Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков



2016-01-05 1664 Обсуждений (0)
Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате упражнений ученики овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются умение и навык быстро и точно применять полученные знания на практике. Также формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

Виды упражнений в зависимости от характера изучаемого материала: фонетические; морфологические; синтаксические; словарные.

Основная задача фонетических упражнений заключается в том, чтобы дети хорошо различали на слух и по произношению отдельные слоги и звуки, умели правильно их произносить отдельно и в слове. Только практические упражнения могут освободить детей от недостатков произношения, вроде сюсюканья, шепелявости, картавости, пропуска нужных звуков, вставки ненужных, перестановки звуков. Все это устраняется путем постоянного внимания к этим недостаткам, неоднократных исправлений, показа, как надо произносить.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка.

По содержанию упражнения бывают двух видов:

-при изучении морфологического состава слов ;

-при изучении частей речи.

Синтаксические упражнения имеют своей задачей закрепить те немногие теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, разобраться в структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний, сознательно составлять словосочетания и предложения. Дети учатся различать предложения по цели высказывания и по интонациям, разбирать готовые предложения и составлять свои. Кроме того, дети изучают состав предложений, находят главные и второстепенные члены предложений. А также вычленяют из предложений словосочетания, определяют, какое слово от какого зависит, ставят от слова к слову вопрос, составляют свои словосочетания и включают их в предложения. С синтаксическими соединяются обычно и пунктуационные. Наиболее эффективными упражнениями, способствующими выработке пунктуационного навыка, являются:

-выразительное чтение предложений и целых текстов, интонационный и смысловой анализ их с последующим объяснением, какие знаки в них употреблены и почему;

- разбор поставленных в тексте знаков препинания;

- расстановка пропущенных знаков препинания в тексте;

-установление границ и смысловых отношений в простом предложении и между простыми предложениями в сложном;

-составление предложений на данное правило;

-составление графических схем предложений с обозначением знаков препинания в них;

-составление предложений по графической схеме;

-замена одного предложения другим, синонимичным;

-письмо по памяти;

-диктанты;

-изложение, осложненное специальным синтаксическим и пунктуационным заданием;

-сочинение;

-перевод;

-составление сводных правил употребления знаков препинания(тире, запятая).

Словарные упражнения:

1)словарно-грамматические, предлагающие определить отдельное слово как часть речи, подобрать родственные слова, сгруппировать слова по частям речи;

2)словарно –орфографические, задача которых усвоение отдельных, наиболее трудных слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.

Требования к упражнениям:

1.Должны быть разнообразными.

2.Не слишком продолжительными по времени. Но регулярными, рассредоточенными и постоянно проводиться.

3.По характеру мыслительной деятельности – аналитико – синтетическими: грамматический разбор, конструирование слов, словосочетаний, предложений и связных текстов, сопоставление одних слов и форм с другими, нахождение между ними сходств и различий, группировка слов и предложений.

4.Должны способствовать выработке определенных умений и навыков: умения внимательно слушать и слышать, писать под диктовку, разбирать по определенному плану слова по составу, по частям речи и членам предложения, умения найти ударный и безударный слоги, поставить вопрос к слову, навести справки в учебнике, в словаре, проверить написание слова.

5.Материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы на уроке.

В зависимости от характера и способа действий учащихся можно выделить 5 групп упражнений:

1.Направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в данном языковом материале(«комментированное письмо», предупредительный диктант)

2.Направленные на определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.

3.В которых требуется самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их, объяснить целесообразность состава и функций используемых средств( осложненное списывание, объяснительные и выборочные диктанты, разные виды языкового разбора).

4.Предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных жанрах и стилевых разновидностях(сочинения, рецензии).

5.На редактирование:

А)на исправление речевых недочетов;

Б)на редактирование связных текстов.

Тренировочные упражнения с учетом стадий формирования орфографических умений и навыков можно разделить на три группы:

-упражнения, создающие базу для успешного изучения русской орфографии. Сюда входят орфоэпические, лексические и творческие упражнения. Они используются для развития фонематического слуха, формирования навыков произношения, обогащения словаря и развития речи.

-упражнения, помогающие усвоить опознавательные признаки изучаемых орфограмм ( разборы);

-упражнения, отрабатывающие орфографические умения и навыки(списывания с различными заданиями, диктанты, орфографический разбор).

Вывод: материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы над тем или иным разделом. Пополняется словарный запас, а значит и изменяется синтаксический материал. Выбор упражнений зависит от целей и задач определенного урока.



2016-01-05 1664 Обсуждений (0)
Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)