Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Джон Стюарт Милль Философия свободы Д.С.Милля ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Д.С.МИЛЛЯ



2016-01-02 692 Обсуждений (0)
Джон Стюарт Милль Философия свободы Д.С.Милля ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Д.С.МИЛЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




· Принцип ограничения индивидуального пространства. Свобода несовместима с общественным вмешательством в данную сферу. Постулирование минимально сферы невмешательства как основополагающего принципа общественной организации.

Единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека - самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что по мнению общества так будет умнее и справедливее. Можно увещевать, уговаривать, упрекать, но не принуждать и не угрожать.

· Концепция свободы подразумевает определение зоны ответственностии исходя из принципов утилитаризма (общественной полезности при соблюдении принципа невмешательства). Ограничение зоны индивидуальной свободы возможностью вторжения в индивидуальное пространство других людей. Необходимость общественного контроля над соблюдением данной установки.

Я рассматриваю полезность как окончательный довод в вопросах этики, но полезность в широком смысле, основанную на постоянных интересах человека. Эти интересы должны подчинять индивидуальные порывы внешнему контролю, только если действия личности задевают посторонних. Причинившего вред другим следует наказать по закону или, если это неприложимо, наказать общим порицанием. Есть также множество действий, приносящих общую пользу, и к ним общество вправе принудить - к свидетельским показаниям, участию в обороне и другим делам. Есть и некоторые индивидуальные акты - спасение погибающих, защита беззащитных от насильника, совершать которые человек обязан, и за бездействие он ответственен (причинить зло другим можно и бездействием).

Но есть область, в которой общество заинтересовано лишь косвенно, - та часть жизни, что касается лишь тебя самого, а если задевает прочих, то лишь с их добровольного и добытого [11, с.12] без обмана согласия.

Каждый - страж своего здоровья - умственного и физического. Человечество больше выиграет, позволяя людям жить по-своему, чем принуждая жить "как надо" с точки зрения остальных.

· Свобода выражения мыслей (в частности в печатной форме) – необходимое условие соблюдения свободы в государстве. Неправомерность замалчивания определённых точек зрения.

Если бы все человечество минус единица было одного мнения и только один против, то подавлять мнение этого одного ничуть не справедливее, чем ему подавлять мнение человечества.

· Необходимость открытой дискуссии как оснований прогресса.

Остается сказать об одной из главных причин, почему разница мнений полезна. Мы рассмотрели два варианта: 1) господствующее мнение ложно, а другое - верно, 2) господствующее мнение верно, но конфликт с противоположным необходим, чтобы яснее понять и глубже ощутить истину. Обычно не бывает ни того, ни другого. Правда лежит посреди враждующих доктрин; и нонконформистское мнение дополняет ту часть, которая есть у господствующего. Еретические взгляды обычно и есть эти подавляемые и пренебрегаемые истины. Разорвав свои цепи, они либо ищут примирения с правдой общего мнения, либо выступают как враги, чтобы с такими же крайностями утвердиться в качестве полной истины. Так бывает чаще всего, человеческий разум, как правило, односторонен. Отсюда - при революции мнений одна часть истины утверждается, другая гаснет. Даже прогресс, которому следовало бы их соединять, заменяет одну неполную истину другой - улучшение состоит в том, что новый клочок правды нужнее и более соответствует эпохе, чем заменяемый.

· Свободное развитие личности – условие всеобщего благоденствия

 

Если б все ощущали, что свободное развитие личности - одно из ведущих условий благоденствия, что это не только связующий элемент цивилизации, культуры, обучения, воспитания, но и необходимая его часть и условие всех этих вещей - то недооценка свободы не грозила бы, и установить границы между нею и общественным контролем было бы не очень трудно.

 

· Индивидулизация через самосовершенствование – условие свободы и утверждение человечности, основание всякого прогресса.

Тому, кто позволяет миру выбрать для него план жизни, не нужно никаких способностей, креме обезьяньего подражания. Тот, кто выбрал план сам, использует все свои способности: наблюдательность, чтобы видеть; размышление, чтобы предвидеть; активность, чтобы собирать материал для решения; умение различать, чтобы решиться; а когда решился-- твердость и самоконтроль, чтобы не изменить решению.

Пропорционально развитию индивидуальности повышается сознание собственной ценности, а значит, человека могут больше ценить другие. Жизнь каждого становится полной, а там, где больше жизни в единицах, больше ее и в массе

Начало всех благородных и мудрых вещей идет и должно идти от индивидуальностей.

Главная опасность сегодня в том, что не многие решаются быть эксцентричными!

Принципы политики, пригодные для всякого правления (1815)Бенжамен Констан

«О суверенитете народа»

Нам мало, если исполнительная власть не имеет права действовать без опоры на закон, если мы не установим границ этой опоры, если не провозгласим, что она относится к тем вещам, в отношении которых законодатель не имеет права издавать закон, либо, другими словами, что суверенитет ограничен и что существуют волеизъявления, которые ни народ, ни его представители не имеют права иметь

Никакая власть на земле не является безграничной – ни власть народа, ни власть людей, называющих себя его представителями, ни власть королей, под каким бы именем они ни правили, ни власть закона, который, в зависимости от формы правления являясь лишь выражением воли народа или государя, должен быть вписан в те же границы, что и власть, из которой он проистекает

Граждане обладают индивидуальными правами, не зависящими от любой социальной или политической власти, и всякая власть, нарушающая эти права, становится беззаконной.

Народ не имеет права покарать хотя бы одного невиновного, назвать виновным хотя бы одного обвиняемого, не имея на то законных оснований. Он не может, таким образом, передать подобное право никому. Народ не имеет права покушаться на свободу мнения, на религиозную свободу, на юридическую защиту, на предохранительные реформы.

Любой деспотизм назаконен; его ничто не может санкционировать, даже если он ссылается на волю народа

«Об условиях собственности»

Таким образом, существует принцип, в соответствии с которым среди индивидов, собранных на одной территории, существуют такие, которые являются гражданами государства, и такие, которые таковыми не являются.

Необходимой целью не собственников является получение собственности: все средства, которые вы предоставите в их распоряжение, они употребят на достижение этой цели. Если к свободе развития способностей и промышленности, которой вы им обязаны, вы добавите политические права, которыми вы им не обязаны, права эти в руках массы неизбежно послужат захвату собственности

Как только не собственники обретают политические права, непременно случается какая-либо из трех вещей: либо они получают толчок от самих себя, и тогда разрушают общество; либо они получают его от людей, стремящихся к власти, и в этом случае становятся орудием заговора. Таким образом, необходимы условия собственности – они необходимы как для избирателей, так и для избираемых

«Об индивидуальной свободе»

· Свобода как высшая ценность и основа морали. Любое посягательство на свободу есть нарушение моральных принцпов.

Свобода в действительности является целью любого человеческого объединения; на нее опирается общественная мораль и мораль частная; на ней основан расчет в промышленности; без нее у людей нет ни мира, ни достоинства, ни счастья

Когда индивид страдает, не будучи признан виновным, под угрозой оказывается все, что еще не лишено разума

Произвол несовместим с существованием правительства, рассматриваемого с точки зрения его институтов, ведь политические институты суть лишь соглашения

«Об индивидуальных правах»

· Права как универсальные принципы – «онтологический» статус прав. Неотчуждаемость прав человека.

Право является принципом, тогда как польза есть лишь результат. Стремиться к подчинению права пользе означает стремиться подчинить вечные правила арифметики нашим повседневным интересам.

Я утверждаю, что индивиды обладают правами и что права эти независимы от общественной власти, которая не может посягнуть на них, не будучи обвиненной в узурпации.

Индивиды могут использовать свой разум не только для того, чтобы узнать характер властей, но и для того, чтобы судить об их действиях; отсюда вытекает необходимость исследовать содержание закона столь же тщательно, как и его источник.



2016-01-02 692 Обсуждений (0)
Джон Стюарт Милль Философия свободы Д.С.Милля ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Д.С.МИЛЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Джон Стюарт Милль Философия свободы Д.С.Милля ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Д.С.МИЛЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)