Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика источников



2016-01-05 543 Обсуждений (0)
Характеристика источников 0.00 из 5.00 0 оценок




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

на тему: Интеллектуальный портрет Ф. Петрарки: филология, философия, политика

 

 

СТУДЕНТ(КА) ___________________ Ю. В. Семенова

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ к. и. н., доцент, Т. Г. Чугунова

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

КОНСУЛЬТАНТЫ _____________________ ________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

_____________________ ________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

_____________________ ________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к. и. н., доцент, А. В. Хазина

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

“___” ____________________ 20___ г.

 

 

Нижний Новгород – 2014 г.



Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Жизненный путь Ф. Петрарки …………………………………11

1.1. Семья, годы учебы…………………………….……………………11

1.2. Вехи творческой деятельности Ф. Петрарки…….…………………18

Глава II. Философские и этические представления Ф. Петрарки……23

2.1. Петрарка-философ……………………………………………………23

2.2. Этические представления гуманиста…. ……………………………29

Глава III. Политические воззрения Ф. Петрарки………………………37

3.1. Ф. Петрарка – политический реалист……………………………….37

3.2. Образ идеального правителя Ф. Петрарки………………………….42

Заключение………………………………………………………………..49

Список литературы………………………………………………….........51


Введение

Актуальность темы исследования.В своем автобиографическом послании «Письмо к потомкам» знаменитый и великий гуманист Франческо Петрарка писал, что суждения людей о нем будут многоразличны.[1] Он, действительно, оказался прав, вокруг его имени шли и идут острые споры. Прошли сотни лет, а полемика о первом гуманисте так и не утихает. Его фигура интересует многих исследователей, ведь никакая эпоха после Возрождения не ставила так остро вопрос о личности, достоинстве, совести, нравственной ответственности, моральном долге, – тех качествах, которые особенно актуальны сегодня, когда стоят проблемы выживания человечества, мирного сосуществования, ценности каждой человеческой жизни. Ведь именно в наше время как никогда важно сохранить высшие нравственные ценности, выработанные за тысячелетия развития человечества, развить их и упрочить. Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Зачинателем Ренессанса традиционно считается Франческо Петрарка. Именно в его творчестве произошел поворот к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей.

Цель дипломной работы состоит в реконструкции философских, этических, политических воззрений Ф. Петрарки и его роли в духовной эволюции Запада в эпоху Возрождения. Поставленная цель определила следующие задачи исследования: 1) воссоздать жизненный путь гуманиста; 2) рассмотреть комплекс источников гуманистического мировоззрения Ф. Петрарки; 3) проанализировать его философские и этические взгляды как основу для формирования личностного самосознания эпохи Возрождения; 4) осмыслить специфику политической концепции Ф. Петрарки, рассмотрев его взгляды на образ правителя и государственного устройства.

Характеристика источников.

Основными источниками для написания данной работы стали произведения Ф. Петрарки. Одним из главных его сочинений является труд «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»[2], книга-исповедь, написанная в форме диалога между Августином Блаженным и Франциском, то есть самим Петраркой, перед судом Истины. В книге, состоящей из трех бесед, поднимаются различные морально-этические проблемы: о том, что лежит в основе человеческого счастья и несчастья, о противоречии и примирении между высшими моральными требованиями, о стремлении человека к возвышенной любви и активной деятельности. Переводом книги занимался М.О. Гершензон- российский литературовед, философ, публицист и переводчик. В 1974 г. вышло первой издание данной книги.

Самым большим по объему философским сочинением является трактат «О средствах против превратностей судьбы», написанный в зрелые годы (1354-1366). Он создавался несколько лет и ещё дополнялся в течение нескольких лет. Это итоговое произведение, представляющее философские и общественно-политические взгляды гуманиста. Свой труд Петрарка посвятил другу, пармскому епископу Адзону Корредж. Всё сочинение разделено на две книги и состоит из 253 диалогов, где собеседники рассуждают о самых разных вещах: о здоровье и болезнях, о знатном и незнатном происхождении, о таланте и памяти, о картинах и драгоценных камнях, о власти и спокойной жизни человека, о войне и мире, о пирах, любви, ненависти, жизни и смерти, то есть о том, что составляет содержание человеческой жизни. В первой книге Разум ведёт диалог с Радостью и Надеждой, во второй – с Печалью и Страхом. Не только тема, но и форма трактата заимствована из античности. Со времен Сократа излюбленной формой наставления стал философский диалог, когда один из собеседников своими репликами подталкивает мысль другого, более сведущего и разумного, а тот развивает свою систему доказательств и приходит к окончательному ответу. Именно так построены диалоги Петрарки.[3]

Этот трактат в последние десятилетия почти ушел от внимания исследователей. Возможно, дело в том, что не существует научного издания этого сочинения. Оно настолько обширно и текст настолько сложен для подготовки, что даже к 700-летию со дня рождения поэта и гуманиста такую работу осуществить не удалось. Один из самых известных ныне итальянских петрарковедов Уго Дотти, занимающийся научной подготовкой не менее трудных текстов – «Старческих посланий» Петрарки, обозначил важность подобного предприятия, но попытку перевести трактат целиком и дать комментарий пока осуществили только в Америке.[4] Большой вклад для перевода диалогов «О средствах против превратностей судьбы» внесла Л.М. Лукьянова[5]. Её переводы издавались в различных журналах и сборниках.Кроме того, совместно с Лидией Михайловной работала и Н. И. Девятайкина. Они выпустили в 1998 году совместный сборник сочинений Ф. Петрарки под названием: «Сочинения философские и полемические»[6]. Книга представляет собой собрание основных полемических трактатов Ф. Петрарки, в которых отражены важнейшие мысли ренессансного мировоззрения. Без этих произведений невозможно составить цельную картину этических, социально- политических и философских взглядов великого гуманиста. В состав издания входят следующие трактаты: «Об уединенной жизни», «О средствах против превратностей судьбы», «О невежестве своем собственном и многих других» и другие. Все произведения переведены на русский язык впервые и сопровождаются научной статьей о мировоззрении Ф. Петрарки, комментариями и указателями.

Для более полного анализа политических взглядов гуманиста большое значение имеет трактат «O наилучшем правлении государством». Он был своего рода политическим завещанием Петрарки и был издан в сборнике сочинений Петрарки под названием «Старческие письма»[7]. Ос­новной проблемой послания стала проблема взаимоотношений между государем и народом. Трактат очень обширный, на нескольких десятках страниц. На всем его протяжении Петрарка обращается к синьору Падуи на «ты». Наставления-советы касаются дел политики, повседневной государственной жизни, социальных забот и отношений с учеными и творческими людьми.

Другим не менее важным и интересным сочинением являются «Письма о делах повседневных», изданные в 1989 году и переведенные на русский язык В.В. Бибихиным[8]. Данное произведение позволяет более глубоко рассмотреть этические представления Петрарки о славе. Здесь он рассказывает о своих успехах и уединенной жизни, обращается к Сократу, что свидетельствует об увлечении Петрарки античностью. Написано сочинение в 1380 году и состоит из 23 писем, адресованным кардиналам римской церкви, епископам, апостолам, королям, иереям и др.

В качестве биографического материала важным является труд «Письмо к потомкам»[9]. В этой книге Франческо Петрарка обращается к будущим поколениям. Известный сейчас итальянский поэт стремится рассказать о себе, о том, каким он был человеком. В данном рассказе Петрарка начинает описание с собственной внешности, происхождения, упоминая опыт, приобретенный им за долгие годы жизни. Он рассказывает о своем отношении к богатству, шумным попойкам, пышности и прочему, что обычно характеризовалось человеком как развлечение. Перевод данной работы осуществил М.О Гершензон. Его работа была опубликована в 1974 году.

Имя Петрарки обессмертила и лирическая поэзия, написанная на народном итальянском языке – вольгаре. Поэзия, посвященная возлюбленной поэта Лауре, собрана в «Книге песен» («Канцоньере»). Она переведена на многие языки, в том числе и на русский[10]. Здесь раскрывается глубокий мир чувств поэта, духовные грани его личности.

Историография проблемы.В современной историографии заметен растущий интерес к изучению мировоззрения, идеалов первого гуманиста. Как отмечает Н.И. Девятайкина, тенденция к переосмыслению гуманизма и роли Петрарки в нём начинает просматриваться с 80-х гг. XIX и четко проявляется в начале XX века. В работах П. Джерозы, Дж. Тоффанина, К. Калькатерры, Ч. Тринкауса отрицалась новизна гуманизма, доказывалась зависимость взглядов Петрарки от католицизма и средневековья вообще[11].

Исследователь также отмечает, что в западной историографии с 30-х гг. ХХ века встречаются попытки нового подхода к изучению деятельности Петрарки. Здесь выходят на первый план Дж. Леви, Н. Сапенью, А. Боббио, Дж. Саитта, А. Вискарди, К. Анджелери, У. Боско, Фр. Татео, считавшие взгляды Петрарки проявлением живого и светского духа.

Кроме того, Н.И. Девятайкина выделяет плодотворную работу по изучению взглядов Петрарки У. Дотти, который писал, что первый гуманист создавал новую культуру, задачей которой было формирование новой человеческой личности, а основными чертами – любовь к античности, активная гражданская жизнь, стремление к свободе и духовному достоинству[12]. Он отмечает противоречивость взглядов Петрарки, главной причиной которой исследователь считает сложность отрыва от старого.

Огромный вклад в изучение биографии Петрарки внесли труды Э. Уилкинса. Он открыл для исследователей много новых фактов, документов, материалов, которые помогли лучше понять истоки тех или иных противоречий гуманиста, разрешить некоторые споры, идущие вокруг него.

Что касается отечественной историографии, то здесь тоже имеется немало ученых, интересующихся наследием первого гуманиста. М.П. Алексеев, русский литературовед, академик АН СССР написал книгу «История зарубежной литературы», где можно найти биографическое описание Петрарки. Огромный вклад внесла в изучение биографии неоднократно упоминаемая нами Н.И. Девятайкина - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории средних веков Саратовского государственного университета. В 1979 г. она защитила в Ученом совете Санкт-Петербургского университета кандидатскую диссертацию на тему «Этические воззрения Франческо Петрарки», в 1992 – там же докторскую диссертацию на тему «Мировоззрение Петрарки (1304-1374)»[13].Биография первого гуманиста описана ею и в научной статье «Петрарка как философ и полемист».[14] В данных работах мы можем найти сведения об учебных годах Петрарки, семье, его деятельности, интересах.

Для изучения творческого наследия Ф. Петрарки очень важными являются работы Р.И. Хлодовского. Он связывает начало гуманистической эры со знаменитой речью первого гуманиста на Капитолии, считая, что он сделал первый шаг к созданию светской, атеологической, антиклерикальной культуры. Он написал и выделил основные вехи первого гуманиста в своей работе под названием «История всемирной литературы», изданная в 1985.[15] Не менее важное значение для изучения биографии гуманиста имеет книга польского историка Яна Парандовского, которая так и называется «Петрарка», переведенная В. Борисовым.

Большая работа по анализу этических, эстетических, философских и политических представлений Ф. Петрарки проделана Н.В. Ревякиной. Она перевела на русский язык некоторые диалоги и письма гуманиста, посвятила изучению его взглядов ряд статей. В монографии о гуманизме второй половины XIV в. первой половины XVв. Петрарке отведено немало интересных страниц, показана конкретная и живая связь его идей с последующим гуманистическими идеями. В работе впервые освещаются вопросы понимания Петраркой природы человека, его истолкования души, славы, достоинства, другие темы. Н.В. Ревякина в книгах «Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в.»[16]рассматривает взгляды итальянских гуманистов на природу человека, его место в системе мироздания, исследует новое отношение к жизни и смерти, показывает, как менялось отношение к миру.

В работе Рыбаковой Н.А. «О философии старости Ф. Петрарки», можем найти философские взгляды на интересующую нас тематику. Большое значение имеют общие труды по изучению эпохи Возрождения Л.М. Брагиной, А. Лосева, Л.М. Лукьяновой, В.В. Бибихина, М.С. Корелина, С.Г. Сычевой, В.П. Шестакову, М.М. Постникова.



2016-01-05 543 Обсуждений (0)
Характеристика источников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика источников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)