Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров
Лекция 15. Организация обучения кадров Виды обучения кадров
Существуют три вида обучения. 1. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. 2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. 3. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Необходимость проведения подготовки или повышения квалификации персонала внутри организации могут обусловливать следующие причины: - нехватка квалифицированных кадров на национальном уровне; - увеличение стоимости рабочей силы; - давление конкурентов, создающее условия для более эффективного использования труда собственных работников; - технологические изменения, связанные с научно-техническим прогрессом; - подготовка к более высокой должности; - развитие потенциала работников; - рост объемов производства, торговли, предоставляемых услуг; - рост социальной ответственности организации за ее работников, т.е. создание организацией условий для развития работников. Цели повышения квалификации, подготовки и переподготовки: - удержание работника в организации, сохранение его для организации; - продвижение по служебной лестнице (создание резерва на управленческие должности); - повышение производительности и качества труда, а также качества продукции; - предотвращение профессиональной деградации специалистов; - нахождение сотрудниками тех видов работ, которые соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности. Характеристика видов обучения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Характеристика видов обучения Методы обучения персонала
Обучение персонала может осуществляться на рабочем месте и вне его (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Каждый из названных типов обучения предполагает различные способы организации обучения. В первом случае можно выделить следующие: - смену работы, смену рабочего места (ротация); - чередование действий и операций; - командировку в другие организации (дочерние фирмы, филиалы); - специальный подбор заданий для обучения; - наставничество, т.е. повышение мастерства у более квалифицированного работника; - систему быстрого реагирования после наставничества («натаскивание» сотрудника на выполнение определенных действий и операций); - использование рабочих инструкций (вариант самостоятельной подготовки и переподготовки); - стенды, тренажеры, которые имитируют какую-либо операцию или ситуацию. Организация обучения с отрывом от производства предусматривает обучение сотрудника на различных курсах повышения квалификации, которые могут проводиться в специализированных центрах или вузах. При этом одним из распространенных методов обучения является чтение лекций, на которых излагаются теоретические и методические основы, а также результаты передового опыта. Одним из активных способов обучения считается работа на конференциях и семинарах, участие в обсуждениях, «круглых столах», что способствует развитию мышления и пополнению знаний. Другой активной формой обучения являются деловые игры, участие в которых развивает навыки самостоятельного принятия решений и коллегиальной работы. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики, предполагает моделирование организационной проблемы, которую решают участники (слушатели) группы. В процессе выработки решения участники активно используют как теоретические знания, так и практические навыки. Моделирование как способ обучения и решения производственно-экономических проблем развивает аналитические способности, умение выявлять и учитывать различные факторы (позитивные и негативные, внутренние и внешние и др.), влияющие на результат. Следует отметить, что в европейской практике управления основной упор делается на подготовку по индивидуальным программам, так как только в этом случае можно получить максимальный эффект. Безусловно, такой подход предполагает тщательный отбор претендентов на обучение.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |