ФЗ «Об Охране окружающей среды»
Важнейший источник экологического права - Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды. В системе Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. Данный закон включает в себя 16 глав и 84 статьи, насчитывает 23 руководящих положения (принципа) и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Закон является природоохранным и специальным источником экологического права и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В главе 1 (ст.ст. 1-4) закона дается определение основных понятий экологического законодательства (окружающая среда, природная среда, природные ресурсы и другие.) ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ред. от 24.06.2008г., ст.1, закрепляющая принципы охраны окружающей среды, а также перечисляются объекты охраны окружающей среды. Глава 2 (ст.ст. 5-10) посвящена основам управления в области охраны окружающей среды в ней определены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в данной области. Крайне важной представляется глава 3 (ст.ст. 11-13) закона, устанавливающая права и обязанности граждан и общественных и иных некоммерческих объединений в данной области. В главе 4 (ст.ст.14-18) перечислены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым, в частности, отнесены: разработка государственных прогнозов социально- экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду и другие методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Главы 5 (ст.ст. 19-31) и главы 6 (ст.ст. 32-33) закона раскрывают содержание и цели таких важнейших природоохранных институтов (мероприятий) как экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Глава 7 (ст.ст. 34-56) является самым объемным разделом закона и содержит требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Глава 8 (ст.57) закона посвящена экологически неблагополучным территориям. Глава 9 (ст.ст. 58-62) посвящена мерам охраны природных объектов, находящихся под особой охраной (редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные и другие организмы ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ред. от 24.06.2008г., ст.60). Глава 10 (ст. 63) закона в общих чертах раскрывает понятие государственного экологического мониторинга и определяет цели его осуществления. Глава 11 (ст.ст. 64-69) раскрывает содержание и задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля), а также устанавливает его виды. Главы 12 (ст.70) и 13 (ст.ст. 71-74) соответственно касаются вопросов проведения научных исследований в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры. Глава 14 (ст.ст. 75-80) закона посвящена ответственности за нарушение законодательства в данной области и порядку разрешения экологическо-правовых споров. Глава 15 (ст.ст. 81-82)-международному сотрудничеству в области природоохраны. Глава16 (ст.ст. 83-84) содержит заключительные положения, устанавливающие порядок вступления закона в силу, а также отменяющие действие ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды».
18. Правовое регулирование охраны и использования недр ^ Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континентального шельфа. 19.Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов: - законности управления; - комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды; - сочетания бассейнового и административно - территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды; - разделения хозяйственно – эксплуатационных и контрольно – надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов. Принцип законности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компетенции того или другого государственного органа. Комплексный (всесторонний) подход в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет. Принцип сочетания бассейнового и административно – территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер. Бассейновый принцип применяется также в организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны. Разделение хозяйственно – эксплуатационных и контрольно – надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно – надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функции по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды.
20. Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: органы общей компетенции; специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |