Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА



2016-01-05 580 Обсуждений (0)
ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Количество часов 4

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСВЕННОГО БЮДЖЕТА

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА


1 СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институ­том, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое вре­мя государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, ког­да государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плано­вое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период» (Пушкарев В.М. «История экономической мысли»).

В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда палата об­щин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) от­крывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим за­конопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца VII века бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

В современном мире основу системы государственного регулирования социально-эко­номических процессов составляют отношения по поводу пере­распределения доходов. При этом объективно существующая не­обходимость удовлетворения растущих потребностей в обществен­ных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регули­рования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспре­делительная нагрузка в обществе ложится на бюджет. Наличие бюд­жетной сферы стоимостного перераспределения обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы.

С помощью бюджета создаются условия для реали­зации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполне­ния иных государственных функций. Соответственно, и нормаль­ное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без нали­чия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связа­на с тем, что данный термин используется для обозначения различ­ных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существова­нием основного централизованного денежного фонда страны. Другое связано с формой практическо­го использования бюджетных отношений, с законодательным офор­млением соответствующего финансового документа, а потому от­носится к надстроечным отношениям.

Бюджетные отношения возникают между государством и други­ми субъектами воспроизводства (юридическими и физическими ли­цами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения подавляющей части государ­ственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических. Поэтому качественная определенность бюд­жетных отношений характеризуется сферой стоимост­ного перераспределения, выполняющей специфическое обществен­ное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность вы­ражает бюджетный фонд. Он выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как фор­ма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отноше­ний государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизо­ванного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда, а также экономическое содержание бюджетных отношений.

Бюджет как экономическая категория выражает систему денежных отношений между государством и другими субъекта­ми воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости об­щественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход обществен­ного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различаютэкспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налого­обложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расхо­дов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и норма­лизовать хозяйственную конъюнктуру.

Внешняя форма существования бюджетных отношений находит свое проявление в обособлении у органов власти и местного самоуп­равления части стоимости созданного общественного продукта. При этом системати­ческое использование государством различных форм и методов дви­жения средств бюджетного фонда, потребность в конкретизации его объемов и структуры порождают объективную необходимость нали­чия в обществе соответствующего финансового документа, в кото­ром отражаются перераспределяемые через бюджет денежные ресур­сы.

Бюджет — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Разграничение функций между законодательной и исполни­тельной властью придало бюджету характер политического документа. Это план управления на будущий период, программа управления, пред­ложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок составления государственной росписи, или «сме­ты доходов и расходов», ведет свое начало с 1863 г. Роспись относится к бюджету как часть к общему. Роспись есть только приложение бюд­жетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а рос­пись представляет собою финансовый план на данный период.

Бюджет — план, но не основной финансовый план государства, ка­ковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства — сводный финансовый баланс, который отражает всю со­вокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также на­правления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отраже­ние в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.

Как специфический финансовый план бюджет пред­ставляет собой юридически оформленный документ, в котором в коли­чественном выражении отражается процесс получения и распределе­ния государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Бюджет как организационное воплощение государственных финансов обладает определенными признаками.

Приведенная выше характеристика государственного бюджета как плана сбора и расходования государственных средств носит общий характер, естественно, она нуждается в конкретизации, которая покажет специфические особенности или признаки бюджета, как баланса государственных финансовых ресурсов. Основные признаки бюджета таковы:

1. Бюджет и время. Бюджет всегда увязан с определенным, совершенно точно указанным отрезком времени (будущим, настоящим, прошедшим). Естественный срок действия бюджета — год, но и он составляется и на более длительный срок (три года, к примеру 2008-2010гг.), так как составление бюджета требует больших затрат, а продление срока его действия снижает эти затраты. Особое значение имеет бюджет на будущее время, поэтому бюджет и можно назвать планом, он характеризует будущие доходы и расходы государства и намеченные изменения в жизни страны и общества. Поскольку именно плановый бюджет характеризует выбранные и утвержденные направления развития всего общества, он-то и является главным. Но, конечно, принятый бюджет должен исполняться, и в ходе своего исполнения он называется текущим, действующим бюджетом в рамках того года, на который он утвержден. Разумеется, после окончания планового года формируется отчетный бюджет, который показывает, как реально сложились доходы и расходы государства в истекшем году. Данные от­четного бюджета представляют ценную информацию для всей системы управления обществом и государством и, естественно, используются для составления следующих бюджетов. Временная характеристика бюджета нужна прежде всего для точного указания срока действия данного бюджета, во-первых, и для определения конкретного года функционирова­ния бюджета, в пределах которого все статьи бюджета имеют точные количественные характеристики, специфичные именно для данного года. Bо-вторых, бюджет никак нельзя рассматривать как простую «функцию времени». Годичный бюджет имеет поквартальную и помесячную «разбивку». Это распределение ресурсов (и доходов, и расходов) внутри годичного срока является одной из важных проблем бюджетного планирования, оно часто становится предметом конфликтов между плательщиками, получателями бюджетных средств и составителями бюджета.

2. Важной чертой бюджета является его принудительный характер, обязательность выполнения и по доходам, и по расходам. Это свойство бюджета связано с особенностями государства как управляющей системы в обществе.

3. Бюджет составляется и реализуется исключительно в денежной форме.

4. Соотношение доходов и расходов бюджета по их экономической роли. Бюджет состоит из доходов и расходов и эти разные стороны бюджета отражают разные отношения, складывающиеся между государством и обществом. Наиболее «активной» частью бюджета являются расходы, именно осуществляя их, государство направляет и регулирует развитие общества. Хотя в конечном итоге именно расходы бюджета являются главным средством воздействия государства на общество и в этом смысле они составляют как бы исходную базу для формирования бюджета, конкретная обстановка в экономике и финансах может выдвинуть на первый план объем доходов, как главный огранитель возможных расходов. Соотношение доходов и расходов бюджета – крупная экономическая и социальная проблема. Таким образом, в перспективных разработках именно расходы бюджета являются исходным началом для формирования бюджета, но в текущих ситуациях именно доходы становятся главным ограничителем объема бюджета.

5.Бюджет непосредственно воплощает единство фонда государственных
финансовых ресурсов, бюджет должен быть единственным средством сбора и использования государственных денег. Все деньги
должны поступать в один «карман». В теории финансов этот принцип
называется «единством фонда». Его нарушение означает, что отсутствует объективная оценка важности общественных потребностей, на
которые расходуются государственные средства. Следует добавить и то, что нарушение единства фонда — прямой путь к злоупотреблениям и воровству казенных денег.

6. Бюджет создается государством и обслуживает его интересы. Но
государство само по себе представляет сложную управляющую структуру и это не может не сказываться на бюджете. Россия является федеративным государством, и структура бюджета воспроизводит структуру государства. Поэтому в реальности в России существует не просто бюджет, а бюджетная система, состоящая из трех уровней: федеральный, бюджет субъекта Федерации (региональный) и местный, или муниципальный, бюджет. Между разыми уровнями бюджетной системы существует активное перемещение финансовых ресурсов.

7. Очень важным признаком бюджета современного государства является то, что он является законом. Законодательное оформление бюджета не просто подчеркивает его роль и значение, но является необходимым условием его составления и исполнения. Именно закон гарантирует поступление соответствующих доходов в бюджет и предоставление бюджетных средств тем, кому они были предназначены. Оформление бюджета как закона предполагает участие в его рассмот­рении и утверждении высших органов законодательной и исполнительной власти. Тем самым обеспечивается согласованность действий всех уровней и структур государственного аппарата в таком сложном деле, как составление и исполнение бюджета. Все важнейшие стадии и процедуры составления, утверждения и исполнения бюджета регламентированы законами, менее важные проблемы регулируются ведомственными инструкциями. Таким образом, название «государственный бюджет» отражает не только значение и роль этого финансового баланса, но и организационные принципы его создания и реализации.

8. Тесная связь бюджета с деятельностью государственного аппарата находит свое выражение и в том, что существует специальная система государственных органов – учреждений, занятых исключительно государственным бюджетом. Во главе этой системы в России стоит Министерство финансов и подведомственные ему государственные службы федерального казначейства, налогов, финансового контроля и др. Аналогичные подразделения имеются и на уровне субъектов Федерации и местных органов власти. Эта система взаимосвязанных государственных учреждений и формирует организационную структуру государственного бюджета и государственных финансов, обеспечивает слаженное выполнение бюджета на всех уровнях государственной власти, вносит решающий вклад в разработку и выполнение государственного бюджета.

9. Реальные финансовые отношения всегда конкретны, т.е. в них участвуют определенные юридические и физические лица. Это обстоятельство порождает такое свойство бюджета государства, как адресность, или субъективность, в смысле зависимости всех доходов и расходов бюджета от действий конкретных субъектов общественной и экономической жизни. Число этих субъектов исчисляется миллионами, и контакты между ними и собственно государственным бюджетом осуществляются через систему посредников, проще говоря, через систему государственных финансовых и других органов, имеющую иерархический порядок, т.е. высшие, средние и низшие уровни управления.

10. Документооборот. Государственный бюджет и части расходов и в части доходов составляется с учетом предложений основных «бюджетополучателей» и главных «поставщиков» доходов, т.е. ведомств и других государственных учреждений. Эти предложения и по доходам и по расходам государственных средств в будущем периоде должны представляться в Министерство финансов в определенные сроки и определенной форме. Бюджетная работа предполагает единство документов для всех организаций и учреждений, связанных с формированием как доходов, так и расходов бюджета, и установление конкретно сроков их представления, без этого не может быть обеспечена нормальная работа бюджетной системы.

 

2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

 

Выделяют следующие функции бюджета:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; 3) Повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.

Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

 

 

3 ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

Доходы — это поступающие в соответствующий бюджет денеж­ные средства, за исключением тех, что являются источниками финан­сирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета это система денеж­ных средств, поступающих государству (в бюджетный фонд страны, территории) в результате распределения ВВП между государством, организациями и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных пото­ков государства (муниципальных образований), являются различные виды налоговых, неналоговых платежей организаций и населения в го­сударственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

При этом бюджетные доходы, с одной стороны, являются резуль­татом распределения стоимости ВВП между различными участника­ми общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства вновь созданной стоимости. Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных фондов, предназначенных для финан­сирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов го­сударственной власти и местного самоуправления о бюджетах па со­ответствующий финансовый год и плановый период, а также на осно­ве налогового, таможенного и иного законодательства.

Экономический аспект налогообложения пред­полагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет общегосударственных интересов, направленных на стимулирование инновационных технологий, инвестици­онной активности, ресурсосбережения, увеличение объемов и эффек­тивности производства.

Цель государственного регулирования доходов бюджетов со­стоит в таком распределении налоговых поступлений между звенья­ми БС РФ, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспре­деления между ними финансовых средств в форме трансфертов.

В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет следующих поступлений:

■ налоговых и неналоговых доходов;

■ безвозмездных перечислений;

■ доходов целевых бюджетных фондов;

■ доходов от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

Представим развернутую характеристику видов доходов бюджета. К налоговым доходам относятся:

■ предусмотренные налоговым законодательством Российской
Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

■ пени и штрафы.

Состав налоговых доходов.

1. Налоги на прибыль:

■ налог на прибыль организаций;

■ налог на доходы физических лиц;

■ единый социальный налог.

2.Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и регистрационные сборы.

3.Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

4.Налоги на имущество:

■ налог на имущество физических лиц;

■ налог на имущество предприятий;

■ налог па операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование природными ресурсами:

■ платежи за пользование недрами;

■ платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации;

■ налог на добычу полезных ископаемых;

■ платежи за пользование лесным фондом;

■ плата за пользование водными объектами;

■ земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Роль налогов в современной экономической системе велика. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сборов:

1)федеральные налоги и сборы;

2)налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

3)местные налоги и сборы (НК РФ).

Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы — большая часть налоговых поступлений перераспределяется но уровням бюджетной системы (регулирующие налоги).

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государ­ственных налоговых органов. В то же время безвозмездность налого­вых платежей относительна, поскольку полученные с их помощью доходы используются государством для осуществления расходов, т.е. предоставления налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недо­статочной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги свя­заны с государственным принуждением, т.е. применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как «налог» и «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями опре­деленных юридических действий (ст. 8 НК РФ). Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов. Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными, отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми категориями и поступают в централизованный бюджетный фонд.

В развитых странах от 30 до 50% ВВП перераспределяется в форме налоговых отчислений, что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования экономики (таблица 1).



2016-01-05 580 Обсуждений (0)
ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)