Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доля налогов в ВВП стран в 2012 г



2016-01-05 426 Обсуждений (0)
Доля налогов в ВВП стран в 2012 г 0.00 из 5.00 0 оценок




Страна %
Зимбабве 49,3
Дания 49,0
Бельгия 46,8
Швеция 45,8
Куба 44,8
Франция 44,6
Финляндия 43,6
Норвегия 43,6
Австрия 43,4
Лесото 42,9
Италия 42,6
Германия 40,6
Исландия 40,4
Нидерланды 39,8
Великобритания 39,0
Испания 37,3
Португалия 37,0
Россия 36,9

 

 

Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды неналоговых доходов определяют­ся БК РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам относятся:

■ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

■ доходы от продажи материальных и нематериальных активов
государственного и муниципального имущества;

■ доходы от платных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами, бюджетными организациями и ком­пенсации затрат государства;

■ доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полу­ченных от бюджетов других уровней бюджетной системы;

■ административные платежи и сборы;

■ другие виды неналоговых доходов.

К безвозмездным поступлениям относятся:

■ безвозмездные поступления из других бюджетов БС РФ;

■ безвозмездные поступления от нерезидентов;

■ безвозмездные поступления от государственных (муниципаль­ных) организаций;

■ безвозмездные поступления от негосударственных организа­ций;

■ безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

■ прочие безвозмездные поступления.

В доходах бюджетов учитываются:

■ безвозмездные перечисления от физических и юридических
лиц, международных организаций и правительств иностранных госу­дарств;

■ операции но взаимным расчетам между бюджетами разного
уровня, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюд­жете, и не учтенные этим законом.

 

 

4 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

Формирование расходов всех уровней бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обуслов­ленными распределением расходных полномочий между бюджетами разного уровня (ст. 65 БК РФ).

Бюджетные расходы можно определить как «денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления» (БК РФ ст. 6).

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов и оп­ределяется объемом ВВП страны, а также величиной доходов государ­ства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет, предпоч­тениями общества в пользу перераспределительных программ и ря­дом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их ис­пользования. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов.

1. Экономическое развитие страны — основной фактор, опреде­ляющий величину расходов бюджета, поскольку они зависят от вели­чины ВВП и объема собранных доходов, которые также производны от ВВП. В условиях экономического подъема доходы бюджета растут, и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. В то же время в период экономического спада при сокращении дохо­дов существует необходимость сокращения расходов, но это является чрезвычайно непопулярной мерой, так как стимулы к росту бюджет­ных расходов более сильны и понятны обществу. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются доста­точно быстро, их легче прогнозировать (их положительный эффект за­ключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, и общество позитивно воспринимает их рост). Напро­тив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очеви­ден и проявляется в более длительной перспективе.

2. Человеческий капитал как фактор роста расходов бюджета. Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вло­жения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоох­ранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюд­жетах развитых стран.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели: численность населения и отдельных его категорий (граждане с различным уровнем доходов; дети дошкольного и школьного возрастов, студенты учебных заведений; больные по различным группам заболеваний и т.д.). Вели­чина расходов определяется двумя факторами: контингентом получа­телей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если демографическая ситуация благоприятна, то число получателей увеличивается, а следовательно, объем расходов также должен возра­стать.

3. Обеспечение инновационного пути развития экономики как фактор роста расходов. Развитие техники и технологий ведет к появ­лению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит, требует новых сфер государственного регулирования, особенно это касается инновационных сфер развития. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммер­ческого эффекта, но являются фактором национального престижа стра­ны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства, нанотехнологиях.

4. Институциональные и политические факторы, влияющие на величину расходов бюджета. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международны­ми организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности оперативного изме­нения расходов государства. Данный фактор тормозит и увеличение, и сокращение расходов бюджета.

Не только бюрократический аппарат, но и находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государствен­ных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвы­борных кампаний, когда действующее руководство может использо­вать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные катаклизмы, роль государ­ства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличива­ются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом под­даются сокращению.

Сегодня при возрастающих объемах государственного присутствия в экономике и переходе на модель бюджетирования, ориентиро­ванного на результат, принципиальное значение приобретает финансовый анализ расходов бюджета.

Для анализа расходов используются такие показатели, как объем расходов, темпы роста, относительная динамика по отношению к ВВП (пластичность расходов), изменение структуры расходов и система финансовых показателей, специализированная по видам расходов. Практически важными показателями общественных расходов являются их значения, рассчитанные на душу населения. Удельные уровни отдельных бюджетных услуг — расходы на образование на одного уча­щегося, затраты на здравоохранение, культуру и другие социальные
услуги в расчете на одного жителя — могут использоваться для определения минимальных стандартов бюджетной обеспеченности и подушевых нормативов их финансирования.

 

5 ФОРМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

В теории выделяют три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотноше­ние, т. е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюд­жетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от об­щего объема расходов.

Что касается бюджетного дефицита, то не обязательно это финансовое явление относится к разряду чрезвычайных и исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТА

Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необ­ходимостью осуществления крупных государственных вло­жений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государ­ственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во-вторых, дефициты возникают в результате чрез­вычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бед­ствий и т. п.), когда обычных резервов становится недоста­точно и приходится прибегать к источникам особого рода.

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффектив­ность финансово-кредитных связей, неспособность прави­тельства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и дей­ственных экономических мер, но соответствующих поли­тических решений.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодейст­вующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его грани­цы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Раз­мер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание го­сударственного долга РФ.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Поступления из источников финансирова­ния дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финан­сирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и по­гашение долга субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- средства от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

- разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами;

- разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются средства, поступившие от размещения государственных займов, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной соб­ственности субъекта Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной соб­ственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Представляется также целесообразным использовать в России по­лучивший международное признание опыт Германии в обеспечении инвестиционной ориентации бюджетной системы за счет соблюдения так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати, оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на инвестиционные цели (создание будущей доходной базы бюджетов), что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государ­ственных заимствований для будущих поколений.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду признаков. Обобще­ние причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефи­циты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятель­ства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды.

Кризисный и антикризисный дефициты бюдже­та обусловливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное саль­до региональных и местных бюджетов, возникающее в результате не­соответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьше­ния их доходов или увеличения расходов вследствие решений, прини­маемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использова­ния различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воз­действия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% — к национальному доходу, 8-10% — к расходной части бюджета. Одна­ко в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюд­жета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработи­цы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюд­жета принимает активную форму.

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уров­нем безработицы различают структурный и циклический дефициты.

Под cтpуктурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов го­сударства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безра­ботицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом ре­альный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая иде­альная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработи­це, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила на­звание циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокра­щение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что рав­носильно экономическому росту.

По характеру возникновения можно выделить случайный (кассо­вый) и действительный дефициты.

Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разры­вов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефици­там подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного нало­га, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сбо­ров). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возни­кает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) произ­водства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно заклады­вается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе ис­полнения бюджета.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефици­ты бюджета.

Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т. д. ) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засу­ха, рост цен и т. п. ) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономичес­ких программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной класси­фикации дополнительного блока, отражающего источники его финан­сирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефи­цитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т. е. ста­ли планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер пла­нируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финан­сово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и временный.

Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и яв­ляется наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его су­ществования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвы­чайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на деся­тилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продол­жительность которого может быть равна нескольким месяцам, не яв­ляется столь опасным и трудным для преодоления, так как в его ос­нове лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономи­ке, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр. ) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на миро­вых товарных и фондовых рынках и др. ) причин. Задача органов вла­сти заключается в недопущении трансформации временного дефици­та в хронический путем принятия оперативных решений по своевре­менной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюд­жетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это от­носится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко времен­ному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых нало­гов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государствен­ных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации эконо­мики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного де­фицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется не-переложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, кото­рые бы не обременяли жизнь будущих поколений.

По международной методологии выплата процентов по обслужива­нию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета.

На основе вышесказанного можно выделить первичный и вторич­ный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчиты­ваемый как разница между его доходами и расходами без учета процент­ных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом — вторич­ным.



2016-01-05 426 Обсуждений (0)
Доля налогов в ВВП стран в 2012 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доля налогов в ВВП стран в 2012 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)