экспрессивные средства языка, речевые приемы 0.00 из 5.00 0 оценок




53. «Живые» и «стертые» метафоры в языке публицистики.

54. Типы переносов лексического значения слова в поэтическом тексте (на материале стихотворного текста).

55. Оживление образности фразеологизмов в газетном заголовке.

56. Параллелизм как явление поэтического и научного синтаксиса.

57. Градация как синтаксическое средство художественной речи.

58. Синтаксические особенности антитезы в поэтическом тексте.

59. Изобразительный синтаксис русской орнаментальной прозы XX в. (А.Белый, Е.Замятин и др.).

60. Речевые способы сравнения в научной и публицистической литературе.

61. Стилистические фигуры и риторические приемы в публицистике современных русских писателей.

62. Речевые механизмы комического (на материале сатерических жанров).

63. Приемы комического в современном анекдоте.

64. Звуковой повтор как фактор эвфонии и какофонии в текстах различных типов.

65. Цитата и аллюзия как средство оценки в языке современной газеты.

66. Речевые приемы в организации рекламного слогана.

67. Лексический повтор и другие экспрессивные речевые средства в детских «страшилках».

68. Речевые средства диалогизации в научно-популярной и публицистической литературе.

69. Стилистические функции эпиграфа (на материале научных и художественных текстов).

 

Общий стилистический анализ текста

70. Система средств выражения авторской оценки в публицистическом тексте.

71. Стилистика газетных публикаций на темы искусства.

72. Стилистика газетных публикаций, посвященных научным исследования.

73. Языковые средства создания литературной пародии.

74. Стилистические особенности языка русской философии XX в.

75. Речевые средства литературной эпиграммы XX в.

76. Стилистика литературной сказки.

77. Речевые штампы и клише в текстовках популярной музыки.

78. Стилистические особенности короткого рассказа для детей.

79. Речевые средства создания афоризма.

80. Стилистика речевого оформления афиш, объявлений, товарной упаковки.

81. Особенности языка и стиля авторской песни.

82. Стилистика предисловия научной книги.

83. Стилистика официально-деловой переписки.

84. Особенности индивидуального стиля журналиста.

85. Особенности языка и стиля коммерческих изданий.

86. Стилистика современной молодежной газеты.

87. Речевые особенности рекламных текстов в журналах для подростков.

88. Средства выражения оценки в официальных дипломатических документах.

89. Особенности стилистики текстов девичьего и «дембельского»альбома.

90. Тактика речевой стилизации в рекламном тексте.

91. Речевые особенности электронной переписки.

92. Речевые средства стилистики»потока сознания» в современной русской литературе.

93. Речевые стратегии внушения доверия в языке коммерческой переписки.

 

Работа редактора над языком и стилем произведения

94. Опыт стилистической правки рукописи (на материале текстов определенного стиля и жанра).

95. Работа редактора над заголовком научной статьи.

96. Работа редактора над языком репортажа.

97. Работа редактора над языком очерка.

98. Работа редактора над языком научно-технических статей.

99. Работа редактора над языком ведомственной переписки.

100. Работа редактора над языком рекламного текста.

101. Работа редактора над языком коммерческой информации.

102. Работа редактора над языком реферативных изданий.

103. Работа редактора над языком справочной литературы.

 

II. Методические указания к темам

Общие замечания

Смысл выполнения курсовой работы по практической и функциональной стилистике в том, чтобы научится правильно понимать и самостоятельно анализировать текст в единстве его формальной и содержательной сторон.

Поэтому при обдумывании конкретных целей и задач курсовой работы необходим как бы двуединый взгляд на предмет: с одной стороны, надо стремится видеть и понимать языковую природу явления, его универсальные стилистические свойства, с другой стороны - оценивать явление в его системной обусловленности как средство конкретного текста, с его определенным коммуникативным назначением, спецификой выражений в нем авторской позиции и, в широком смысле, в связи с ситуацией общения, что в стратегически грамотно построенном тексте и определяет, в конечном счете, стилистическую роль всех его конкретных языковых элементов. Одновременный учет факторов системно-языковой и коммуникативной обусловленности речевого средства в тексте дает и надежные обоснования для стилистической правки рукописи.

С учетом этого сформулированы и темы курсовых работ. В их формулировке, как правило, выделяются две основные части: предмет исследования и материал исследования. Общая же модель формулировки выглядит так: «Функции определенного речевого средства в определенной речевой системе». При этом студенту предлагается самостоятельно или на основании консультаций с научным руководителем определить круг фактического материала, который будет подвергаться анализу. Это могут быть произведения одного автора, одного жанра, одной читательской аудитории т.д. В других случаях выбираются разные авторы или жанры, объединенные по указанному принципу. При этом для сопоставления советуем выбирать материал не только по принципу аналогии, но и по принципу контраста. Например, произведение одного жанра, но для разной аудитории или разных периода развития языка и общества. Таким образом, итоговый вид формулировки должен быть таким: «Функции определенного речевого средства в определенной речевой системе» (на материале произведений… ).

Обратим поочередно внимание на обе части модели формулировки.

I. Предмет исследования

Напомним: стилистика - учение о речевых вариантах, объединяющее причины и смысл вариативности языковых средств. Стилистическое значение языкового средства возникает там, где есть возможность его замены другим вариантом, в зависимости от значения единицы и требования контекста - собственно речевого и более широкого, коммуникативного. Таким образом, под словами «стилистическая функция», «стилистическая роль» подразумевается употребление языковой единицы или языковой структуры, особенности ее речевого назначения, использования, позволяющие выбрать ее из ряда ей подобных, соотносительных с ней по форме или содержанию.

Возможность двоякого соотнесения языковых средств при их употреблении - по форме и по семантике - выдвигает центр внимания стилистических исследований два основных типа системных отношений единиц (слов, словообразовательных средств, грамматических форм, синтаксических конструкций): по сходству формы - омонимию, полисемию, паронимию - и по сходству значения: синонимию и антонимию (как особую разновидность семантического сходства-противопоставления). В связи с этим предлагаются темы, где предметом исследования выступают средства, выделяемые на основании их формального и/или семантического единства и объединяемые языкознанием в известные классы и категории. Таковы, например, среди лексических единиц - жаргонизмы, термины, профессионализмы; среди морфем - суффиксы, приставки; среди частей речи - глаголы и наречия; среди синтаксических конструкций - однородные или обособленные члены предложения, вводные конструкции и т.д.

Внутри каждого из подобных классов и категорий языковых единиц стилистикой особо выделяются средства, правильный выбор которых затруднен по тем или иным причинам, что приводит в недифференцированному употреблению, смешению соотносительных речевых вариантов, порождает речевые ошибки, а в другом случае - является результатом установки на экспрессивное, неожиданное употребление данных средств для решения специфических коммуникативных задач. В связи с этим в круг тематики курсовых проектов вовлекается анализ факторов нарушения лексической сочетаемости, случаев двойного управления и стилистических ошибок прочих типов. С другой стороны, ряд тем посвящен экспрессивным способам употребления языковых единиц и разного рода стилистическим приемам.

Системные отношения языковых единиц могут актуализироваться и самим речевым контекстом, когда соотносительные по форме или семантике единицы объединяются и взаимодействуют в структуре произведения. Сообразно этому предмету формулируются и некоторые темы, например: «Использование лексической антонимии в современной поэзии», «Параллелизм как явление поэтического и научного синтаксиса».

Важнейшим основанием для выделения предметов стилистического исследования является соотносительность языковых единиц по их стилистической окраске. Стилистическая окраска единицы языка - это тот ореольный компонент ее семантики, который формируется помимо предметно-логического значения данной единицы в силу ограниченности речевых ситуаций, в которых эта единица обычно употребляется. Если рассматривать стилистическую окраску подробнее, то она складывается на основе ситуативных ограничений трех типов, определяющих три ее важнейших компонента:

1) функционально-стилистическая окраска - ограничения функциональные, связанные с закрепленностью средства за наиболее типичными для общества ситуациями общения (сферой обиходно-бытовой и сферами науки, идеологии и политики, официально-деловых отношений, сферами религии и искусства);

2) эмоционально-оценочная окраска - ограничения, отражающие позитивное или негативное, уважительное или пренебрежительное отношение автора к обозначаемому, к предмету речи;

3) социально-жанровая окраска, образующаяся в результате тяготения данного средства к употреблению в некотором узком социально-территориальном диапазоне (тяготение единиц к речи определенных сословных, возрастных или профессиональных групп, неравномерность ее употребления на исторической оси, «память» о происхождении).

Для понимания природы стилистической окраски и осуществления осмысленного стилистического анализа текста важно также понятие речевой роли говорящего. Именно желанием реализовать с помощью речи определенную типовую коммуникативную роль - близкого человека, ученого, официального лица; доброго или сердитого, надменного или подобострастного человека; профессионала в определенной области, интеллигента, «крутого парня» и т.п. - часто обусловлен выбор стилистически окрашенных речевых средств.

Понятие стилистической окраски также необходимо для анализа лексической сочетаемости (ведь именно несовместимость слов по их стилистической окраске часто приводит к семантическому конфликту в словосочетаниях) и для осмысления самих причин языковой вариативности.

Все три компонента стилистической окраски языковых единиц, как правило, тесно взаимосвязаны, их выражение и взаимодействие своеобразно в различного рода текстах и составляет их важнейшую стилистическую характеристику. Сказанным выше обусловлено включение в список таких тем, как «Стилистическая роль профессионализмов в языке публицистики», «Разговорная лексика в письмах русских писателей» и т.п., предусматривающих анализ причин и смысла употребления стилистически окрашенных средств языка в конкретных произведениях.

В целом, предмет стилистического исследования выделяется таким образом, чтобы дать студенту возможность, через анализ конкретного материала увидеть систему в речевом использовании того или иного средства и развить навыки его дифференцированной стилистической оценки.

II. Материал исследования

В качестве материала для стилистического анализа предложены тексты самого различного рода. В формулировках тем круг их очерчен, как правило, достаточно широко. Направления и мотивация отбора конкретного материала в основном обсуждались в разделе «Выбор темы».

В целом, содержащиеся в формулировках тем указания на материал исследования призваны наделить студента на отбор и анализ таких текстов, в которых: 1) использование того или иного средства наиболее типично, частотно и становится важным стилеобразующим фактором речи (например, «Окказиональное словообразование в языке русской поэзии XX в.», где материалом, очевидно, послужить в первую очередь словотворчество русских футуристов и их последователей); 2) употребление данного средства отличается существенным своеобразием, когда оно вступает в необычное взаимодействие с контекстом (например, «Лексические средства выражения авторской оценки в литературоведческой статье»).



2016-01-05 591 Обсуждений (0)
Экспрессивные средства языка, речевые приемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспрессивные средства языка, речевые приемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)