Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назовите лексикографа – исследователя диахронных процессов в лингвистике (в т.ч. и стилистике) конца ХХ века



2016-01-05 2349 Обсуждений (0)
Назовите лексикографа – исследователя диахронных процессов в лингвистике (в т.ч. и стилистике) конца ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок




1) С.И.Ожегов;

2) Г.Н.Скляревская;

3) Д.Э.Розенталь;

4) В.И.Даль.

2. Речевых ошибок нет в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

1) Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка;

2) Будучи проездом в провинциальной деревне, известного профессора пригласили посетить местный университет;

3) Старик не ответил, что он будет делать с кладом;

4) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

3. Такие слова, как человек, проблема, образ, факт, дело, при определенных условиях, в данном случае, по следующему вопросу, целый день участвуют (обведите кружком номер правильного ответа):

1) в прономинализации;

2) в метафоризации;

3) в семантизации.

4. Обособленные члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами, придают письменной речи (обведите кружком номер правильного ответа):

1) оттенок книжности;

2) разговорный характер;

3) нейтральность.

5. Выделяют три основных разновидности коннотативных сем (дополните ответ, вставьте пропущенные слова):

1) экспрессивные;

2) ______________;

3) оценочные.

6. Однокоренные слова, отличающиеся словообразовательным компонентом в плане содержания, – это (обведите кружком номер правильного ответа):

а) паронимы;

б) окказионализмы;

в) агнонимы.

7. Сколько причастий в норме можно образовать от переходного глагола совершенного вида: (обведите кружком номер правильного ответа)?

1) два;

2) шесть;

3) четыре.

8. Впишите в определение пропущенное слово:

Фигуры речи – 1) в широком смысле: любые языковые средства, включая ______________, придающие речи образность и выразительность; 2) в узком смысле: синтагматически образуемые средства выразительности.

9. Среди стандартных оборотов речи выделяют две основные группы: (дайте их определения, обратив внимание на различия)

1. Штампы – ______________;

2. Клише – ______________.

10. Найти плеонастическое словосочетание, закрепившееся в языке и не противоречащее норме (обведите кружком номер правильного ответа):

1) патриот своей родины;

2) монументальный памятник;

3) памятный сувенир;

4) май месяц;

5) огромная махина; взаимно друг к другу.

 

Вариант 7

Ситуационное задание (практическая задача) №1.Определите стиль выступления по следующим параметрам: публичность «говорения» на темы права в условиях групповой коммуникации; официальная ситуация; форма – устная. Какова функциональная направленность данного выступления? Подберите контекст, соответствующий этим параметрам, укажите его источник. Отметьте реализацию в речи говорящего фактора адресата и опоры на пресуппозицию.

Ситуационное задание (практическая задача) №2.Разбейте тексты на абзацы. Какой из них, по-вашему, легче отредактировать? Почему? Ответ аргументируйте. Отметьте в одном из текстов (на выбор) все логические ошибки. Предложите варианты правки. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Логические основы редактирования»).

Опасное заболевание

Среди инфекционных болезней, особенно опасных для человека, с древних времен известно бешенство (или водобоязнь), вызываемое фильтрующимся вирусом. Это заболевание смертельно для людей и теплокровных животных. Но против него есть очень эффективные средства профилактики, применяемые при заражении. На территории Украины, юге России, в Казахстане в настоящее время встречается эта болезнь. Это в основном больные, которые после укуса животными не обратились за помощью в медицинские учреждения. Вирус бешенства при укусе животными проникает через кожу и распространяется по нервным волокнам, достигает спинного и головного мозга, выделяется с человеческой слюной. Возможно заражение и при ослюнении кожи без повреждения её. Зараженное бешенством животное ещё за десять дней до появления заболевания выделяет вирус со слюной, а следовательно, становится заразным для окружающих. У человека инкубационный период (время от заражения и до начала заболевания) составляет от десяти дней до года, но чаще всего это от 20 до 60 дней. Следовательно, всегда есть время получить эффективную помощь. В городе Жданове пока не зарегистрировано случаев бешенства среди животных, но в прилегающих районах отмечены случаи бешенства среди диких и домашних животных. Если же случился контакт с животным, а тем более повреждение кожи животным, необходимо срочно обратиться за помощью и советом к врачу-специалисту.

Чтобы лед был прочным

Те, кто часто бывает на стадионе «Водник», наверное, обратили внимание на ледяное поле. Отполировано оно до блеска, так что при свете прожекторов человек видит свое отражение. Для конькобежцев, хоккеистов такой лед – победа. Поэтому и знают ему цену. Стоит льду дать трещину, выбоину, как тут же сбавляется скорость движения спортсмена, увеличивается время пробега заданной дистанции. Вот почему перед выходом на ледяное поле спортсмены Камчатского морского пароходства дружно приветствуют Григория Петровича. В чем же секрет его мастерства в подготовке ледяного поля? «Надо знать поле, как свой дом», - говорит он. Петрович, как называют его спортсмены, приходит на работу вовремя. Включает зажигание, и машина плавно трогается с места. В кабине тепло, а за стеклом крепкий февральский морозец. Глаза Григория Петровича пристально всматриваются в снежное поле, его натруженные, мозолистые руки легко управляют машиной. Постепенно усиливаются обороты двигателя, мощная струя воды выбрасывается на поле. Машина продолжает кружить по ледяной дорожке, доносится знакомый гул мотора. И я понял, как получается прочный лед, как приходит победа.

Тестовое задание

1. Точность, логичность, отвлеченность являются стилеобразующими чертами(обведите кружком номер правильного ответа):

1) публицистического стиля;

2) научного стиля;

3) художественного стиля.

2. Речевых ошибок нет в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

5) Артист был удостоен высокой наградой;

6) В ближайшие дни ей предстоит операция;

7) Старики снисходительны до шалостей детей;

8) Море глаз устремились на знаменитого актера.

3. Установите соответствие методов исследования с именами исследователей, предложивших их:

1. Л.В.Щерба а) стилистический эксперимент;

2. А.М.Пешковский б) стилистика декодирования;

3. И.В.Арнольд д) лингвистический эксперимент

Ответы: 1_____, 2______, 3______.

4. Не изменяются по числам существительные следующих лексико-грамматических разрядов (впишите недостающий элемент):

1) абстрактные (или отвлеченные);

2) __________________;

3) собирательные.

5. Отсутствие форм 1 лица единственного числа наблюдается(обведите кружком номер правильного ответа):

1) у изобилующих глаголов;

2) у недостаточных глаголов;

3) у перформативов.

6. Устранение логических ошибок осуществляется с опорой на законы логики(дополните):

1) закон тождества, когда каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание;

2) закон противоречия, когда не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении;

3) закон исключенного третьего, когда _____________________________;

4) _________________________, когда всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

7. Примером «слов-спутников» может служить следующее словосочетание (обведите кружком номер правильного ответа):

1) крепкое рукопожатие;

2) люди в белых халатах;

3) торопливой скороговоркой.

8. Какая из перечисленных единиц стилистически маркирована:(обведите кружком номер правильного ответа)

1) киоскерша;

2) отправление;

3) халтурщик;

4) выя;

5) программа.

9. Установите соответствие между способом изложения текста и задачей автора:

 
 
а) цель – обобщить знания о действительности, выяснить причины явлений, обосновать выводы, доказать истинность и ложность определенных положений    


1) Описание

 

б) цель – создать картину действительности
2) Повествование

 

 
 
в) цель – передать движение событий во времени  


3) Рассуждение

 

Ответы: 1___, 2____, 3____.

10. Впишите термин:

_______________________ – элемент официально-делового стиля, введенный в стилистически чуждый для него контекст. В настоящее время ощущается недокомплект педагогических кадров.

Вариант 8

Ситуационное задание (практическая задача) №1. Как составить портрет-ориентировку разыскиваемой женщины, у которой большие выразительные черные глаза, маленький аккуратный носик, пухленькие губки (чуть выше которых, в правом уголке, - очаровательная маленькая родинка), лучезарная улыбка, пышные кудрявые волосы. Когда уходила из дома, была одета в крепдешиновое нежно-голубое платье с малюсенькими синенькими цветочками. Подумайте, какие элементы плана содержания каждого слова нежелательны и как их можно устранить. Напишите текст, дополнив ориентировку необходимыми, на ваш взгляд, данными. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Лексическая стилистика»).

Ситуационное задание (практическая задача) №2. Изучив литературу по теме «Стилистика имени числительного», заполните таблицу:

Сочетание слов с собирательными и количественными числительными

с собирательными с количественными
     

Тестовое задание

1. Социолингвистический портрет языковой личности включает следующие характеристики:(дополните)

1) гендерный;

2) этнокультурный;

3) _______________;

4) социальный.

2. Установите родо-видовые отношения фигур замещения и совмещения:

1. Фигуры количества а) каламбур

2. Фигуры качества б) оксюморон

3. Фигуры тождества г) ирония

4. Фигуры неравенства д) синоним

5. Фигуры противоположности е) мейозис

Ответы: 1_____, 2______, 3______, 4_______,5______.

3. Примером перифразы может служить следующее словосочетание (обведите кружком номер правильного ответа):

а) крепкое рукопожатие;

б) люди в белых халатах;

в) торопливой скороговоркой.

4. Предлоги благодаря и вопреки сочетаются (обведите кружком номер правильного ответа):

1) с существительными в дательном падеже;

2) с существительными в родительном падеже;

3) с существительными в дательном и в родительном падеже в зависимости от стиля.

5. В официально-деловом стиле выделяются следующие подстили(дополните):

1. законодательный;

2. _______________;

3. дипломатический.

6. Тот факт, что в словарях представлены разные стилистические пометы для одной и той же единицы, можно объяснить (обведите кружком номер правильного ответа):

1) диахронными процессами в русском языке;

2) нечеткостью самих помет;

3) диахронными процессами в русском языке и функциональным многообразием оснований для выделения помет.

7. Речевая реализация единой синтаксической структуры (предложения) несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами называется(обведите кружком номер правильного ответа):

1) парцелляцией;

2) анафорой;

3) метонимией.

8. Какие синтаксические фигуры по расположению выделяются в функциональной стилистике(дополните)?

1) инверсия;

2) параллелизм;

3) хиазм;

4)___________;

5) __________;

6)__________.

9. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании (обведите кружком номер правильного ответа):

1) превратить мечту в жизнь;

2) предостеречь от опасности;

3) заведующий первого отдела;

4) взаимно уважать друг друга;

5) написать тему театра.

10. Впишите в определение недостающие слова:

Хиазм – это синтаксическая _____________, перекрестное расположение _______________ членов в двух смежных словосочетаниях или предложениях.

 

Вариант 9

Ситуационное задание (практическая задача) №1.Напишите, в чем, по-вашему, заключаются смысловые различия предложений.

Я приказываю следовать за мной. / Приказываю следовать за мной.

Газета опубликовала заметку. / Заметка опубликована газетой.

Он вспомнил о предложении. / Ему вспомнилось предложение.

С рассветом мы выедем. / Рассветет, и мы выедем.

Я пошел сказать. / Я пошел, чтобы сказать.

Он не читал ни книг, ни газет, ни журналов. / Он не читал книг, газет, журналов.

Обнял по-братски. / Обнял, как брат.

Я дал указание. / Мной дано указание.

Он пришел и сказал. / Придя, он сказал.

Приведите собственные примеры вариативных синтаксических конструкций, несущих семантические различия. Прокомментируйте их, опираясь на рекомендованную литературу (см. тему «Синтаксическая стилистика»).

Ситуационное задание (практическая задача) № 2.Изучив литературу по теме «Стилистика местоимений», произведите компонентный анализ слов: всякий, каждый и любой. В каждом примере вместо точек вставьте одно из этих местоимений (использованы фрагменты выступлений юристов, собранные Н.Н.Ивакиной). Обоснуйте свой выбор.

- У нас …гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его ассистентов по … специальности, не говоря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой, неотложной, помощи, выезжающих в … время суток по первому сигналу.

- … из участников конференции была оказана финансовая поддержка.

- В одиночестве способен жить не … .

- Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива.

- Как и во … деле, здесь нужны порядок и дисциплина.

- Не … эгоист может стать разбойником.

- …знает, сколько положено получить в качестве аванса.

- Наверное, …житель Запрудья толком даже не ответит на вопрос о религиозном смысле «девятой недели от Пасхи», но … знает, что этот престольный праздник в старину отмечался.

- Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

- Можно отписаться от … претензии, отмахнуться от … иска.

- … из нас когда-то был наивным в этих вопросах.

Тестовое задание

1. В каком словосочетании есть историзм: (обведите кружком номер правильного ответа)

1) черные очи;

2) купить авокадо;

3) обратиться к отроку;

4) был рыбарем;

5) новый ушат

2. Впишите в определение пропущенное слово:

Ляпалиссиада разновидность речевой избыточности,утверждение самоочевидной истины, граничащее с ____________________.Наш командир ещё за 25 минут до своей смерти был жив.

3. Явление, заключающееся в семантическом, но не структурном повторе – это(обведите кружком номер правильного ответа):

1) лексический повтор;

2) тавтология;

3) плеоназм.

4. Впишите в определение пропущенное слово:

Эллипсис – это синтаксическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не _______________с целью придания тексту большей выразительности, динамичности.

5. Устаревшие союзы (обведите кружком номер правильного ответа):

1) имеют стилистическую маркированность;

2) не имеют стилистической маркированности;

3) не используются в речи.

6. Ограничение в образовании синтетических форм степеней сравнения прилагательных имеет (обведите кружком номер правильного ответа):

1) формальную причину;

2) формальный и семантический характер;

3) семантическую природу.

7. В учебном курсе «Стилистика и литературное редактирование» выделяются три составляющих(впишите недостающий элемент):

1. Основы редактирования;

2. Функциональная стилистика;

3. ________________________.

8. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

1) Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей;

2) На Ратушной площади возвышался собор в готическом стиле;

3) Пароход задрожал от резких ударов винта и боком пристал к дебаркадеру.

9. Экспрессивность – это(обведите кружком номер правильного ответа):

1) приведение цитаты с намерением опереться на авторитет другого лица или оспорить его;

2) совокупность признаков языковых единиц, которые выражают эмоциональное или эмоционально-оценочное отношение говорящего к содержанию и/или адресату речи;

3) речевая реализация единой синтаксической структуры (предложения) несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами.

10. Практическая стилистика должна учитывать не только принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю, но и к подстилю, жанру (обведите кружком номер правильного ответа):

1) из-за наличия классификаций разных уровней;

2) вследствие жесткости/ вариативности соблюдения нормы в рамках отдельных подстилей;

Вариант 10

Ситуационное задание (практическая задача) №1. Перепишите текст статьи «Будем строить сами» из газеты «Строительные ведомости», устранив все стилистические ошибки». Помните о соответствии текста требуемому стилю.

Завод вынужден постоянно привлекать сторонние фир­мы для производства строи­тельно-ремонтных работ на территории ЗЖБИ. Привлечение таких фирм обходится предприятию недешево. На завод ложится бремя оплаты не только строительных ма­териалов и труда рабочих, но и многих других расходов подрядчиков. Элементарный расчет свидетельствует о том, что осуществление ремонтно-строительных работ собст­венными силами обойдется предприятию гораздо дешев­ле. Кроме того, очень остро стоит вопрос строительства и приобретения жилья для своих рабочих. Сегодня практически невозможно реализовать железобетон за день­ги. А вот те же строительные материалы, вложенные в строительство жилья, возвра­щаются уже рублями, а не бартером. Выход один: строить самим. Тем более, что для создания собственной строительной базы на заводе есть практически все люди, строительные механизмы, транспорт, стройматериалы, лицензия на строительно-монтажные работы. Строительство дешевого жилья собственными силами, помо­жет решить предприятию вопрос о сокращении текучести кадров, заинтересует мо­лодежь. Первой новострой­кой, возможно, будут доброт­ные двухэтажные трехком­натные дома в районе биат­лон. Наблюдательный Совет ЗЖБИ принял решение соз­дать заводское СМУ для реа­лизации строительной программы.

Ситуационное задание (практическая задача) №2.Назовите в следующих парах глагольных форм стилистически нейтральные, правильные. Если оба варианта допустимы в литературном языке, то укажите их стилистические и смысловые различия. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Стилистика глагола»). Сгруппируйте слова, систематизируйте данные, представив их в виде таблицы.

Ассигновать – ассигновывать, брызгает – брызжет, видал – видел, выйди – выйдь, выгляни – выглянь, вылезть – вылезти, выпив – выпивши, высыпешь – высыплешь, двигает – движет, достигла – достигнула, едь – поезжай, засох – засохнул, изготавливать – изготовлять, каплет – капает, класть – ложить, колыша – колыхая, легализоваться – легализироваться, ляг – ляжь, мурлычет – мурлыкает, напои – напой, нормализовать – нормализировать, обвесить – обвешать, обезлесила – обезлесела, обусловливать – обуславливать, ослабеть – ослабнуть, переубежу – переубедю, плещет – плескает, подытоживать – подытаживать, полоскают – полощут, привык – привыкнул, промок – промокнул, проявить – проявлять, разостлать – расстелить, рыскает – рыщет, сказав – сказавши, слушаешь – слушаешься, сох – сохнул, стлать – стелить, удостоивать – удостаивать, умертвлю – умерщвлю, умея – умеючи, уполномачивать – уполномочивать, хотят – хочут, щиплет – щипает - щипет.

 

Тестовое задание

1. Кто из указанных ученых ввел в научный обиход термин «лингвистический эксперимент» (обведите кружком номер правильного ответа)?

1) К.М.Накорякова;

2) Д.Э.Розенталь;

3) Л.В.Щерба.

2. Фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (обведите кружком номер правильного ответа)

1) не склоняются;

2) склоняются нерегулярно, в зависимости от пола субъекта-носителя фамилии;

3) склоняются.



2016-01-05 2349 Обсуждений (0)
Назовите лексикографа – исследователя диахронных процессов в лингвистике (в т.ч. и стилистике) конца ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Назовите лексикографа – исследователя диахронных процессов в лингвистике (в т.ч. и стилистике) конца ХХ века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)