Проверочный расчёт на прочность при изгибе
А) Эквивалентное число зубьев Шестерни Колеса Б) По табл. принимается коэффициенты формы зуба и концентрации напряжений при коэффициенте смещения х=0; шестерни YFs1 = 3.8 колеса YFs2 = =3.59 В) Коэффициент, учитывающий наклон зуба Условие выполнено Г) Для косозубых колес коэффициент Д) Расчётные напряжения изгиба в основании ножки зуба: Колеса Шестерни Прочность зубьев на изгиб выполняется Основные геометрические размеры передачи. Делительные диаметры шестерни и колеса
Диаметры вершин шестерни и колеса Диаметры впадин шестерни и колеса Межосевое расстояние Принимается =95 Пригодность заготовок шестерни и колеса Диаметр заготовки шестерни Dзаг=d+6мм = 50,938 +6 =57<D =200мм Sзаг=0,4 b2 =0,4 30 =12 мм или Sзаг=8m =8 1,5=12 мм, что меньше S=125 мм
Условия пригодности заготовок колес выполняются
4 Предварительный расчёт валов
4.1 Ведущий вал. Рисунок 4.1 Конструкция ведущего вала.
4.1.1Выполняется расчёт выходного конца. (4.1)
[τкр] – допускаемое напряжение кручения для стали 40ХН, [τкр]=25 МПа
d1вых=0,75×dэл; (4.2) где dэл=28 мм – диаметр выходного конца электродвигателя.
d1вых=0,75×28=22 мм Принимается d1вых=22 мм.
4.1.2 Рассчитывается диаметр под подшипник d1п=d1вых+3 мм (4.3)
d1п=22+3=25 мм Принимаем d1п=25 мм.
4.1.3Рассчитывается диаметр под шестерню d1ш=d1п+5 мм=25+5=30 мм 4.1.4 На ведущий вал выбираются подшипники 205 средний серии.
d=25 мм; D=52 мм; В=15 мм; r=1,5 мм; С=14 кН; С0=6,95кН. (4.4)
4.5 Ведомый вал Рисунок 4.2 Конструкция ведомого вала.
4.5.1 Выполняется расчёт выходного конца ведомого вала.
(4.5)
Принимается окончательно d2вых=30 мм.
4.5.2 Рассчитывается диаметр под подшипники. d2п=d2вых+5 (4.6)
d2п=30+5=35 мм
Принимаем окончательный d2п=35мм
4.5.3 Рассчитывается диаметр под колесо. d2к=d2п+5 (4.7)
d2к=35+5=40 мм
4.5.4 На ведомый вал выбираются подшипники 207 средней серии.
d=35 мм; D=72мм; В=17 мм; r=2 мм; С=25,5 кН; С0=13,7 кН.
5 Конструирование зубчатых колёс
5 Шестерня выполняется по размерам: d1=48 мм; dа1=51 мм; b1=33 мм.
Колесо кованое: d2=143 мм; dа2=146 мм; b2=30 мм. Рисунок 5.1 Конструкция колеса
5.1 Рассчитывается диаметр ступицы
dст=1,6×dк2 (5.1) где dст – диаметр ступицы, мм;
dст=1,6×40=64 мм
5.2 Рассчитывается длина ступицы
lст=(1,2÷1,5)×dк2 (5.2) где lст – длина ступицы, мм.
lст=(1,2÷1,5)×40 = 48÷60мм Принимается lст=50 мм.
5.3 Рассчитывается толщина обода δ0=(2,5÷4)×mп (5.3) где δ0 – толщина обода, мм; тп – модуль зубьев, мм.
δ0=(2,5÷4)×1,5 = 3,75÷6 мм Принимается δо=8 мм.
5.4 Рассчитывается толщина диска
С=0,3×b2 (5.4) где С – толщина диска, мм; b2 – ширина венца, мм. С=0,3×30=9 мм
5.5 Определяется диаметр центровой окружности
Dотв=0,5×(D0+dст) (5.5)
где Dотв – диаметр центровой окружности, мм; D0 – внутренний диаметр обода, мм; dст – диаметр ступицы, мм.
Dотв=0,5×(124+64)=95 мм
5.6 Определяется диаметр отверстий
где dотв – диаметр отверстий, мм.
Принимается dотв=20 мм.
6 Конструирование корпуса редуктора
6.1 Рассчитывается толщина стенок корпуса и крышки редуктора. δ=0,025×аω+1 (6.1) где δ – толщина стенок корпуса, мм; аω – межосевое расстояние,мм.
δ=0,025×95+1=3,375 мм
По таблице 10.2 [1] толщина стенок корпуса и крышки δ≥6мм. Окончательно принимается δ=6мм.
δ1=0,02×аω+1 (6.2) где δ1 – толщина стенок крышки, мм.
δ1=0,02×95+1=2,9мм
Окончательно принимается δ1=6 мм.
6.2 Рассчитывается толщина верхнего пояса (фланца) корпуса.
b=1,5×δ (6.3) где b – толщина верхнего пояса, мм; δ – толщина стенок корпуса, мм.
b=1,5×6=9 мм
6.3 Рассчитывается толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса.
b1=1,5×δ1 (6.4) где b1 – толщина нижнего пояса, мм; δ1 – толщина стенок крышки, мм.
b1=1,5×6=9мм
6.4 Рассчитывается толщина нижнего пояса корпуса.
р=2,35×δ (6.5) где р – толщина нижнего пояса корпуса, мм;
р=2,35×9=21,15мм Принимается толщина нижнего пояса корпуса р=15 мм.
т=(0,8÷1)×δ (6.6) где т – толщина рёбер, мм; δ – толщина стенок корпуса, мм.
т=(0,8÷1)×6=5,1÷6 мм.
6.6 Определяется диаметр фундаментных болтов.
d1=(0,03÷0,036)×аw+12 (6.7)
d1=(0,03÷0,36)×95+12=14,85÷15,42 мм
Принимаются болты с резьбой М16
6.7 Определяется диаметр болтов крепящих крышку к корпусу у подшипников. d2=(0,7÷0,75)×d1 (6.8)
d2=(0,7÷0,75)×16=11,2÷12 мм.
Принимаются болты с резьбой М12.
6.8 Определяется диаметр болтов соединяющих крышку с корпусом.
d3=(0,5÷0,6)×d1 (6.9)
d3=(0,5÷0,6)×16=8÷9,6 мм
Принимаются болты с резьбой М10.
7 Выбор и расчёт подшипников на долговечность.
Ведущий вал.[2] Из предыдущих расчётов имеется Ft=1752H; Fr=657H; Fa=372H; из первого этапа компоновки l1=103 мм. Расчетная схема ведущего вала
Определяются реакции опор: в плоскости xz где Rх1=Rх2 – реакции опор, Н; Ft – окружная сила, Н. в плоскости yz где Fr – радиальная сила, Н; d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Проверка: Ry1+Ry2-Fr=377 +280-657 =0 Определяются суммарные реакции Выбираются подшипники по более нагружённой опоре. Намечаются ради- альные шарикоподшипники 305 серии: d=25 мм; D=52 мм; B=15мм; С=14 кН;
Рассчитывается эквивалентная нагрузка Pэ=(XVPr1+YPa)КσКτ (7.1) где Рr1=953,7– радиальная нагрузка, Н; осевая нагрузка Pa = Fa =372H; V=1 – коэффициент вращения внутреннего кольца; Кσ=1; Кτ=1 – коэффициенты безопасности для приводов ленточных кон вееров. Отношение этой величине соответствует е = 0,26 (по табл. 9,18)
Отношение Рэ=(0,56×953,7 +1,88´372)х1х1=1233 Н
Рассчитывается расчётная долговечность, млн. об.
(7.2) где С – динамическая грузоподъёмность, Н млн. об Рассчитывается расчётная долговечность, ч (7.3) где п – частота вращения внутреннего кольца, об/мин. ч
Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и ведущий: Ft=1752H, Fr=657H, Fa=372H; Нагрузка на вал от цепной передачи FB=2628H. Составляющие этой нагрузки FBX = FBY = FBsinY= 2628sin 45° = 1708H Из первого этапа компоновки l2=102 мм; l3=51 мм. Определяются реакции опор: в плоскости xz
(7.4) (7.5) Проверка: Rx3+Rx4-(Ft+FBX)=416+3176-(1752+1840)=0 в плоскости yz
(7.6) (7.7)
Проверка: Ry3 +FBy-(Fr+Ry4)=657+1840-(657+1840)=0 Определяются суммарные реакции (7.8)
Выбираются подшипники по более нагружённой опоре 4. Намечаем шарикоподшипники радиальные 207 серии: d=35 мм; D=72 мм; В=17 мм; С=25,5 кН; С0=13,7кН. Рассчитывается эквивалентная нагрузка Отношение Этой величине соответствует е=0,22 (по табл. 9.18) Отношение поэтому Pэ=Pr4VKσKτ (7.10) Pэ=3670 1´1,2 1=4404Н Рассчитывается расчётная долговечность, млн. об. (7.11) млн.об. Рассчитывается расчётная долговечность, ч (7.12) ч Из расчетов ч, а для зубчатых редукторов ресурс работы под-шипников не должен быть менее 10000 ч (минимально допустимая долговеч- ность подшипника), исходя из всего этого выбираем шариковые радиаль- ные подшипники 207 среднесерии.
8 Выбор и расчёт муфт
8.1 Для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора необходимо подобрать муфту с упругими элементами для того, чтобы гасить вибрации и толчки идущие от электродвигателя. Наиболее подходящие муфты упругие втулочно – пальцевые МУВП… Для подбора муфты необходим момент расчётный Мр, диаметр вала электродвигателя dэл и диаметр выходного конца ведущего вала d1вых. Из предыдущих расчётов имеем: dэл=38 мм, d1вых=22 мм.
Рисунок 8.1 Муфта упругая втулочно-пальцевая
8.2 Определяется момент расчётный
Тр=Кm×Т1 (8.1) где Мр – расчётный момент для подбора муфты, Нм; к=1,4 – коэффициент режима работы привода.
Тр=1,4×41,6=58,24Нм
Выбираем муфту МУВП1-50-55НН 2096-64
8.3 Пальцы проверяются на изгиб по сечению А – А, а резиновые втулки на смятие поверхности, соприкасающейся с пальцами.
Условие прочности пальца на изгиб: (8.2) где σи – наиб.напряжение изгиба в опасном сечении пальца, Н/мм2; Мр – расчётный момент, Нмм; D0 – диаметр окружности, на которой расположены пальцы, мм; Z – число пальцев; lп – длина пальцев, мм; dп – диаметр пальца, мм. [σ]n=80÷90 Н/мм2 – допускаемое напряжение на изгиб для пальцев.
Условие прочности выполняется.
(8.3) где lb – длина втулки, мм; [σ]см=1,8÷2,0 Н/мм2 – допускаемое напряжение на смятие для резины.
Условие прочности на смятие выполняется.
Шпонками называются соединительные элементы между валом и ступицей (колеса, шкива, маховика и т. д.). Шпонки в основном изготавливаются из сталей (Сталь 20, Сталь 35, Сталь 45) термообработка специальная не нужна. Шпонки и шпоночные пазы стандартизованы. Выбираются шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360 – 78.[3] Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условие прочности определяется по формуле (9.1) где Т – передаваемый момент; d – диаметр вала; (h-t1) – рабочая глубина паза в ступице; (l-b) – рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами; [σсм]=100МПа – допускаемое напряжение смятия при стальной ступице.
Рисунок 9.1 Шпоночное соединение.
