Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи



2016-01-02 1675 Обсуждений (0)
иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

правительства (администрация) субъектов РФ.

 

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

федеральные министерства;

федеральные агентства;

федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.

Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

Иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

К ним относятся:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

21.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

1.Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

2.Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

3.Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России.

4. Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.

5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

законности управления;

комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

22.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

органы общей компетенции;

специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;

иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

правительства (администрация) субъектов РФ.

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

федеральные министерства;

федеральные агентства;

федеральные службы.

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

23.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;

нормотворчество;

организацию системы центральных органов исполнительной власти России;

гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

24.

Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следую­щих основных семи функций:

Функция учета природных ресурсов(ведения государственных ка­дастров). Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:

учет природных объектов ведется, как правило, в натуральной форме (т.е. объекты описываются количественно и качественно и при этом оце­нивается их потенциал в единицах учета);

кадастровый учет производится по определенной процедуре, вклю­чающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осу­ществлять данный учет; специальные сроки обновления и предоставления кадастровых данных и т.д.;

кадастровые системы функционируют в режиме периодической не­прерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов.

Функция планированиямероприятий по использованию и охране природных объектов. Планирование рационального природопользования осуществляется в форме целевых комплексных программ (ЦКП).

Функция распределенияи перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для обеспечения рационального природополь­зования необходимо включение граждан и организаций в механизм отно­шений собственности на данные природные объекты.

Функция воспроизводстваприродных объектов. Данная функция осуществляется в управлении природопользованием по следующим на­правлениям:

установление специальных правил по воспроизводству природных объектов;

контроль за соблюдением этих правил и стимулирование к соблюде­нию правил мерами экономико-правового воздействия;

установление такого режима природопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их при­родных функций.

Функция пространственно-территориального устройстваприрод­ных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты невозможно поменять местами или переместить, как этого часто требует хозяйственная целесообразность и потребность в организации природо­пользования.

Функция контроляза использованием и охраной природных объек­тов. Данная функция распределена между значительным числом государ­ственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды.

Функция разрешения спорово праве природопользования реализу­ется судебными органами государства.

Методы:

Инструменты прямого административного принуждения.Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия: запреты, разрешения, нормы и стандарты предельно-допустимых значений загрязняющих веществ,

Инструменты прямого экономического принуждения.Это инстру­менты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования. Главным рычагом экономического принуждения при этом являются административные штрафы, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам.

Инструменты косвенного экономического принуждения.Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов.

Инструменты экономического стимулирования.В условиях рынка, без экономического стимулирования рационального природопользования нельзя избавиться от изношенного и поэтому особенно опасного в эколо­гическом плане оборудования.

Инструменты правового регулирования.Основу любой системы управления составляют алгоритмы (организационные принципы и прави­ла) деятельности. В случае охраны окружающей среды и природопользо­вания такими алгоритмами являются нормы экологического права, источ­ником которого служит экологическое законодательство.

26.

ЮНСЕД. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.

ПРООН - Программа ООН по развитию. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов.

КУР - Комиссия ООН по устойчивому. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций

ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду.

Всемирный центр мониторинга охраны природы. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа.

 

27.

Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:

· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5—16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европепроходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

· Венская встреча представителей государств- участников СБСЕ (ноябрь 1986 г). Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ на этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степени выполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В
· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3—14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)

Основные решения ее:
· Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;
· Конвенция по климату;
· Конвенция об охране биологического разнообразии.

 

Международно-правовая охрана окружающей среды.


28.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды:

-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получения информации о состоянии окружающей среды;

-принимать участие в не противоречащих законодательству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-обращаться с жалобами, заявлениями и предложения­ми по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и полу­чать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружаю­щей среде.

Виды: несудебные и судебные способы.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

-непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

-обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

-активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

-о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

- об обязанности уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

- об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

- об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

29.

Экологическое правонарушение– это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности– экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства– земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту– совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния– противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне– совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права– предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

30.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

 

31.

Экологические преступления — это уголовно наказуемые деяния, посягающие на природную среду, а также на разнообразные отношения по ее охране и воспроизводству. Необходимо иметь в виду, что серьезный экологический вред могут причинять также нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконное обращение с радиоактивными материалами, в некоторых случаях хулиганство и т. д.

Если же простой состав характеризуется только общественно опасным действием (бездействием), а в квалифицированных составах, предусмотренных последующими статьями, закон включает вредное последствие, то такое преступление не образует двойной формы, ибо в простой состав не включено первое менее тяжкое последствие. Тем более не может преступление характеризоваться двойной формой вины, когда общественно опасное действие (бездействие) и вредное последствие составляют признаки одного и того же простого состава, который законом не подразделяется на простой и квалифицированный составы, например ст.246 УК. В таких составах вина определяется исключительно психическим отношением виновного к общественно опасным последствиям.

Преступления с формальным составом, предусмотренные в ч.1 ст.247, ч.1 ст.252, ч.1 и 2 ст.253; п. "б", "в", "г" ч.1 ст.256, ч.3, ст.256 (при отсутствии признака крупного ущерба) УК; п. "б", "в", "г" ч.1 ст.258, п. "а", "б" ч.2 ст.260 УК, характеризуются умышленной виной, преимущественно с прямым умыслом, а при создании угрозы причинения вреда здоровью или окружающей среде - с косвенным умыслом.

32.

Специальные экологические составысформулированы в отдельной главе "Экологические преступления" (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

· нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

· загрязнение вод (ст. 250);

· загрязнение атмосферы (ст. 251);

· загрязнение морской среды (ст. 252);

· порчу земли (ст. 254);

· нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

· нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

· незаконную охоту (ст. 258);

· уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

· другие преступления.

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

33.

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

· отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);

· регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

· терроризм (ст. 205);

· нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);

· нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

34.

35.

К правоохранительным органам государства традиционно относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда.

Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению.

Рассмотрим экологические функции МВД и ФСБ.

Министерство внутренних дел - одно из немногих отраслевых и функциональных структур, которое выполняет многообразные экологические функции, хотя общество о них еще не имеет достаточно полной информации. К числу таких функций можно отнести: охрану общественного порядка, борьба с правонарушениями и преступностью, противопожарная безопасность, государственная служба безопасности движения, а также разрешительная система - выдача разнообразных пропусков, регистрация охотничьего и огнестрельного оружия, и несение службы на конкретных объектов экологического значения.

Деятельность органов ФСБ регламентируется Законом РФ от 03.04.1995 г. об органах ФСБ в РФ. На основании ст. 8 данного Закона “деятельность органов федеральной службы безопасности, применяемые ими средства и методы не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде”. В механизме правоохранительных органов, выполняющих функции охраны окружающей природной среды арбитражный суд занимает особое место, если производственно-хозяйственная деятельность является основным источником деградации окружающей среды, то арбитражный суд, рассматривающий имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы.

36.

Сущность экологического контроля выражается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами РФ, лицами, не имеющими российского гражданства, и иностранными гражданами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.

Виды:

1.Государственный экологический контроль — это деятельность уполномоченных субъектов государственного управления, предполагающая проверку процесса функционирования хозяйствующего объекта путем его всестороннего изучения с целью установления отклонений от требований природоохранительного законодательства и их устранения.

2.Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории), либо специально организованными экологическими службами на основании полномочий, предоставленных им нормативным актом или специальным приказом, уполномочием, обязыванием.

3. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

37.

Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Виды объектов экологического вреда:

• окружающая среда – антропогенный вред;

• здоровье человека – физиологический вред;

• будущее поколение человечества – генетический вред.

39.

40.

Существенным моментом экологического правонарушения закон признает противоправные деяния, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека. На виновных лиц возлагается обязанность полного возмещения нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход, причиненного экологическим правонарушением. Этот способ возложения на причинителя экологического ущерба закон приравнивает к имущественной ответственности.
Имущественная ответственность - это неблагоприятные имущественные последствия, наступающие за причиненный экологический вред.
Было бы неправильным полагать, что при этом на виновное лицо одновременно возлагается два вида ответственности за одно правонарушение: имущественная и иная ответственность (материальная, дисциплинарная, административная, уголовная). Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.
Важно усвоить, что возмещение вреда - это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития - неизбежный спутник потерь природной среды.

 

62. По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, инормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействийна нее.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всегоустанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

Такие нормативыслужат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам.Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. Нормативы качества окружающей средыучитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.

63. под экологической экспертизойпонимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля

Виды экологической экспертизы:

-государственная экологическая экспертиза;

-общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

64. Государственная экологическая экспертиза –мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в областиэкологической экспертизы (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы[1]в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе»[2] и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

Объекты экологической экспертизы делятся на две группы – федерального уровня и уровня субъектов Федерации – и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан начать ее не позднее чем через один месяц после выполнения заказчиком указанных условий: создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов; утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря, организовать получение экспертами материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природопользования России.

Результатом экспертизы является заключение, которое содержит выводы.

Экологическая экспертиза может быть:

– по субъекту организации и проведения – государственной и общественной;

– по времени и процедуре рассмотрения – первичной и повторной (повторная делится на добровольную и по решению суда);

– по результатам – пришедшей к положительному и к отрицательному заключению.

65. Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных



2016-01-02 1675 Обсуждений (0)
иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)