Факторный анализ причин невыполнения или перевыполнения показателей использования подвижного состава
Анализ причин невыполнения планового задания и условий, способствующих перевыполнению плана на данной дороге, ведется на основе взаимосвязи показателей работы дороги и темпов их роста и прироста. Анализ целесообразно начинать с наиболее общих, сложных показателей, таких, как грузооборот, работа дороги, постепенно переходя к более простым первичным показателям, характеризующим использование вагонов и локомотивов с какой-то одной стороны: или по мощности, или по времени. При анализе следует иметь в виду, что в выполнении заданного объема перевозок важное значение имеет повышение производительности вагонов и локомотивов. Это позволяет выполнять плановое задание по грузообороту с наименьшей затратой перевозочных средств - вагонов и локомотивов. В свою очередь, повышению производительности вагона способствует повышение нагрузки на груженый вагон, снижение доли порожнего пробега и увеличение его среднесуточного пробега. Последнее достигается за счет снижения времени оборота вагона, его элементов. Повышению производительности локомотивов способствуют увеличение веса поезда, увеличение среднесуточного пробега локомотива и снижение доли его вспомогательного пробега. Увеличение веса поезда может быть достигнуто, с одной стороны, за счет увеличения нагрузки на вагон, а с другой стороны, за счет увеличения его состава. Определение меры влияния каждого факторного показателя на связанные с ним показатели использования вагонов грузового парка и локомотивов проводится на основе математических формул. Рассмотрим на условном примере методику анализа использования вагонов методом цепных подстановок. Наиболее общим показателем использования вагонов является их среднесуточная производительность . Этот показатель на дороге не выполнен.
Таблица 4. Расчет изменения производительности вагона от определяющих ее факторов
Общее уменьшение производительности вагона составило: ∆Fв=13640-14720=-1080 ткм или 7,3 % Рассматриваем влияние каждого фактора методом взаимного исключения. Определяем прирост ∆Fв за счет Sв: ∆Fв (Sв )= Pд0(Sв1-Sв0)=46(310-320)=-460 ткм, Т.е. за счет снижения Sв на 3% производительность вагона понизилась на 460 ткм. Определяем прирост ∆Fв за счет Рдин : ∆Fв (Pд )= Sв0(Pв1-Pв0)=320(44-46)=-640 ткм, т. е. снижение Pд на 4,4 % повлекло за собой снижение Fв на 640 ткм, этот фактор действовал отрицательно. Определяем общий результат влияния этих факторов:
∆Fврасч= ∆Fв (Sв) + ∆ Fв (Рдр) = (-460) + (-640) = -1100 ткм. В результате дальнейших расчетов мы устанавливаем, что в приросте Fв имеет место несоответствие общих исходных итогов и результатов наших расчетов, а именно: Н=∆Fв - ∆Fврасч= -1080+1100=20 ткм Это несоответствие принято называть “неувязкой”. Величину “неувязки” необходимо перераспределить по влияющим факторам, участвующим в расчете. Распределение можно осуществить двумя способами: 1) поровну; 2) пропорционально уровню каждого фактора. В данной работе распределение величины “неувязки” разрешается осуществить первым способом, т. е. разделить пополам и полученный результат приплюсовать к расчетному уровню каждого фактора. Окончательные расчеты в этом случае будут сведены к следующему: ∆Fв= =(∆Fв (Sв) +Н/2)+ (∆ Fв (Рдр) +Н/2)=-460+10-640+10=-1080 Таким образом, за счет невыполнения плановой нормы динамической нагрузки вагона рабочего парка на 4,4 % среднесуточная производительность вагона снижена относительно плана на 450 ткм. В то же время из-за невыполнения среднесуточного пробега вагона на 3% снизилась среднесуточная производительность вагона на 630 ткм.
Наиболее общим показателем использования вагонов является их среднесуточная производительность . Этот показатель на дороге не выполнен. , где – Рдин динамическая нагрузка вагона; Sв - среднесуточный пробег; αпор - коэффициент порожнего пробега. т-км / ваг. сут. - плановая т-км / ваг. сут. - фактическая
Общее изменение производительности вагона Fваг составило: ∆Fв=Fфак-Fпл ∆Fв=11462-12267= -805 т-км./ваг. сут.
Устанавливаем, за счет какого фактора и в какой мере произошло это уменьшение. Рассматриваем влияние каждого фактора методом цепных подстановок. Определяем прирост ∆Fв за счет Рдин :
∆ т. е. уменьшение Рдин повлекло за собой повышение Fваг на 534 т-км./ваг. сут. Определяем прирост ∆Fв за счет уменьшения Sв : ∆ т. е. за счет уменьшения Sв производительность вагона понизилась на 384 ткм./ваг.сут. Определяем прирост ∆Fв за счет уменьшения αпор: ∆ т. е. снижение αпор повлекло за собой увеличение ∆Fв на 103 т-км. /ваг. сут. Определяем общий результат влияния этих факторов: ∆ =∆ +∆ +∆ ∆ =534-384+103= 253 ткм./ваг.сут.
Общий результат расчета изменения производительности по факторам отличается от фактического перевыполнения производительности вагона. «Неувязка» составляет: Н=∆ - ∆ Н=-805+253=-552 т-км /сут.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1653)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |