2 класс Раздел: «Здоровье и безопасность» Тип урока: Урок- путешествие Цель урока: 1. Предметные результаты: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни», учащийся осознает необходимость безопасного образа жизни, соблюдение правил личной гигиены. 2. Личностные результаты: внимательное отношения к своему здоровью, воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы. 3. Метопредметные результаты: формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и здоровье как самой главной ценности, делать выводы из изученного материала урока. Оборудование: карта путешествия к сказочным планетам, памятки, пословицы и поговорки о здоровье, рисунки с солнышками, яблоки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Орг. момент
– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к сказочным планетам. Нам нужны успех, улыбки и, конечно же, хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у нас перед дорогой. Игра. У меня два нарисованных солнышка – грустное и радостное; хлопните в ладоши два раза, если у вас грустное настроение, а если радостное – три раза.
Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. Покажите мне свои ладошки, потрите их, погладьте себя по головке и скажите: «Какой я замечательный!». На уроке вас ждут открытия: у кого-то они будут большие, у кого-то маленькие, но у каждого – свои.
– Ребята! Посмотрите, кто пришел! Хотите с ним познакомиться? (На рисунке изображен худой неопрятный мальчик.)
Жил на свете мальчик Ох, Сам собою был не плох, Только рос он слабым, хилым В городской своей квартире. – Умываться – никогда! Если намочусь – беда! – Он ругает всё на свете, Пожалейте его, дети! Он все кашляет, чихает, Как здоровым стать, не знает.
– Почему мальчик Ох слабый, хилый?
– Давайте ему поможем стать ловким, сильным. Мы – земляне! Мы отправляемся в полет. Пристегните ремни. Наш корабль на старте! Девизом урока будут слова: В дорогу знаний полетим И здоровье защитим! – Пока мы летим к неизвестной сказочной планете, расскажу вам притчу. Одного мудреца спросили: «Что для человека самое важное, самое ценное в жизни – богатство, слава? Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля». А вы согласны с мнением мудреца? От чего зависит наше здоровье?
– Мы приближаемся к планете Всезнайка. Давайте расскажем нашему другу, что приносит вред, а что дает здоровье. Сделайте правильный выбор из того, что я назову: страх, смех, тревога, удача, неуверенность, растерянность, восторг, радость, подавленность.
– А какое сейчас время года? – Зимой люди страдают от простудных заболеваний. А каких? – А сейчас мы с вами повторим, как делать массаж который позволит защитить себя зимой от простуды. У человека на теле есть определенные точки. Мы, воздействуя на них, сможем предупредить грипп. Приготовьтесь, начинаем точечный массаж ушей, носа, рук, лба. Советую проводить массаж ежедневно, по 5–6 раз в день.
Посмотрите на мальчика Ох: он задумался – наверное, усваивает правила планеты Всезнайка, а мы продолжаем путешествие. – В галактическом пространстве появился неопознанный объект, похожий на шкатулку. Хотите узнать, что находится внутри?.. Как вы думаете, всегда ли можно прикасаться к неизвестному предмету? Почему?
У вас на столе памятки – это кодекс основ безопасности здоровья. Давайте с ним познакомимся.
– Вы можете дополнить кодекс вместе с родителями. Мальчик Ох тоже усвоил правила. Мы подлетаем к планете Спортивная.
– Слово «спорт» вошло в наш язык из английского – «sport», а в английском языке оно образовалось от старофранцузского «депорт» – развлечение, забава, игра. Поднимите руки, кто из вас посещает спортивную секцию. Какую?
Мы долго были в пути, сейчас отдохнем!
Физкультминутка
Вот мы руки развели, Светло улыбнулись И тихонько до земли Низенько нагнулись. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Делайте зарядку ежедневно!
– Ребята, к нам пришла зашифрованная телеграмма, в которой записаны пословицы о здоровье. Но они оказались перепутанными. Давайте их расшифруем: в первом столбике начало пословицы, во втором – продолжение.
В здоровом теле – ... залог здоровья. Кто излишне полнеет... проживешь дольше. Двигайся больше – ... тот стареет. Кто день начинает с зарядки... у того дела в порядке. Чистота – ... здоровый дух. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
– Думаю, мы порадовали жителей планеты своими ответами, показали, какие земляне умные, смелые, сообразительные. – Наше путешествие продолжается. Разглядываем карту путешествий. На пути у нас планета Чистюля. Вы заметили, что вид у мальчика Ох все еще неопрятный? Давайте ему поможем! Какие правила гигиены вы знаете?
Словарная работа
Слово «гигиена» в переводе с греческого означает «целебный, целительный, оздоровительный». Люди стремились к чистоте и много веков назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море обнаружены древние бани. На Руси исстари существовал ритуал: перед боем воины обязательно мылись и надевали чистое белье. Почему? На чистой коже у человека меньше бактерий, а значит, в случае ранения уменьшается вероятность заражения. Я решила у вас спросить: какие вещи нужно брать с собой в баню, собрать перед купанием в ванне?
Игра «Какие вещи нужно брать в баню?»
– Думаю, вы и наш друг Ох поняли, почему люди должны соблюдать чистоту. – Мы приближаемся к планете Витаминка. Может ли человек быть здоров без полноценного питания? - А какое питание можно считать здоровым?
Обратите внимание на пирамиду здорового питания. Какие продукты стоят в основании пирамиды? Почему? А что еще мы употребляем в пищу? Объясните. Почему конфеты, масло мы должны съедать только в малом количестве? Словарная работа
– Слово «витамин» – сложное, где «вита» – жизнь, «амин» – вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D... А в каких продуктах содержатся витамины?
– Для детей вашего возраста каждый день нужно съедать 500–600 граммов овощей и фруктов.
Ответ детей на вопросы учителя.
- Хотим.
- он не следует правилам личной гигиены и здорового образа жизни
Ответы детей: да. режим, экология, соблюдение правил личной гигиены и питания.
Ответы детей
Ответы детей: зима.
Ответы детей. Простуда, ОРВ и другие
Дети повторяют действия за учителем.
Ответы детей: это могут быть взрывчатые вещества, что-то пугающее...
Чтение памяток. Кодекс основ безопасности здоровья
Если ты обнаружил незнакомый предмет: сумку, сверток, коробку, то не бери его: он может быть опасен.
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Если в доме пожар, а ты дома один, постарайся как можно быстрее выбраться на улицу.
Ответы детей
Дети выполняют физкультминутку
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ученик показывает разные предметы (полотенце, мыло, очки, чистое белье, мочалку, счеты, шампунь, ножницы, крем, расческу, книгу, целительные мази, веник березовый), а другие дети объясняют, нужна ли эта вещь и для чего.
Ответы детей
Ответы детей: богатое витаминами, разнообразное, с соблюдением режима питания
Ответы детей
Ответы детей
3 этап. Итог урока
Ребята, ваши ответы понравились жителям Витаминки, и они решили сделать вам подарок. Почему вас угостили яблоками? Посмотрите, как изменился Ох! (Рисунок чистого, опрятного мальчика.) Какой он красивый! Он просто Ах! У него веселое настроение. Изменилось ли оно у вас? Показываю сначала рисунок открытого солнышка, а затем солнышко, закрытое тучкой.
– Мы возвращаемся на Землю. А что же мы узнали, побывав на сказочных планетах? Продолжи: Я понял ... Я хочу ...Я никогда не буду ... – Я благодарю вас за активную работу, за веселые улыбки. Я желаю вам здоровья. Ведь еще древний философ Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». На память о нашем занятии мне бы хотелось подарить вам заповеди здорового образа жизни, давайте мы их прочитаем
Ответы детей
Дети сигнализируют хлопками
Ответы детей
Дети читают
Заповеди здорового образа жизни для детей
Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать!
Прогони остатки сна, одеяло в сторону! Вам гимнастика нужна – помогает здорово!
С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться!
Дети должны усвоить, как и их родители, что горячий завтрак, обед, полдник просто необходимы!
Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно, и притом можно подавиться!
Неряшливость не только некрасива, но и опасна. Чистота – залог здоровья – знают все прекрасно.
Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, Мы советуем гулять вечером погожим!
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, приходим к выводу, что нестандартный урок, призван наряду с целями и задачами традиционных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. И поэтому, нестандартные уроки, являются одним из важнейших механизмов и модернизацией организационных форм обучения. Задача каждого учителя в начальной школе воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы, находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Введение нестандартных уроков в процесс обучения позволяет учителю научить ребенка представлять мир окружающий его, как единое целое. Нестандартные уроки это интересная и необычная форма предоставления учебного материала на занятии. Эти уроки лучше запоминаются детьми. Проанализировав урок можно подвести итог: почему так важно заботиться о своем здоровье. Что здоровье- это самое большое богатство, какое только может иметь человек. Любое богатство нужно беречь, иначе можно его потерять. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: использование нестандартных уроков помогает учителю привлечь к работе всех детей. Благодаря нестандартным урокам меняется отношение между детьми и учителем, ребята с удовольствием идут на такие уроки. Самым главным признанием в работе учителя были горящие глаза детей и их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на нестандартных уроках. Ведь недаром А.Барбюс сказал такие прекрасные слова: «Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, еслине хочешь выпустить из рук будущее».
Список литературы:
1) Начальная школа. Нестандартные уроки/под ред. М.А. Багаевой, Т.Е. Силаевой, С.В. Редькиной. М.: Планета, 2014. 288с.
2) Мастер-класс учителя начальной школы/под ред. М.А. Багаевой, Т.Е. Силаевой, С.В. Редькиной. М.: Планета, 2013. 352с.
3) Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.
4) Казачкова С.П., М.С. Уманова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2013. 256 с.