Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что именно порочно в сансаре? — Страдания, испытываемые в шести областях существования. — Любовь и сострадание как основа практики бодхисаттвы



2016-01-05 498 Обсуждений (0)
Что именно порочно в сансаре? — Страдания, испытываемые в шести областях существования. — Любовь и сострадание как основа практики бодхисаттвы 0.00 из 5.00 0 оценок




Аннотация

В книгу вошли избранные лекции настоятеля Санкт- Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаева, в которых в популярной форме разъясняются основные положения буддийского Учения так, как они интерпретируются в живой традиции бурятского буддизма. Особое внимание уделяется взаимосвязи буддийской философии и практической этики.

Книга адресована тем, кто впервые начинает знакомиться с Учением Будды, а также может представлять интерес для религиоведов, философов и культурологов.


 

Моему коренному Учителю
Кирти Цэншабу Ринпоче
посвящается

 


Автор выражает искреннюю благодарность:

 

— Е. Ю. Яковлевой — инициатору и координатору этого издательского проекта;

— Дакпа Чопелу за информационную поддержку проекта в Интернете;

— Н. В. Агафоновой, А. Ю. Антиповой, А. В. Архиповой, А. П, Башкирову, Е. Ю. Бывалиной, Т. П. Гредель, В. Л. Жигановой, В. В. Иванченко, И. Н. Камбуровой, А. Н. Комаровой, О. С. Корниловой, О. Н. Мельниковой, К. В. Никитину, С.В. Смирновой, Т. Н. Степанян, Т. А. Терентьевой, Т. А. Тернавской, А. В. Филиппову, В. В. Французову, Т. Ю. Французовой и другим за первичную расшифровку аудиозаписей и компьютерный набор текста лекций;

— Ю. В. Сорокиной за предварительное чтение рукописи;

— к. и. н. Ю. В. Болтач за полную сверку набранных лекций с аудиозаписями, редактуру текста и подготовку книги к печати;

— к. и. н. Е. Ю. Харьковой за проверку транскрипции тибетских терминов и ценные консультации по проекту в целом;

— к. филос. н. О. С. Хижняк за внимательный и доброжелательный отзыв на рукопись;

— вице-президенту Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», заслуженному работнику культуры Республики Бурятия Ц. А. Самбуевой за организацию издания книги.

 

Б. Б. Бадмаев «Лекции по философии и практике буддизма»...................................................... 1

Аннотация................................................................................................................................. 1

Предисловие....................................................................................................................................... 7

ГЛАВА I ОСНОВЫ БУДДИЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ....................................................... 8

ЛЕКЦИЯ 1................................................................................................................................ 8

Первая проповедь Будды. — Истина страдания. —Истина причины страдания. —Истина прекращения страдания. — Истина пути к уничтожению всех страданий. — Интерпретация Четырех благородных истин с позиции наличия страдания и с позиции отсутствия счастья............................ 8

ЛЕКЦИЯ 2.............................................................................................................................. 10

Различные подходы к анализу двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения. — Неведение. — Формирующие факторы. — Сознание. — Имя и форма. — Шесть видов воспринимающего сознания. — Контакт. — Ощущение. — Страсть. — Привязанность. — Становление. — Рождение. — Старость и смерть..................................................................................................................................... 10

ЛЕКЦИЯ 3.............................................................................................................................. 12

Четыре благородные истины и Восьмеричный путь. — Правильные взгляды. — Правильные намерения. — Правильная речь. — Правильное поведение. — Правильный образ жизни. — Правильное осуществление. — Правильное осознавание. — Правильная медитация..................................................... 12

ЛЕКЦИЯ 4.............................................................................................................................. 14

Важность постижения добродетели и недобродетели. — Рациональное обоснование буддийской этики на примере обета воздержания от убийства. — Шесть областей сансары. — Обеты воздержания от воровства и разврата. — Обеты воздержания от лжи, злословия, брани, пустословия. — Обеты воздержания от страсти, гнева и неведения..................................................................... 14

ЛЕКЦИЯ 5.............................................................................................................................. 18

Что именно порочно в сансаре? — Страдания, испытываемые в шести областях существования. — Любовь и сострадание как основа практики бодхисаттвы............................................ 18

ЛЕКЦИЯ 6.............................................................................................................................. 20

Шесть парамит. — Применение парамит к освоению обетов. — Применение парамит к практике бодхисаттвы.......................................................................................................................... 20

ЛЕКЦИЯ 7.............................................................................................................................. 23

Запретительная и умножительная функция обетов. — Соблюдение нравственной дисциплины как основа для развития себя в сторону добродетели. — Превращение проблем в средство духовной практики................................................................................................................................. 23

ЛЕКЦИЯ 8.............................................................................................................................. 25

Религиозность в буддизме. — Психологическая поддержка, получаемая в храме. — Восприятие будд и бодхисаттв в качестве духовного идеала. — Обращение к ним как к источнику практической помощи. — Два вида ошибок: вера без знания и знание без веры...................................................... 25

ГЛАВА II.......................................................................................................................................... 27

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.............................................................................................. 27

ЛЕКЦИЯ 9 Три свойства просветленного сознания. — Изучение логики как основа правильного мировоззрения......................................................................................................................... 27

ЛЕКЦИЯ 10............................................................................................................................ 29

Восприятие окружающего мира как кармически обусловленная функция сознания. — Существующее и несуществующее. — Постоянное и непостоянное............................................................. 29

ЛЕКЦИЯ 11............................................................................................................................ 31

Пять дисциплин традиционной системы образования. — Практикующие и непрактикующие буддисты, или что такое практика. — Роль традиции в буддизме. — Логическое рассуждение по схеме «предмет—утверждение-доказательство». — Возможные ошибки в его построении................... 31

ЛЕКЦИЯ 12............................................................................................................................ 36

Непреложность закона кармы. — Добродетельные, недобродетельные и нейтральные поступки. — Правильное логическое мышление как инструмент изменения кармы............................ 36

ЛЕКЦИЯ 13............................................................................................................................ 39

Объект вообще и данный конкретный объект. — Применение принципа общего и частного к исследованию кармической природы личности. — Понятие противоположного. —Применение схемы «общее—частное—противоположное» к анализу сознания............................................. 39

ЛЕКЦИЯ 14............................................................................................................................ 41

Отрицательные понятия. — Восемь вариантов согласованности одного с другим. — Использование отрицательных суждений при определении объекта........................................................ 41

ЛЕКЦИЯ 15............................................................................................................................ 43

Причинно-следственные логические построения. — Значение дополнительных условий для формирования правильного умозаключения................................................................................................... 43

ЛЕКЦИЯ 16............................................................................................................................ 45

Два взгляда на на причинно-следственную связь. — Важность умения различать общее и частное. — Сострадание и ясность сознания как коренные факторы просветления....................... 45

ЛЕКЦИЯ 17............................................................................................................................ 47

Соотношение причины и результата. — Относительность существования объекта. — Относительность существования субъекта. — Относительность существования субъектно-объектной связи. — Постижение этой относительности как первый шаг к осознанию природы пустоты.................................................................................................................................. 47

ГЛАВА III УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ................................................................................................ 49

ЛЕКЦИЯ 18............................................................................................................................ 49

Понятие пустоты. — Мир как сознание. — Изменчивость всего сущего. — Практическое значение изучения буддийской философии........................................................................................... 49

ЛЕКЦИЯ 19............................................................................................................................ 53

Соотношение внешнего и внутреннего. — Относительность существования всех объектов внешнего мира.......................................................................................................................................... 53

ЛЕКЦИЯ 20............................................................................................................................ 55

Пустота внутреннего. — Пустота внешнего. — Пустота внешнего и внутреннего. — Пустота пустоты. — Пустота великого. — Пустота возвышенного........................................... 55

ЛЕКЦИЯ 21............................................................................................................................ 57

Пустота как фактор, объединяющий существующее и несуществующее. — Четыре печати Будды. — Пустота внешнего. — Пустота внутреннего. — Пустота внешнего и внутреннего. — Пустота великого. — Пустота пустоты. — Пустота возвышенного........................................... 57

ЛЕКЦИЯ 22............................................................................................................................ 60

Будда как создатель первой рационально обоснованной системы мировоззрения. — Пустота обусловленного. — Пустота необусловленного. — Пустота без начала и конца.......... 60

ЛЕКЦИЯ 23............................................................................................................................ 63

Пустота без начала и конца. — Пустота, выходящая за пределы крайностей. — Пустота, которую нельзя оставлять. — Пустота само сущности явлений и вещей..................................... 63

ЛЕКЦИЯ 24............................................................................................................................ 67

Развитие сострадания как обязательная предпосылка постижения природы пустоты. — Пустота всех дхарм. — Пустота собственных признаков. — Пустота неопределенных объектов. — Пустота не-предметов............................................................................................................................... 67

ГЛАВА IV........................................................................................................................................ 70

БУДДИЙСКИЕ ПРАКТИКИ......................................................................................................... 70

ЛЕКЦИЯ 25............................................................................................................................ 70

Зачем нужна медитация? — Умение быть счастливым в любых условиях. — Соотношение мышления и эмоций. — Зарождение в себе счастливого и уверенного состояния сознания............... 70

ЛЕКЦИЯ 26............................................................................................................................ 72

Сострадание к себе и сострадание к другим. — Четыре этапа обуздания ума. — Развитие в себе любви и сострадания как основной смысл практики затворничества......................................... 72

ЛЕКЦИЯ 27............................................................................................................................ 74

Соблюдение обетов как первая ступень духовной практики. — Установление контроля над эмоциями. — Переход к более сложным видам медитации. — Практика очищения сознания............ 74

ЛЕКЦИЯ 28............................................................................................................................ 77

Практика очищения сознания. — Однонаправленная медитация. — Два вида отвлечений. — Практическая польза от умения концентрироваться на одном объекте. — Значение однонаправленной медитации для последующих практик................................................................................. 77

ЛЕКЦИЯ 29............................................................................................................................ 79

Добродетельные и недобродетельные основы сознания. Начитывание мантр как средство выявления скрытых добродетельных основ. — Сравнение практики мантр и однонаправленной медитации. 79

ЛЕКЦИЯ 30............................................................................................................................ 81

Важность умения делать подношения. — Подношения телом, речью и умом. — Внешнее подношение, внутреннее подношение, тайное подношение и самоподношение. — Значение самоотречения для практики тантрических подношений. — Мысленное совершение подношений Будде.. 81

ЛЕКЦИЯ 31............................................................................................................................ 84

Сосредоточение на дыхании. — Два этапа этой практики: очищение своего сознания и помощь другим живым существам. — Четыре безмерных состояния сознания. Возможные ошибки в их освоении. — Соединение практики мысленных подношений с практикой очищения сознания.......... 84

ЛЕКЦИЯ 32............................................................................................................................ 88

Что такое истинное сострадание? — Развитие этого чувства по отношению к приятным, безразличным и неприятным людям. — Практика принятия на себя страданий всех живых существ................................................................................................................................................... 88

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................................................................................... 91

 



 

 


 

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга подготовлена на базе лекционных курсов, которые читались в 2005-2008 гг. настоятелем Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаевым для всех интересующихся философией и практикой буддизма. Основная цель этих лекций заключалась в том, чтобы возможно более подробно и доступно разъяснить аудитории внутренний смысл базовых положений буддийского Учения так, как они интерпретируются в живой бурятской традиции. Особое внимание при этом уделялось связи между философией и практической этикой буддизма.

Вошедшие в книгу лекции расположены в тематической последовательности. Первая глава посвящена анализу базовых положений Учения Будды. Вторая глава дает элементарное представление о логике как основе правильного познания. В третьей главе излагается теория пустоты. Наконец, четвертая глава содержит описание различных буддийских практик. Для удобства работы книга снабжена предметным указателем, который может также использоваться в качестве глоссария.

Вмешательство составителя в текст ограничилось отбором лекций для включения в книгу, распределением их по главам, добавлением заголовков, а также минимальной литературной обработкой, заключившейся в приведении исходного устного материала к грамматико-стилистической норме письменного языка. При сверке текста с аудиозаписью и его последующей редактуре составитель стремился передать авторскую мысль в возможно более точной и ясной форме. Учитывая сложность философских проблем, скрывающихся за принятой в лекциях простой и доступной манерой изложения, однако, в некоторых случаях составитель мог не вполне верно истолковать слова автора или допустить отдельные неточности в выборе формулировок. Все содержательные погрешности, которые могут обнаружиться в тексте книги, обусловлены исключительно техническими ошибками, допущенными составителем при подготовке рукописи к печати.

ГЛАВА I
ОСНОВЫ БУДДИЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 1

Первая проповедь Будды. — Истина страдания. —Истина причины страдания. —Истина прекращения страдания. — Истина пути к уничтожению всех страданий. — Интерпретация Четырех благородных истин с позиции наличия страдания и с позиции отсутствия счастья.

Мы начнем наши лекции с разбора Четырех благородных истин, излагаемых в первой проповеди Будды. Эти истины вытекают из самой природы живых существ, отличительную особенность которых с точки зрения буддизма составляет умение ощущать. То, что не имеет чувств, не обладает и природой живого существа. Именно поэтому первая благородная истина Будды гласит, что все живые существа страдают. Их страдание обусловлено как раз способностью чувствовать. Вы знаете, что ощущения бывают приятные, неприятные и нейтральные. Что касается неприятных чувств, то, конечно, никто не станет отрицать, что они вызывают у нас страдание. Когда мы ощущаем дурной запах или противный вкус, мы не получаем от этого никакого удовольствия. Неприятные чувства, бесспорно, сопряжены со страданием, и в этом отношении смысл первой благородной истины совершенно очевиден. Если же говорить о приятных чувствах, то с точки зрения буддизма они тоже причиняют нам страдания — ведь после исчезновения приятного ощущения появляется желание испытать его вновь. Например, спустя некоторое время после того, как мы вкусно поели, у нас снова возникает чувство голода, и мы начинаем страдать. Иными словами, приятные чувства вызывают желания, которые составляют источник страданий. И наконец, нейтральные чувства не рождают ничего, то есть приводят нас к неведению, которое также заставляет нас страдать. Подробнее я расскажу об этом чуть позже.

Если первая благородная истина — это истина страдания, то вторая истина называется истиной причины страдания. Она указывает на то, что любое страдание обусловлено. Несколько забежав вперед, я уже объяснил, почему мы страдаем даже от приятных и нейтральных чувств. Дело в том, что испытываемые нами ощущения формируют в нас так называемые клеши, или аффекты. Первый из них — это злоба, гнев, или раздражение. Злоба возникает из неприятного чувства и порождает в нас отрицательные эмоциональные состояния: ведь никто не скажет, что, когда мы злимся, мы счастливы. Второй аффект — это страсть, которая рождается из желания, вызываемого в нас приятными чувствами. Когда у нас появляется страсть, то есть желание обладать, она превращается в жадность, от которой мы страдаем больше, чем от отсутствия тех благ, к приобретению которых мы стремились. Поэтому когда мы говорим об алчности, то мы должны понимать, что она приносит нам только несчастья. И третий аффект — это неведение. Оно вырастает из нейтрального чувства, но тоже причиняет нам страдания, потому что из-за него мы не понимаем, что делаем. Мы испытываем неуверенность, поскольку не знаем, что нас ждет в будущем, и не можем решить, как надо себя вести, чтобы избежать несчастий. Из этих трех клеш — гнева, страсти и поведения — возникает вся гамма наших отрицательных эмоций. Возьмем для примера такое состояние сознания, как зависть. Оно обусловлено гневом, или несогласием, потому что нам не нравится то, что у кого-то что-то есть. Кроме того, оно связано с жадностью, потому что мы хотим иметь то, чего у мне нет. И последняя его составляющая — это неведение, потому что мы не знаем, каким образом тот, кто имеет что-то, получил эту вещь. Если бы мы понимали, какого труда стоило приобрести предмет нашей зависти, то, может быть, сами отказались бы от желания обладать им. Поэтому мы и говорим, что вторая благородная истина — это истина причины страдания. В жизни есть достаточно оснований для того, чтобы страдать. Это относится не только к простым вещам — голоду или физической боли. Мы испытываем страдания от будущих, еще не совершившихся событий, или от внутренних, духовных причин — от лжи, неверности, неразделенной страсти и так далее.

Что касается третьей благородной истины, то это истина прекращения страдания. Она говорит о том, что любое страдание рано или поздно кончается. Если мы поедим, то вызванное голодом страдание сразу исчезнет. Если пройдет физическая боль, то обусловленное ею страдание тоже пропадет. Наконец, если мы не злимся, то также перестаем страдать. Таким образом, страдание прекращается сразу после устранения вызвавших его причин. Поэтому третья благородная истина и говорит о том, что любое страдание конечно.

Если первые три истины понятны нам из обыденной жизни, то четвертая составляет отличительную особенность буддизма как такового. Мы утверждаем, что есть путь прекращения всех страданий, имея в виду, что Учение Будды полностью искореняет наши страдания и приводит нас к абсолютному счастью.

Именно поэтому я часто объясняю Четыре благородные истины не с позиции страдания, а с позиции счастья. Первая благородная истина, то есть истина страдания, иначе может быть названа истиной отсутствия счастья. Я говорю так, чтобы вы глубже ее поняли: ведь есть люди, которые пытаются критиковать буддистов за то, что те якобы считают жизнь сплошным мучением. Когда мы интерпретируем истину страдания с этой позиции, то убеждаемся, что мы испытываем страдание не все время — но счастье все-таки встречается в нашей жизни настолько редко, что мы в общем-то обладаем природой отсутствия счастья. Далее, когда мы рассматриваем вторую благородную истину, то мы можем объяснить ее как истину причины отсутствия счастья. Иными словами, когда мы несчастны, то это обусловлено нашими страстью, гневом и неведением. Третья благородная истина говорит, что рано или поздно мы будем счастливы. Например, если мы голодны и поедим, то нам становится хорошо. Когда мы достигаем желаемой цели, добиваемся успехов в работе, узнаём что-то новое, это тоже счастье. Счастливое состояние и означает прекращение страдания. Но это счастье в действительности длится только краткое мгновение. Кто скажет, что он всегда счастлив? Поэтому четвертая благородная истина и показывает нам путь к обретению полного и постоянного счастья.

Вот почему я всегда говорю, что буддизм учит людей быть счастливыми. Даже если вы привержены какому-то другому мировоззрению, и, например, буддийская теория кармы и перерождения кажется вам абсурдной, вам надо знать, что буддизм стремится привести всех живых существ к совершенному счастью. Пытаясь разобраться для себя, что такое просветление, что такое нирвана, вы должны понять, что это абсолютно счастливое состояние ума, которое не меняется со временем и не подвержено никаким внешним влияниям. Как утверждает Учение Будды, рано или поздно все вы достигнете этого огромного счастья. И те существа, которые уже обрели такое состояние, — я говорю о буддах и бодхисаттвах — действительно могут научить вас быть счастливыми хотя бы на протяжении того момента, которым вы сейчас живете. Для того и существуют наши храмы. Задача буддийских священнослужителей, монахов, и заключается в том, чтобы помочь всем людям быть счастливыми. Это основа Учения Будды, ведущего нас к прекращению всех наших страданий. Вот почему нам необходимо глубже понять природу кармы и разобраться в законе причины и следствия. Это связано с истиной причины страдания. Ведь наша карме не ограничена рамками этой жизни. Если люди не понимают этого, то это еще не значит, что прошлой и будущей жизни нет. Осознав природу перерождения и закон кармы, мы получаем возможность изменить самих себя. Развивая свое сознание, делая его глубже и шире, мы постигаем природу наших страданий и, избавляясь от них, делаем себя счастливыми.

ЛЕКЦИЯ 2

Различные подходы к анализу двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения.
— Неведение. — Формирующие факторы. — Сознание. — Имя и форма. — Шесть видов воспринимающего сознания. — Контакт. — Ощущение. — Страсть. — Привязанность. — Становление. — Рождение. — Старость и смерть.

Когда мы говорим о концепции причинно-следственной связи, которая лежит в основе всего буддийского мировоззрения, то главное здесь — это двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения. Ее объясняют как в упрощенном, так и в углубленном плане, как в прямой, так и в обратной последовательности. Иногда акцент делается на связи между отдельными звеньями, а иногда подробно рассматриваются сами эти звенья, то есть аспекты сознания, которые следуют друг за другом. Двенадцатичленная цепь описывает развитие любого сознания, и поэтому мы сейчас схематично разберем ее на примере существования некоего индивидуума, то есть сознания как такового. Если же посмотреть глубже, то мы увидим, что двенадцать аспектов взаимозависимого происхождения определяют также процесс возникновения и исчезновения любой нашей мысли. Сам Будда рассматривал двенадцатичленную цепь от конца к начешу, но я буду объяснять ее вам в более простом, прямом порядке. Это тоже классический вариант, и я даю его вам потому, что меня самого учили именно так.

Вы, наверное, уже видели танка «Колесо сансары» (в нашем храме она находится слева от алтаря). В центре этого колеса нарисованы петух, свинья и змея, которые обозначают три клеши — страсть, неведение и гнев. Согласно Четырем благородным истинам, эти аффекты составляют при- чипу всех наших страданий. Вокруг изображены шесть областей сансары, то есть три области низших существ (животных, голодных духов и обитателей ада) и три области высших существ (небожителей, воинственных демонов-асура и людей). С позиции буддийского Учения наилучшее место пребывания в сансаре — это область людей. И наконец, в самом большом и широком круге колеса символически представлены двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения. Что это за звенья?

Если мы задумаемся о том, как мы появились на свет, то поймем, что это произошло биологическим путем — от отца и матери зародился эмбрион, который затем начал развиваться. Но если мы зададим себе вопрос, происходило ли что-нибудь до появления этого эмбриона, то нам станет ясно, что наше сознание должно было пройти определенные этапы развития еще до возникновения зародыша. Если представить себе это состояние сознания, то станет понятно, почему первое звено цепи взаимозависимого происхождения называется «неведение». Это ступень, на которой наше сознание блуждает неизвестно где и неизвестно в каком пространстве. Чтобы ныло понятнее, можно сказать, что, когда существо находится в периоде между смертью и новым рождением (по-тибетски бардо), оно себя не осознаёт и ничего не может понять. Вот это состояние неосознавания и непонимания как раз и называется неведением, то есть первым звеном двенадцатичленной цепи.

Для того чтобы глубже понять, что мы существуем, нам нужны факторы понимания, то есть формирующие факторы. Бытие существ бардо обусловлено тем, что у них есть предыдущая карма, которая и направляет их в определенный поток, состоящий из переделенных элементов. Именно поэтому второе звено цепи взаимозависимого происхождения называется «формирующие факторы». Допустим, вот сейчас я спал, проснулся — и что я буду делать? Лишь только я понял, что я существую, как моему сознанию потребовался импульс к действию. Даже когда я просто о чем-то думаю, это уже направленность, потому что я ориентирую свою мысль в определенную сторону. Когда я задаю себе вопрос, почему моя мысль движется именно так, а не иначе, то я понимаю, что это обусловлено моими формирующими факторами.

Третье звено цепи взаимозависимого происхождения называется «сознание». Переход к нему происходит тогда, когда определились все формирующие факторы. Это можно сравнить с созреванием рисового зернышка. Когда рис еще только рос и колосился, то, даже если бы мы и открыли его колос, то все равно зернышек бы там не нашли. Стебель и листья — это формирующие факторы, а сознание — зерно. Подобно тому, как созревает зерно, зарождается и наше сознание. Мы должны как-то его определить, и в результате у нас появляется осознавание собственного «я». Это «я» не связано с воспринимающими аспектами ума. Ведь если нам заткнуть уши или завязать глаза, то наше «я» никуда не денется. Оно есть, оно сформировано, но что оно собой представляет, мы сказать не можем, потому что пока это лишь сознание как таковое.

Когда сознание начинает развиваться, ему надо как-то определиться — и тогда появляются имя и форма, составляющие четвертое звено цепи взаимозависимого происхождения. Что такое имя и форма? Если объяснять просто, то они обусловливают, кем мы родимся, потому что именно на этой ступени происходит зачатие, и существо бардо обретает физическое тело. Более глубокое объяснение говорит, что на этапе имени и формы к нашему пока еще абстрактному сознанию присовокупляется конкретное наименование. Например, я не мог никак себя назвать — и вдруг я решил, что меня зовут Буда Бальжиевич. Ведь для того чтобы сознание могло определиться, ему нужно имя. Когда мы употребляем библейское изречение, что в начале было слово, то имеем в виду, что мы не можем определить объект, пока его не назовем.

Когда мы обретаем тело, то имя и форма начинают развиваться, и происходит формирование вторичных аспектов нашего сознания. В нас зарождается — конечно, еще в эмбриональном состоянии — способность видеть, способность слышать и так далее. Эти способности относятся исключительно к нашему сознанию, и мы не должны путать их с физическими органами чувств. На этой ступени формируются шесть видов воспринимающего сознания — зрительное сознание, слуховое сознание и так далее. Понятно, что это пока только способности. Ведь эмбрион отце не родился, и поэтому он ничего не видит и не слышит, хотя соответствующие аспекты сознания у него уже развиты. Шесть видов сознания — это пятое звено двенадцатичленной цепи.

Когда у нас окончательно сформируются органы чувств, то мы рождаемся, и тут же, в момент рождения, возникает контакт. Мы открываем глаза, соприкасаемся с цветом и получаем информацию об объектах внешнего мира. Начинают функционировать и все остальные органы чувств. Поэтому шестой этап развития нашего сознания и носит название «контакт». На этой ступени, однако, мы еще не пытаемся точно различать объекты. Это пока просто соприкосновение.

После контакта у нас появляется ощущение. Что это значит? В результате соприкосновения мы испытываем три вида чувств: приятные, неприятные и нейтральные. Они представляют собой причину возникновения клеш: из приятного чувства рождается страсть, из неприятного чувства — гнев, а из нейтрального чувства — неведение.

Следующий аспект взаимозависимого происхождения называется «страсть». Страсть вторична по своей природе, то есть в нашем сознании после ощущения формируются определенные стойкие реакции — либо мы говорим: «Я не хочу», либо «Я хочу», либо вообще ничего не говорим. Этот этап можно иначе назвать схватыванием, поскольку он предполагает цепляние за определенные чувства.

Когда мы схватились за то или иное ощущение, у нас появляется желание его удержать. Поэтому из страсти рождается девятый аспект взаимозависимого происхождения — привязанность, то есть удерживание в себе.

Из привязанности возникает становление. На этой ступени проявляются наклонности нашего сознания: например, один человек хочет быть композитором, другой космонавтом и так далее.

После завершения становления можно считать, что человек вполне определился, то есть родился как личность. Поэтому соответствующая ступень называется «определение» или «рождение».

И последний, двенадцатый, аспект — это старость и смерть, то есть угасание и исчезновение всех аспектов сознания.

Эти двенадцать звеньев связаны друг с другом так, что каждый из них влечет за собой только непосредственно следующий за ним аспект. На этой лекции мы для простоты рассмотрели их взаимосвязь в прямом порядке.

ЛЕКЦИЯ 3

Четыре благородные истины и Восьмеричный путь. — Правильные взгляды. — Правильные намерения. — Правильная речь. — Правильное поведение. — Правильный образ жизни. — Правильное осуществление. — Правильное осознавание. — Правильная медитация.

Размышляя над первыми тремя из Четырех благородных истин, мы познаём окружающий мир и понимаем, что такое закон причины и следствия, описываемый двенадцатичленной цепью взаимозависимого происхождения. Когда же мы обращаемся к четвертой благородной истине, то узнаём из нее о существовании пути, ведущего к полному освобождению от всех страданий. Это и есть Восьмеричный правильный путь. Его практика— основное условие для достижения просветления. Восьмеричный путь символически изображается в виде колеса Учения. Все аспекты этого пути тесно связаны между собой и логически вытекают один из другого, образуя непрерывную последовательность.

Для того чтобы практиковать Восьмеричный путь, нам надо предварительно подготовить свое сознание. В первую очередь, мы должны понять и принять первую благородную истину, которая говорит о том, что все живые существа страдают. Затем нам надо осознать вторую благородную истину, которая утверждает, что у каждого страдания есть своя причина, а общий корень всех страданий заключается в трех клешах, то есть гневе, страсти и неведении. Путем дальнейших размышлений нам следует удостовериться в правильности третьей благородной истины, гласящей, что при устранении причин исчезает и страдание. Только усвоив эти три истины, мы можем обратиться к четвертой истине, указывающей нам путь к прекращению всех страданий. Ведь если мы будем считать, что сансара может быть источником счастья, то зачем нам практиковать Учение Будды? Поэтому начальный этап Восьмеричного пути и называется «правильные взгляды». Это значит, что нам следует понять, зачем нам надо стремиться к освобождению, разобраться, в чем именно заключается наше страдание, и признать, что все мы хотим счастья. На этом этапе мы должны усвоить себе такие понятия, как карма, перерождение, прошлая и будущая жизнь и так далее. Иными словами, мы должны ответить себе на вопрос, зачем нам нужно практиковать — ведь если у нас будут неправильные взгляды, то и результаты будут тоже неправильные. Если мы хотим достичь просветления ради того, чтобы, например, обрести ясновидение, или научиться летать, или развить в себе еще какие-то необычные способности, то это будет неверно. Вот почему в буддийской философии имеется такой раздел, как прамана-вартика, или теория правильного познания. Умение логически мыслить и сопоставлять совершенно необходимо для формирования нашей мировоззренческой базы.

Из правильных взглядов рождаются правильные намерения. В зависимости от них можно выделить три типа личностей: низшую, среднюю и высшую. Согласно сочинению Чже Цонкапы «Ламрим чен-мо», низшая личность практикует ради того, чтобы получить в следующей жизни хорошее рождение. Это намерение возникает на основе понимания причинно-следственной связи, знания закона кармы, убежденности в существовании прошлой и будущей жизни. Поэтому, если человек хочет обрести благое перерождение, то это уже хорошо. Но есть и более высокое стремление — это желание выйти из колеса сансары, то есть достичь освобождения, потому что в сансаре, даже в самых лучших ее областях, по большому счету, нет ничего хорошего. А наивысшее намерение, как говорится в «Ламриме», — это мысль о достижении просветления ради блага всех живых существ, когда практикующий, не имея каких-либо корыстных целей, делает источником своего счастья помощь окружающим[1]. Как мы понимаем, однако, формирование правильных намерений — это очень долгий процесс. Не бывает так, чтобы мы приняли какое-то решение, и наши взгляды и стремления сразу же определились.

Третья спица колеса Учения — это правильная речь. Мы должны понять, что одних намерений недостаточно. Пока мы еще не достигли просветления, пока окончательно не сформировались наши стремления, мы ведь не будем сидеть и молчать, правильно? Мы будем спрашивать друг друга об Учении, мы будем общаться между собой. Вот почему этап правильной речи связан в основном с постижением буддийской Дхармы. Кроме того, к нему относятся те из десяти добродетельных поступков, которые касаются речи.

Одновременно с практикой правильной речи нам надо учиться контролировать свои действия. Поэтому четвертая спица колеса Учения называется «правильное поведение». Что это значит? Мы прекрасно понимаем, что, стремясь к просветлению, мы должны развивать в себе любовь и сострадание ко всем живым существам. При этом нам следует не просто мысленно желать им счастья, но и выбирать такую линию поведения, чтобы наши действия вызывали у окружающих радость. Поэтому мы принимаем обет воздержания от десяти пагубных поступков и направляем свои действия в сторону добродетели.

Правильное поведение приводит нас к правильному образу жизни. К примеру, когда мы получаем какое-либо посвящение, то меняем свой жизненный уклад и начинаем регулярно утром или вечером делать соответствующие практики. Правильный образ жизни подразумевает не только порядок наших действий в течение дня — он связан еще и с определением нашего места в <



2016-01-05 498 Обсуждений (0)
Что именно порочно в сансаре? — Страдания, испытываемые в шести областях существования. — Любовь и сострадание как основа практики бодхисаттвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что именно порочно в сансаре? — Страдания, испытываемые в шести областях существования. — Любовь и сострадание как основа практики бодхисаттвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)