9.1 Ведущий вал. d=22 мм; b×h=8×7 мм; t1=4 мм; t2=3,3 мм; l=60 мм; Т=41,6×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
9.2 Ведомый вал. d=30 мм; b×h=10×8 мм; t1=5 мм;t2=3,3мм; l=60мм; Т=116×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
d=40 мм; b×h=12×8 мм; t1=5 мм; l=50 мм; Т=116×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
10 Уточнённый расчёт валов
10.1 Ведущий вал. Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполняется заодно с валом), т. е. сталь 45, термообработка – улучшение. При диаметре заготовки до 90мм (в нашем случае dа1=50 мм) среднее значение σb=780 МПа.[2] Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
σ-1 0,43σb (10.1)
σ-1=0,43×780=335 МПа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений τ-1 0,58σ-1 (10.2)
τ-1=0,58×335=194 МПа Сечение А – А Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитывается на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент запаса прочности (10.3) где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла (10.4) При d=22мм; b=6 мм; t1=3,5 мм (10.5)
Wк нетто =
Принимается kτ=1,5; ετ=0,83; ψτ=0,1 [1]
Определяется изгибающий момент от консольной нагрузки (10.6) где l – длина полумуфты, мм.
M=2,5 Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям (10.9)
Результирующий коэффициент запаса прочности (10.10)
получился близким к коэффициенту запаса Sτ=9,7. Это расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Фактическое расхождение будет ещё меньше, так как посадочная часть вала обычно бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значения изгибающего момента и нормальных напряжений. По этим причинам проверять прочность в сечениях Б – Б и В – В нет необходимости.
10.2 Ведомый вал Материал вала – сталь 45 нормализованная; σb=570 МПа. Пределы выносливости σ-1=246 МПа и τ-1=142МПа.
Сечение А – А Диаметр вала в этом сечении 40 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: kσ=1,6 и kτ=1,5; масштабные факторы εσ=0,85; ετ=0,73; коэффициенты ψσ=0,15 и ψτ=0,1.[1] Крутящий момент Т2=82,5×103Нмм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости М=Rx3l2 (10.11) М'=416×102 = 42432Нмм
изгибающий момент в вертикальной плоскости М”=Ry3l2+ Fa (10.12) М” = 657×102+372x(144/2) =93798Нмм суммарный изгибающий момент в сечении А – А
МА – А= Нмм
Момент сопротивления кручению (d=40 мм; b=12 мм; t1=5 мм) (10.13)
Wк нетто =
Момент сопротивления изгибу (10.14)
Wнетто=
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений (10.15)
Амплитуда нормальных напряжений изгиба (10.16)
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям (10.17)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (10.18)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А – А (10.19)
Сечение К-К: Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом (см.табл. 8.7) и ; и
Изгибающий момент (10.20)
Осевой момент сопротивления
Полярный момент сопротивления (10.22)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К
Условие прочности выполняется Сечение Л – Л Концентрация напряжений обусловлена переходом от Ø30 к Ø26: при D/d=30/26=1.15 и r/d=2.25/26=0.08 kσ=1,51 и kτ=1,21; масштабные факторы εσ=0,92; ετ=0,83;[1] Внутренние силовые факторы такие же как и в сечение К-К Осевой момент сопротивления (10.36) W =
Амплитуда нормальных напряжений (10.37)
среднее напряжение σm=0 Полярный момент сопротивления (10.38) Wр=
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений (10.39)
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям (10.40)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (10.41)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л – Л (10.42)
Сечение Б-Б: Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки (см. табл. 8.5) и ; и
Изгибающий момент (положим х1=60мм)
Момент сопротивления сечения нетто при b=10 и t1=5мм
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Момент сопротивления кручению сечения нетто
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Коэффициенты запаса прочности
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б
Таблица10.1. Результаты проверки сводятся в таблицу:
Результаты проверки сводятся в таблицу: Таблица 10.1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |