Лекция 1. ТЕМА: Введение. Судовая энергетическая установка
Классификация СЭУ. Назначение и требования к СЭУ.
Введение. Современное развитие транспортного флота характеризуется созданием высокопроизводительных грузовых, буксирных и пассажирских судов; повышением их мощности и скорости хода; оборудованием высокоэффективными и экономичными механизмами, устройствами, системами, средствами автоматизации и механизации; стандартизацией и унификацией отдельных механизмов и судовых энергетических установок в целом. С ростом грузоподъёмности и скорости хода судов увеличивается их энергооснащённость и мощность главных двигателей. В связи с этим судовые энергетические установки, затраты на которые составляют около 35% общей строительной стоимости судов, оказывают большое влияние на технико-эксплуатационные и экономические показатели флота. Большое значение в повышении эффективности работы морского транспорта имеет техническая эксплуатация флота; на неё приходится около 50% расходов, отнесённых на себестоимость перевозок грузов. Классификация СЭУ. Судовая энергетическая установка представляет собой комплекс технических средств (тепловых двигателей, агрегатов, механизмов и систем), предназначенных для автономного обеспечения судна всеми видами энергии, необходимыми для его использования по назначению. Судовые энергетические установки классифицируются как по роду используемого топлива (с органическим и ядерным топливом), так и по типу двигателя - двигатели внутреннего сгорания (ДВС), паротурбинные установки (ПТУ) и газотурбинные (ГТУ), а также комбинированные, состоящие из двигателей различных типов. Состав СЭУ. В состав СЭУ входят главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка включает в себя главный двигатель, главную судовую передачу, валопровод и движитель. Эти элементы главной СЭУ составляют судовой машинно-движительный комплекс (МДК), энергия которого используется для движения судна, а на траулерах и для привода в действие валогенераторов. Для работы главной СЭУ необходимы: - непрерывная подача топлива и воздуха к главным двигателям; - подача смазки к узлам трения двигателя, главной передачи и судового валопровода; - постоянный отвод теплоты от деталей, работающих в зоне высоких температур, масла, воспринимающего теплоту трения, охлаждающих жидкостей, непосредственно соприкасающихся с горячими деталями двигателя и выпускными газами; — специальные средства для запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и отвода от них продуктов сгорания топлива. Эти функции выполняют системы энергетической установки: топливная, масляная, охлаждения, сжатого воздуха и газовоздушная. Каждая из систем включает вспомогательные механизмы, обеспечивающие циркуляцию (перемещение) рабочих тел, емкости для их хранения, теплообменные аппараты, трубопроводы, арматуру, средства контроля и управления. Для привода в действие вспомогательных механизмов нужна электрическая энергия, а для подогрева топлива - пар низких параметров. Источниками энергии для этих целей служат судовые электрические станции (СЭС) и вспомогательные котельные установки (ВКУ). Агрегаты СЭС и ВКУ со своими системами составляют вспомогательные энергетические установки. Системы, обеспечивающие работу дизель-генераторов (ДГ), подобны системам главной СЭУ. Работу ВКУ обеспечивают топливная, конденсатно-питательная и газовоздушная системы. Вспомогательные энергетические установки лишь формально считают вспомогательными. Они играют важную роль в обеспечении безопасности мореплавания, живучести судна и его функционировании по своему назначению. Вспомогательные энергетические установки снабжают все потребители электроэнергией и паром низких параметров на судне, в том числе механизмы и оборудование систем главной энергетической установки. Судовую энергетическую установку, как и само судно, собирают на верфи. Тепловые двигатели, паровые котлы, насосы, теплообменники, средства управления и автоматики и множество других комплектующих изделий, даже находясь на складах судоверфи, еще не представляет собой судовой энергетической установки. Только смонтированное в энергетическом отсеке судна и надлежащим образом соединенное между собой трубопроводами и электрическими кабелями оно обретает технические свойства судовой энергетической установки. Судовая энергетическая установка состоит из комплекса оборудования (тепловых двигателей, механизмов, аппаратов, магистралей, систем), предназначенного для преобразования энергии топлива в механическую, электрическую и тепловую энергию и транспортировки её к потребителям. Указанные виды энергии обеспечивают: движение судна с заданной скоростью; безопасность и надёжность плавания; работу механизмов машинного помещения, палубных механизмов и устройств; электрическое освещение; действие средств судовождения, управления механизмами, сигнализации и автоматики; общесудовые и бытовые нужды экипажа; выполнение различных производственных операций на транспортных судах, судах технического флота и специального назначения. Требования к СЭУ.Судовая энергетическая установка должна удовлетворять следующим основным технико-экономическим и эксплуатационным требованиям: – быть экономичной, т. е. строительная стоимость и эксплуатационные затраты на неё должны быть оптимальными; – ГСЭУ должна обеспечивать заданную скорость хода судна, обладать достаточными маневренными качествами на всех режимах его движения и иметь высокий моторесурс; – снабжать потребителей различными видами энергии и холодом при высокой экономичности процессов превращения тепловой энергии в механическую и электрическую; – процессы управления и регулирования должны быть автоматизированы; – быть надёжной, т.е. иметь оптимальную вероятность безотказной работы, требовать минимальное время на устранение неисправностей и сохранять работоспособность в аварийных ситуациях; – при работе не оказывать вредного воздействия на обслуживающий персонал, пассажиров и не загрязнять окружающую среду; – иметь малые габариты и массу. В качестве главных и вспомогательных двигателей в ДЭУ применяются поршневые ДВС – дизели, работающие по открытому циклу. Дизельные энергетические установки получили широкое распространение на судах различного назначения вследствие ряда положительных особенностей: – возможности создания большого диапазона агрегатных мощностей на базе стандартных типоразмеров цилиндров; – доступности использования различных типов передач; – сравнительно высокой экономичности; – относительной простоты автоматизации управления. На транспортных судах новой постройки в качестве главных и вспомогательных двигателей устанавливают исключительно дизели. На флоте в большинстве случаев в качестве главных применяют четырёхтактные дизели с наддувом, реверсивные среднеоборотные и нереверсивные повышенной оборотности. В качестве вспомогательных обычно устанавливаются четырёхтактные дизели без наддува повышенной оборотности. Широкому распространению дизелей в СЭУ способствует непрерывное улучшение их технико-экономических показателей путём совершенствования наддува и рабочего процесса, применения тяжёлых сортов топлива, использования двухконтурной системы охлаждения, повышения надёжности и моторесурса, автоматизации процессов управления, контроля и диагностирования. Дальнейшее повышение экономичности судовых дизелей в основном должно происходить за счёт утилизации теплоты выпускных газов и охлаждающей дизель воды. Теплота, получаемая в утилизационном котле, работающем на выпускных газах, и охлаждающей дизель воды может быть использована в системе теплоснабжения судна или для получения искусственного холода. На теплоходах с большими агрегатными мощностями, работающих длительное время на постоянном режиме и потребляющих большое количество электроэнергии, пар, получаемый в утилизационных котлах, можно использовать в паровой турбине турбоэлектрогенератора. Повышение экономичности ДЭУ тесно связано с увеличением уровня их надёжности и ресурса. Поэтому на перспективу предусматривается увеличение ресурса дизелей, приближение сроков службы дизеля к срокам службы судна, резкое увеличение сроков службы до первой переборки, сроков необслуживаемой работы, что позволит значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт. Эффективное использование ДЭУ, надёжная их эксплуатация и высокая производительность труда обслуживающего персонала обеспечиваются комплексной автоматизацией установки.
Вопросы для самопроверки Состав судовой энергетической установки. Виды энергии, обеспечивающие движение судна. Технико-экономические показатели судовой энергетической установки.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |