стадия. Борьба и разочарование
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
В эмоциональном развитии временного коллектива существует чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект». Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.
В течение смены в жизнедеятельности лагеря имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем — спад - подъем).
Каждая фаза имеет свои содержательные особенности: I фаза (1-6 дни) II фаза (7-16 дни) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний. III фаза (17-21 дни) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний, Границы каждой фазы отмечены снижением тональности эмоциональных состояний. Переход от одной фазы к другой происходит через эмоциональный спад. В течение смены наблюдается 2 спада: · 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены, · 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни. В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни).
Учет закономерностей эмоционального развития даетвозможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы различные дела в зависимости от их «эмоциогенности», то есть ожидаемой способности вызывать эмоциональные состояния определенной тональности и силы, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод. При составление планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня. Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу: · дела познавательной направленности, · прогулки на природу, · реализацию образовательных программ, · деятельность по самообслуживанию. На вторую половинудня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить: · спортивные дела, · развлекательные массовые программы, · организовывать деятельность по интересам, · различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела. Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде.
СХЕМА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА. Стадии развития детского коллектива: Стадия. Ориентация— это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии. Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей. Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще: · Готовность к работе и радужные ожидания · Изучение ситуации и действующих лиц · Зависимость от авторитетов и иерархии · Потребность найти свое место · Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей. Задачи оргпериода: · Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой · Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине · Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров · Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
стадия. Борьба и разочарование. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. В это время каждому члену группы присуще: · Чувство несоответствия надежд и реальности; · Недовольство авторитетами; · Недовольство целями, задачами, методами и планами действия; · Чувство некомпетентности; · Споры за власть и внимание; · Отсутствие доминирующей потребности Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе. Задачи периода: · Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства; · Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; · Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе; · Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех; · Способствовать успеху этой деятельности; · Склонить в свою сторону лидеров групп. Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. Игры этого периода. Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач. Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить. Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати. И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие: · Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать. · «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать. · Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого. · Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять. · Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай. · Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!! Примеры: Птица, Дерево, Сидячий круг, Массаж, Я–змея, Спагетти–кетчуп–кока-кола, Письмо Маленькие советы: · Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях; · найти подходящий момент для решающего разговора; · возможность высказывания своего мнения; · анализировать и прогнозировать то, что может произойти; · организовать дело, которое может их объединить; · четко знать то, что осудят все. 3 стадия. Доверие.Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще: · Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности; · Разрешение противоречий; · Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки; · Содействие самоопределению группы, как самой лучшей. · Разделение обязанностей и ответственности; · Этап разрешения означает, что каждый в группе: · — понимает, о чем речь; · — имеет право голоса; · — поддерживает решение; · — желает работать. Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными: · дежурный командир; · дежурный по столовой; · «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё); · человек-будильник; · почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой); · глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу); · летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день); · летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма); · и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности. Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется: Тайный друг
4 стадия. Самостоятельность (период делового сотрудничества).Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые. Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов. В это время каждому члену группы присуще: · Радость от участия в работе группы; · Совместная взаимосвязанная работа; · Деловые отношения, связанные с общей деятельностью; · Высококачественная работа; · Передача роли лидера; · Чувство силы команды; · Межколлективные отношения; · Настрой на успех; · Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело. Задачи периода работы: · Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности; · Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы; · Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности; · Гуманизация деловых отношений; · Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке; · Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным; · Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности; · Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности. На этом этапе воспитатель либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий. Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия: · «колесо» · «цепь» · «игрек» · «круг» · «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций) Маленькие советы: · не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов; · обеспечь взаимодействие с другими группами; · заведись сам, заведи отряд; · одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот; · интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне; · смотри иногда на свою группу «со стороны»; · не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.
Стадия. Расставание.Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще: · Грусть и признательность; · Резкий подъем или спад настроения; · Гордость за достижения; · Чувство близости к членам группы; · Идейное единство отношений; · Уверенность, внутренняя раскомплексованность; · Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть. Задачи периода завершения: · Обеспечить анализ деятельности, самоанализ; · Побудить к дальнейшему саморазвитию; · Содействовать применению полученных навыков; · Содействовать качественному росту коллектива; · Содействовать перспективности внутригрупповых отношений. На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья». ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры): Листы на спине, Открытки с благодарностями, Паутинка (расскажи мне обо мне), Групповая поэма. Маленькие советы: · как можно больше лирики и романтики; · эмоциональный подъем; · используй свечу, она вызывает на откровенность; · сделай небольшие подарочки всем на память; · пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее); · пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни; · намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |