Формы и типы речевой коммуникации
Кафедра немецкой филологии РЕФЕРАТ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ТЕКСТА В РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Работу выполнила Чухрай Полина Направление 45.03.01. Филология
Краснодар 2015
СОДЕРЖАНИЕ Введение стр.3 1. речевая коммуникация стр.4 1.1 коммуникация 1.2 Формы и типы речевой коммуникации стр. 5 1.3 Модель речевой коммуникации стр. 6-7 2.Речевая деятельность стр.7 Виды речевой деятельности стр.8 Функции языка и речи стр.8-10
4. Функции текста по Лотману стр. 10-14 Заключение стр. 15-16 Библиографический список стр. 17
ВВЕДЕНИЕ В современном мире люди используют язык в качестве средства общения, передачи информации. Язык представлен в устной и письменной форме. С помощью этих двух форм происходит обучение человека, восприятие, анализ и обработка информации. В наше время трудно представить человека, который не общается с другими людьми. Однако общение предполагает больше передачу информации, нежели эмоциональных состояний. Информация передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму. Грамотная устная и письменная речь – залог успеха в любой сфере деятельности. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Однако, не стоит забыть про важность текстовой информации. Ведь именно читая чужие научные труды, произведения известных литераторов, мы мало того, что получаем информацию, так ещё и обогащаем свою речь. Информация в текстовом виде играет значительную роль в жизни каждого из нас. Но текст – это сложная структура, имеющая ряд особенностей в речевой коммуникации. Речевая коммуникация Коммуникация Академик Д. С. Лихачев советовал: "Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума" Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее схожим с ним по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания). Другое значение слова «коммуникация» – пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. В моей работе слово «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков, текстов и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации. Формы и типы речевой коммуникации Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие: 1) условия общения: • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.); • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации); 2) количество участников: • монолог (речь одного человека); • диалог (речь двух людей); • полилог (речь нескольких человек); 3) цель общения: • информирование; • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.); • развлечение; 4) характер ситуации: • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.); • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу. Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2998)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |