Понятие о нестандартных уроках, структура и классификация
Введение Одной из актуальных проблем обучения в начальной школе требующей своевременного решения, является стимулирование мотивации учебной деятельности младших школьников. Как заинтересовать детей обучением в школе? Как сделать урок интересным? Одним из путей стимулирования мотивов учебной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира является проведение нестандартных уроков. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это усложняет работу учителя начальных классов. Для того чтобы стимулировать мотивацию учебной деятельности младших школьников , необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нестандартные уроки. Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и мотивами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непоследовательностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и с удовольствием. Что дают такие уроки учащимся? С удовольствием посещать предмет. За счет повышенного интереса, существенно повышать качество знаний. Желание учится ради познания, а не ради оценки. Современная школа стремится уйти от моделей обучения прошлого века, как по содержанию, так и посредством и методам обучения. Появляются новые образовательные технологии, целью которых становится улучшение образовательного процесса. Для организации плодотворной и эффективной деятельности учащихся необходимо использовать нетрадиционную форму проведения занятий. Методика проведения нетрадиционных уроков достаточно хорошо разработана и представлена в литературе, эффективность этих занятий доказана. Из педагогов прошлого наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющего свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. А.М. Алексюк, Ю.К. Бабанского, А. Бородай, Л.И. Божович, О. Дорошенко, А.Н. Леонтьева, Ю. Мальований, А.К. Марковой, Т.А. Матис, Н.Г. Морозовой, О. Митнык, С. Николаевой, О. Пометуна, И.П. Подласого, А. Савченко, Н.Ю. Скороходовой, Л.С.Славиной, Г.Н. Сычевой. Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты организации нестандартных уроков в начальной школе, с целью стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников. Задачи исследования: 1)Охарактеризовать сущность нестандартных уроков в начальной школе. 2) Рассмотреть методику организации учителем нестандартных уроков. 3) Раскрыть роль нестандартных уроков в развитии мотивации учебной деятельности младших школьников. 4) Разработать нестандартный урок по теме: «Здоровый образ жизни». Структура исследования:введение, 3 теоретических пункта («Понятие о нестандартных уроках, структура и классификация», «Особенности организации нестандартных уроков», «Роль нестандартных уроков в развитии мотивации учебной деятельности младших школьников»), 1 практический пункт(Конспект урока по окружающему миру), заключение, список литературы (8 источников)
Понятие о нестандартных уроках, структура и классификация Нестандартный - не соответствует стандарту, нетиповой. Урок- учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию. Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия. Нестандартные уроки- импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения[№6]. Школа занимает отдельное место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Сегодня все больше внимания уделяется человеку как личности- его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой школу оканчивали бы образованные, интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культуры, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные профессиональные вопросы. Роль начальной школы в становлении личности трудно переоценить, так как любая школа начинается с начальной. В современных условиях развития начального образования усилилась активность учителей младших классов в направлении поиска эффективных путей обучения и воспитания школьников. Педагог видит эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в эго ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует содержанию государственных стандартов образования. В обучении и воспитании главная роль конечно отводится учителю. Насколько подготовлен педагогически и методически учитель, насколько он владеет приемами и методами организации учебного труда, насколько он сможет сделать учение увлекательным, творческим, настолько и можно прогнозировать конечный результат. Каждый педагог должен задуматься о том, как повысить качество образования, как сделать обучение доступным и интересным. Какая организация работы учащихся способствует лучшему усвоению знаний, и стимулировать деятельность учащихся. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанны с развитием с индивидуальных задатков учащихся, их познавательной деятельностью. Зачем в школе нужны нестандартные уроки? Одним из путей решения и ответом на этот вопрос является использование учителем нестандартных уроков. Нестандартные уроки- одна из форм организации обучения. К разряду нетрадиционных уроков можно отнести некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм учебной работы. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Так как данные уроки не только радость для детей, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям школьников, полезны для их развития. Задания, которые получают школьники на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляюще и постоянно развивают их речь. Нетрадиционный урок не только может быть, но и должен быть использован в начальной школе. Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. В настоящее время привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге это снижение эффективности работы учителя, ухудшение знаний. Но как же быть учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Наиболее востребованными становятся нестандартные уроки. Учителю в настоящее время необходимо не только сформировать у детей программные умения и навыки, но главное научить школьников творчески распоряжаться своими знаниями, применяя их на практике и в новой ситуации. Наибольшую радость дети получают от работы позволяющей им проявить себя, как личность, раскрыть свои способности, возможности. Благоприятные условия для этого создаются на нестандартных уроках. При проведении таких уроков выявляются и развиваются личностные качества ученика, воспитывается культура личного труда, культура взаимоотношений, умение грамотно вырабатывать собственную активную позицию. Нестандартный урок для детей как праздник, праздник души и интеллекта. Эти уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей школьников, позволяющие повышать их познавательную деятельность, учитывающие их индивидуальные особенности. Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом. Нестандартный урок это интересная, необычная форма представления материала на занятии, она призвана наряду с целями и задачами традиционных уроков, в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. Им необходимо место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении урока. Нестандартные уроки- это уроки развивающие характеризующиеся специфическим подходом к реализации цели. Развивающие обучения нестандартных уроков- это обучение при котором учитель опираясь на знания закономерностей развития мышления, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников.
Нетрадиционные типы уроков: 1) Урок-диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждения. Это спор. На этих уроках формируется диалектическое мышление школьников. 2) Урок-аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания-ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предмет для продажи подбирается так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний- самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни. 3) Урок-зачет. На уроке подводится итог работе. Это одна из форм проверки знаний. 4) Урок-консультация. Оказание учебной помощи ученикам. 5) Урок- конференция. Организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, как совещание предметников и философов, разрабатывающих общую глобальную проблему. 6) Интегрированный (межпредметный) урок. Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Он дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о его взаимосвязях и явлениях. 7) Урок-изобретательство. Эти уроки развивают творчество учащихся, их умение нестандартно мыслить, давать оригинальные решения задач. 8) Урок- общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Являются проверкой знаний по пройденной теме или разделу. 9) Урок- пресс-конференция. Данные уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы. 10) Урок-путешествие. Этот урок- познавательная игра, в ходе которой с помощью книг, карт совершаются экспедиции в разные эпохи, страны. 11) Урок- ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей; моделируют самые разнообразные жизненные ситуации. 12) Урок-семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. 13) Уроки с использованием компьютера. Это тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе. Такие уроки создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность. 14) Урок- соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Такие уроки основаны на групповой деятельности учащихся и бывают разными по содержанию, структуре, форме организации. 15) Урок-сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческой работе учащихся. 16) Урок- творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. 17) Урок-турнир. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения изученного материала. Это конкурсы, которые проводятся на повторительно-обобщающем уроке [№3.С. 226-231]. Структура урока- это совокупность различных вариантов взаимодействий, между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность. В структуру урока входят следующие этапы: 1. Организация начала урока 2. Проверка усвоения изученного материала 3. Подготовительная работа к изучению нового материала 4. Постановка цели и задачи урока 5. Объяснение нового материала 6. Закрепление 7. Повторение 8. Домашнее задание Таким образом, рассмотрев нестандартные типы уроков можно сделать вывод о том, что эти уроки призваны обеспечить творческое применение знаний, дают возможность расширить образовательное пространство. Структурные компоненты урока имеют нетрадиционное название, но их содержание совпадает с содержанием компонентов традиционного урока.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1117)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |