Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика дизайна как эстетической деятельности



2016-01-05 8722 Обсуждений (0)
Специфика дизайна как эстетической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

  Введение…………………………………………………………………
  Глава 1.Дизайн как социально-эстетический феномен культуры проектирования…………………………………………………………  
1.1 Специфика дизайна как эстетической деятельности…………………
1.2 Социально-эстетические явления в дизайне………………………….
  Глава 2. Проблемы развития проектной культуры дизайна…………
2.1 Проектная культура в дизайне…………………………………………
2.2 Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности…………………………………………..    
2.3 Собственное исследование по данной теме ………………………….
  Заключение…………………………………………………………….
  Библиографический список…………………………………………..
  Приложения……………………………………………………………

Введение

В культуре XX века возникли феномены, выразившие особенности ее развития, и тем самым - ее неповторимость. Именно таким явлением стал дизайн. Возникнув из прагматических потребностей развития рынка товаров массового спроса, дизайн достаточно быстро становится общекультурным фактором, меняющим не только мир вещей, но и сам способ социокультурного существования человека.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что, порожденный массовым обществом, развивающейся постиндустриальной цивилизацией, дизайн становится феноменом, в котором сочетаются массовое потребление и эстетическая выразительность вещи и среды обитания человека, развивающийся в новых обстоятельствах рынок и культура. Дизайн выступает своего рода массовой культурой предметного мира. Но, отделившись по качествам серийности и функциональности от декоративно-прикладного искусства и художественной деятельности, дизайн сумел выразить и реализовать в условиях современной культуры гуманистическую ориентацию искусства и раскрыть свою творческую миссию, вписываясь в новую ситуацию человеческого существования.

Дизайн - это деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов – проектной деятельности.(рунге)

В эпоху массового производства, когда все должно быть спланировано и спроектировано, дизайн стал самым действенным средством, используя который человек создает новые инструменты, изменяет окружающую среду и как следствие изменяет общество и самого себя. Это налагает на дизайнера серьезную общественную и моральную ответственность. Кроме того, требует от дизайнера большего понимания проблем потребителей, а от них, в свою очередь, большего участия в процессе проектирования. Дизайн должен стать новаторским творческим инструментом, действительно нужным человеку.

Итак, цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении дизайна как социально-эстетического феномена и в изучении проблемы развития проектной культуры дизайна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать дизайн:

а) как эстетическое явление;

б) как социальное явление;

2. Рассмотреть дизайн как часть проектной культуры;

3. Проанализировать вопросы развития проектной культуры дизайна;

4. Провести собственное исследование по данной теме;

Объектом исследования курсовой работы будет дизайн как социально-эстетический феномен и проблематика развития культуры проектирования дизайна.

Возникновение дизайна и есть результат процесса эстетического освоения человеком технической среды или эстетической деятельности в ней. Эстетическая ценность возникает только в результате прямого чувственного контакта с предметом. Дизайнерская деятельность есть творческая профессиональная деятельность, основанная на эстетической деятельности человека в технике и направленная на формирование эстетической технической среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Предмет исследования – дизайн в проектной культуре. Дизайн – это процесс художественного или художественно-технического проектирования, направленный на удовлетворение нужд человека на основе идеи пользы и красоты.

В исследовательской работе применялись общетеоретические методы и метод проектирования.

В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы труды таких известных авторов как В. Ф. Рунге, И. А. Розенсон, В. Н. Ткачев, В. Т. Шимко, внесших существенный вклад в исследование темы данной работы. Наиболее объективное и полное представление о проблемах развития культуры дизайна были встречены в работах В. Ф. Рунге, В.В. Сеньковский «Основы теории и методологии дизайна», И. А. Розенсон «Основы теории дизайна». Результаты их исследований послужили теоретической базой данной курсовой.

Глава 1. Дизайн как социально-эстетический феномен культуры проектирования

Специфика дизайна как эстетической деятельности

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «designо» со временем Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, осуществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатом проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.(рунге)

Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Из некоторых определений, которые даны дизайну, мы знаем, что эстетика – это инструмент, один из наиболее важных инструментов в творчестве дизайнера.

Эстетические проблемы дизайна:

1. Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.

2. Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.

3. Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.

4. Соотношение прекрасного и полезного

5. Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.

6. Многообразие форм художественного творчества в промышленности.

7. Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.

8. Эстетизм и вещизм.

9. Дизайн и эстетическая революция ХХ столетия.

10. Дизайн и проблема стиля.

11. Техническая эстетика.

12. Значение эстетических категорий в дизайне.

13. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.(генисоретский)

Эстетика в дизайне - это эстетический анализ, эстетическая оценка произведений авто­ров, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека. Научная основа дизайна - техническая эстетика. Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Некоторые предметы могут вызывать симпатию, даже пристрастное эмоциональное отношение к ним.

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде, художник формирует или, можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя.

Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства, общим задачам гуманизации, «очеловечения» мира развития и обогащения «второй природы», окружающей нас.

Приступая к проектированию какого-либо объекта, человек делает скачек от абстрактного к конкретному. Результаты этого процесса во многом зависят от самого человека. Следовательно, та конкретность, которую приобретает в форме предмета абстрактная функция задается человеком творцом, который и является критерием связи красоты и полезности изделия.

Техническая эстетика — это теория дизайна, то есть освоения мира по законам красоты промышленными средствами, проектирования, индустриального воплощения в материале и социального бытия полезных и красивых вещей в их отношении к человеку и обществу, серийного изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества. Техническая эстетика, обобщая практику художественного проектирования, формирует его творческие принципы: широта ассоциаций и глубина переработки исходных объектов, зависимость эффективности художественного проектирования от расстояния между исходными объектами и степени их творческого преобразования в духе новой целесообразности и взаимоприспособленности.

Для основной же массы произведений дизайна, эстетическая сторона является как бы производной, хотя это вовсе не значит, что и эстетическая ценность - второстепенное свойство по сравнению с другими. Это лишь означает, что эстетическая деятельность надстраивается над рациональным функциональным и техническим решением, направленным на создание мемориальной среды – пространственно-временной и предметной структуры для основных процессов жизнедеятельности человека и человеческого общества в целом. Таким образом, эстетические отношения – всегда целостные отношения человека к совершенству произведений и к их художественной ценности.

Эстетическая деятельность проявляется по-разному в сфере материального производства и в искусстве, специализированной художественной деятельности со своим особым целеполаганием, способом выражения и потребления. В целом же она и есть генератор «выразительных форм любой среды деятельности, данная как самостоятельная и чувственно непосредственно выражаемая ценность».

Для понимания природы и сущности эстетического отношения важна мысль о том, что в процессе «оживления вещей» они начинают «жить двойной жизнью». С одной стороны, они остаются полезными вещами, необходимыми для поддержания физического существования людей. Но над этим отношением полезности, составляющей материальный фундамент общественной жизни, надстраивается собственно человеческое отношение, в котором, по выражению К. Маркса, вещи и вся природа утрачивает свою «голую полезность» и выступают как зеркало самих общественных отношений, человеческих способностей, идеалов и т.д. Благодаря такому отношению «человек удваивает себя» и «созерцает самого себя в созданном им мире».(минервин)

 



2016-01-05 8722 Обсуждений (0)
Специфика дизайна как эстетической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика дизайна как эстетической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)