Равновесие потребителя
Используя аналитический аппарат ординалистской теории потребительского выбора, можно определить равновесие потребителя Совместив линию бюджетного ограничения и карту линий безразличия, можно получить оптимальный набор потребительских благ.
Точка касания кривой безразличия U2с линией бюджетного ограничения соответствует равновесию потребителя. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с кривой безразличия U1 не является оптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, потребитель найдет такую точку, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка (U2) и в которой максимизируется его благосостояние при данном бюджете. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям: · находиться на бюджетной линии; · предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом: P1\P2=MRS=MU1\MU2 Эффект дохода — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В зависимости соотношения и направленности эффекта дохода и эффекта замещения условно можно выделить нормальные (стандартные) товары, низкокачественные товары и товары Гиффена. Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения складывается, а для низкокачественных товаров они вычитаются. При снижении цены на низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то при снижении цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий эффект выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Такие товары получили наименование — товары Гиффена. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Товар Гиффена— это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Результирующее влияние изменения цены товара на спрос на него представлено на схеме Теория потребительского поведения, используя как кардиналистский, так и ординалистский аналитический подход, позволяет прогнозировать спрос на товары:
Заключение Когда экономическая теория была еще молода и ее важнейшие вопросы оставались нерешенными, среди ученых часто шли споры о том, что определяет цену любого блага - затраты на его производство или полезность, которую оно имеет для потребителей. Точное разрешение этот вопрос получил только в конце XIX в., когда появилась неоклассическая экономическая теория, которая была вооружена аналитическим аппаратом функций и графиков. Одним из "отцов" этой теории был Альфред Маршалл (1842-1924), преподававший экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 г. после двадцатилетней работы он выпустил книгу "Принципы экономической науки", которая имела необыкновенный успех и потом несколько десятилетий использовалась в качестве учебника по экономической теории. В этой книге Маршалл проанализировал многие важные вопросы экономической теории с помощью новых методов анализа равновесия - аппарата кривых спроса и предложения. Объясняя механизм рыночного равновесия, он поставил точку в разговоре о том, что важнее в определении рыночной цены - затраты или полезность. Спрос и предложение всегда вместе определяют цену, и рассуждать о преимуществе одного над другим не имеет никакого смысла. Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и тем, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует не подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным, и оправдать такое утверждение можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием вопроса". Список литературы: 1. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. - М.: Логос, 2008. - 368 с. 2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 2006. - 315 с. 3. Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. издания / С.Л. Брю, К.Р. Макконнел.- М.: ИНФРА-М, 2005. – 972 с. 4. Райзберг, Б.А. Курс экономики/ Б.А. Райзберг.- М.: Инфра-М, 2007. - 265 с. 5. Сажина, М.А. Экономическая теория/ М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков - М.: Норма-Инфра-М, 2008. - 210 с. 6. Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция/ Г.Г. Санько. - Минск: ТетраСистем, 2009. - 237 с. 7. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Г.Г.Санько - Минск: ТетраСистем, 2010. - 195 с. 8. Староверова, О.В. Влияние рекламы на реализацию продукции / О.В. Староверов. - Минск: ТетраСистем, 2009. - 309 с. 9. Целикова, Л.С. Конкуренция: методы оценки /Л.С. Целикова - М.: Юрайт, 2008. -262 с. 10. Яшева, Г.Б. Конкурентоспособность предприятий: методика оценок и результаты/ Г.Б.Яшева. -Минск: Фуа информ, 2008. - 420 с. 11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.2010. №12 12. http://www.proxima.com.ua/ 13. http://www.yurpractika.com/ 14. http://ru.wikipedia.org/
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |