Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности



2016-01-05 1492 Обсуждений (0)
Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эстетическая оценка – определяет социально-психологическое и социо - культурное отношение субъекта к объекту. Объект дизайна должен оцениваться с точки зрения соответствия задач, которые были поставлены.

Выдвигают основные признаки эстетической оценки объекта дизайна:

1) аксиологический принцип, предполагающий анализ и оценку вещей в системе ценностных субъектно-объектных отношений;

2) принцип обусловленности эстетического утилитарным;

3) принцип целостности экспертной эстетической оценки;

4) принцип моделирования экспертом эстетических предпочтений потребителей с учетом ситуации и среды потребления ими вещей.

Начальным звеном любого продуктивного метода эстетической оценки должно быть определение ее субъекта. Такой метод должен быть обращён, прежде всего, на оценку качества промышленных изделий экспертной службой, образующей промежуточное звено между производителями и потребителями. Экспертиза должна представлять в сфере производства интересы потребителей.

В обыденной деятельности человек все время прибегает к оценкам вещей и явлений, направляя ими свои действия. Однако сложность формирования предпочтений, их последовательность трудно поддаются рефлексии и рациональному осмыслению. Поэтому необходим четкий комплекс научных представлений о структуре ценностного отношения и механизмах его формирования.

Дизайн с его жизнеформирующими функциями может активно влиять, и влияет, на формирование потребностей людей, их установок и предпочтений. Дизайнер должен все время выходить за пределы сложившихся стереотипов, предлагая новые формы и образы, освоение которых в чем-то преобразует стиль жизни, влияет на массовое сознание.

Однако при этом дизайн чаще, чем любая другая сфера материально-художественной культуры, сталкивается с диалектикой нового и культурно освоенного. С одной стороны, требуется постоянная генерация нового, с другой – радикальное обновление таит в себе опасность разрыва коммуникаций между дизайнером и потребителем.

В идеале экспертная служба дизайна, работая как звено обратной связи между потребителем и производителем, может регулировать процессы инновации, помогая находить возможности их эффективного развертывания с учетом гибкости и широты коммуникации. Схема полной экспертизы изделия представлена на рисунке 1. В данном случае, в оценке изделия принимают участие 5 специалистов конкретных направлений. Немаловажные функции в данной схеме выполняет «Художник», который оценивает эстетические достоинства продукта. Итогом оценки изделия является:

1) Заключение о качестве изделия;

2) Предложение по пересмотру стандартов;

3) Рекомендации по созданию новых изделий.

Рис.1. Схема проведения экспертизы изделия

Приведем перечень основных требований и их содержание для проведения эстетической оценке объектов дизайна в таблице 1.

Реализация перечисленных требований при проектировании изделия и оборудования требует профессионального подхода дизайнера. Не существует готовых рецептов относительно того, как спроектировать необходимое изделие, отвечающее требованиям. Вместе с тем некоторые общие принципы, несоблюдение которых влечет за собой ухудшение эстетических показателей качества промышленных изделий, сформулированы в целом ряде работ Всесоюзного научно- исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ).

Каждое изделие проектируется с учетом соответствия решения его формы основным тенденциям формообразования в этой группе изделий. Для современного в эстетическом отношении изделия характерно единство его формы с окружающей предметной средой. Композиционная структура изделия должна с наибольшей полнотой выражать его назначение, функциональные особенности, способ осуществления функции, а также способ использования.

Таблица 1

Эстетические требования

Вид требований Содержание требований
Отражение современного представления об эстетической ценности структуры и формы оборудования Уровень эстетического совершенства оборудования, обусловленный тенденцией промышленного формообразования, раскрытием связи изделия с функционально-предметной средой и человеком, проявлением признаков фирменного стиля и т. д.
Отражение художественными средствами в форме оборудования его функционально-технического назначения Степень отражения в форме функции оборудования и эргономических показателей. Степень выявления в форме технологии изготовления оборудования и специфики применяемых материалов. Уровень информативности формы оборудования и его элементов
Достижение целостной формы оборудования использованием композиционных средств Объемно-пространственная структура и тектоника формы. Ритмическое построение, пластика, пропорциональность, масштабность форм оборудования и его элементов. Цвет и фактура поверхности оборудования. Графическое решение символов, знаков, указателей, текстовых таблиц и т. д.
Создание эстетически выразительного внешнего вида с высоким качеством исполнения поверхностей и промышленной графики Тщательность выполнения видимых элементов формы. Качество защитно-декоративных покрытий. Уровень выполнения художественно)графических элементов. Рациональность конструкций и эстетические достоинства упаковки. Информативность, выразительность графического и цветового решения рекламно-сопроводительной документации.

 

Форма на основе определенных ассоциаций должна информировать о назначении изделия. Форма изделия в целом и всех его элементов должна отражать способ работы с ним, особенности манипулирования органами управления и регулирования, способ контроля работы механизмов и конструктивных устройств. Она должна отражать также внутреннюю логику строения изделия, целесообразность с точки зрения соответствия конструктивной схеме, размещения узлов в корпусе, правильности использования внутреннего объема корпуса. Форма должна соответствовать конструктивно компоновочной схеме, выражать ее особенности, быть целесообразной с точки зрения размещения и выявления о дельных конструктивных узлов.

Рациональная конструкция — необходимое условие создания эстетически совершенной формы изделия. В свою очередь процесс выявления эстетически совершенной формы способствует наилучшей организации самой конструкции. Определенное взаимодействие формы изделия с пространством (художник) дизайнер организует не только объем, но и прилегающее пространство - находит отражение в объемно-пространственной структуре. Она характеризуется соподчиненностью элементов по определенным свойствам, степенью выявления основного элемента формы и подчинения ему основных зон, а также соподчиненностью элементов внутри них, т.е. иерархией элементов композиции по их конфигурации, а также по характеру их пластического решения, пространственной схеме расположения, размерам, по решению их поверхностей и цвету.

Уравновешенность формы определяется расположением ее элементов относительно пространственных осей. Здесь важны все средства гармонизации формы, способствующие созданию зрительного равновесия (например, размеры, пластика, цвет).

Соразмерность — закономерность количественных отношений в форме — рассматривается как единая мера соизмерения элементов или их групп между собой, а также между элементами, группами и целым. При этом основное внимание уделяется масштабу, пропорциям, ритму и цвету.

Тектоничность формы выражается соответствием конструкции и использованного материала возникающим нагрузкам. В форме изделия должны быть выявлены физические и конструктивные свойства использованных материалов.

Ритм как средство гармонизации означает закономерное чередование соизмеримых элементов и способствует достижению выразительности изделия. Ритмический строй проявляется и в пластике формы, и в динамической линии, и в выразительном силуэте. Критерием ритмичности является относительная простота и ясность движения составного элемента при образовании той или иной формы. Ритмический строй всех частей и элементов должен быть подчинен общему композиционному замыслу, что обеспечивает целостность композиции.

Пластическая проработка формы изделия в целом и пластическая нюансировка элементов формы играют существенную роль в ее гармонизации. Форму гармонично скомпонованного изделия отличает единство стилевой характеристики всех частей и элементов. Стилевая характеристика всех элементов формы должна соответствовать стилевому решению основного формообразующего элемента. Пропорции, под которыми обычно пони) мается соразмерность элементов композиции, согласованная система соотношений между частями и целым придают изделию гармоническую завершенность и выразительность. Пропорционирование изделия не должно быть формальным: его следует строить на основе конструктивно-компоновочной схемы этого изделия.

Масштабность формы изделия рассматривается с точки зрения соразмерности его человеку. В архитектуре такой подход имеет давнюю историю. В знаменитом трактате Витрувия об архитектуре содержится мысль о том, что пропорции, на основе которых достигается соразмерность в произведениях архитектуры, основаны на пропорциях человеческого тела. Пропорции человеческого тела, как известно, послужили своеобразным математическим каноном для «Модулера» выдающегося французского архитектора Корбюзье. Масштабная характеристика изделия должна соответствовать функциональной и конструктивной логике его строения.

Цветовое и фактурное решение изделия должно соответствовать тектонике изделия, выражать особенности его функционирования и эксплуатации. Сочетание фактурных и гладких, матовых и блестящих поверхностей различных частей изделия зрительно обогащает его внешний вид. Цветовое решение отдельных элементов может значительно влиять на информативность, читаемость шкал и надписей. Графическое решение характеризуется грамотным исполнением графических элементов, четкостью прорисовки рисунка шрифта. Место расположения графических элементов должно быть обусловлено композиционным решением изделия в целом и нести лаконичную, ясную информацию о функциональном назначении элементов и частей изделия. Характер шрифтового решения шкал и надписей на изделии должен быть единым.

Рассмотрев вышеизложенное, подведем итоги:

1. Профессиональная эстетическая оценка продуктов дизайна немыслима без анализа их практической основы – потребительских и производственных свойств. Иначе мы имеем эстетские суждения (они могут быть интуитивно целостными или скрупулезно аналитическими, но в любом случае они остаются неограниченно субъективными).

2. Оценивание состоит в установлении соответствия формы объекта системе определяющих ее факторов, взаимодействие которых является содержанием объекта.

3. Подобная система факторов должна быть не произвольно назначена каким-либо авторитетом, а логически выведена... Она постоянна, и это дает общую объективную базу в экспертной работе.

Чем более гармоничным является комплекс предметов, вещей, оборудования и сооружений, чем полнее решены в нем задачи, связанные с проблемами материального производства, тем больше возможности у художников-конструкторов полноценно решать и эстетические задачи. Через форму, через внешний облик ансамбля или интерьера помещения, через всю совокупность ощущений, которые создаются при восприятии комплекса и пользования им, могут передать они свое отношение не только к комплексу или ансамблю, которые они создали, а и к целому ряду явлений, сопутствующих возникновению этого комплекса и связанных с эпохой, когда данный ансамбль предметов создавался, т. е. передать через их материальную форму свои ощущения, мысли и даже идеи.

В этом случае у человека, который воспринимает все это, в сознании рождается образ с определенным идейно-эстетическим содержанием. Если же в сознании воспринимающего создается такой образ, называемый художественным, мы вправе говорить о произведениях дизайна, выступающих в единстве с архитектурой, как о произведениях высокого искусства.

Предмет эстетического отношения как целостный предмет представляется таким образом, не с какой-то одной стороны, а как выражение универсального отношения человека к предметному миру.

В эстетическом суждении проявляется вся мера развития индивида, с одной стороны, и развития общества — с другой. Поэтому эстетический вкус является подлинно человеческой способностью «измерять» предмет мерой всей человеческой культуры, взятой к тому же в ее историческом становлении, что в значительной мере и определяет существо эстетических требований к проектируемому объекту.

Дизайн решает различные (от преимущественно практических до преимущественно художественных, от преимущественно потребительских до преимущественно общественных) задачи, опираясь на различные позиции. В каждом конкретном случае эксперт должен осмыслить, установить оптимальную позицию, т.е. относительную весомость постоянных факторов, и с этим идеалом сопоставлять процесс и результат дизайнерской работы. Возможны ситуации, когда дизайнер изначально исходил из установки, которую эксперт считает ошибочной для данного случая. Тогда последний должен осуществлять анализ и критику не произведения, а исходной установки. Налицо генетические связи дизайна с другими видами деятельности.

Дизайн заимствовал опыт, накопленный в других отраслях человеческого знания. Он использует мастерство обращения с материалом, тесные отношения с потребителем, характерные для ремесленного труда. Дизайн вобрал в себя достижения искусства: образность, внимание к художественным качествам вещи, использует выработанные искусством приёмы работы, строит свои отношения с техникой на принципе гармоничного синтеза художественного и утилитарного.

Функциональность, научные подходы, объективность оценок, изобретательность техники стали составными элементами дизайнерской деятельности.

Отношение к предметно-пространственому окружению как к целостной системе, состоящей из множества компонентов, характерное для архитектуры, также является одним из основных принципов дизайнерской практики.

В качестве примера рассмотрим новую коллекцию предметов мебели, созданных дизайнером Лорой Кирар. Хотя Лора не просто дизайнер. Строго говоря, она вообще скульптор. Во всяком случае, именно скульптуру она изучала в чикагской Schoolofthe ArtInstitute. И так бы и продолжала искать себя на этом поприще и наслаждаться любимым ею Константином Бранкузи, если бы не увлеклась параллельно архитектурой. Увлечение оказалось серьезным – Лора даже помышляла окончить магистратуру по этой специальности. Но потом оказалось, что найти применение своим талантам она сможет и так.

Лора считает, что увлеченность скульптурой и архитектурой одновременно позволила ей создавать не просто красивую дизайнерскую мебель, но еще и практичную. Ей вообще не очень интересны помпезные предметы интерьера, больше похожие на арт-объекты. Идеальная вещь для нее практична, сочетает в себе дух времени и при этом верна традициям, а еще такую вещь можно представить в квартире в любом городе мира: поскольку мир так или иначе стремится к глобализации, говорит дизайнер, то и мебель нужно создавать “для всех”.

В данной коллекции сделан акцент на ценителей комфорта и простых

форм(см. приложение). Найдены верные формы, функциональные и эстетические одновременно. Характерные черты формы – линии, метр, ритм, соразмерность. Фактура, в основном, получена декоративным покрытием. Цвета использованы в спокойных и малонасыщенных тонах.

Такая мебель подойдет для любой малогабаритной квартиры, так как практична, эстетична и не больших размеров.

Дизайн может выполнить свои функции при условии, что дизайнерское проектирование постоянно генерирует новые потребительские ценности. Тем самым дизайн непрерывно производит новые требования, которым должно удовлетворять проектирование вещей. Этим дизайнерское проектирование принципиально отличается от обычного проектирования.

В дизайнерской деятельности мы выделяем следующие два специфических типа организованностей: потребительские ценности и вещи, взятые в их функциональных свойствах.

Потребительские ценности не даны дизайнеру в виде определенной объектной организованности, он вынужден постоянно ее дополнять, вводя новые потребительские ценности. Учет потребительских ценностей не является дизайнерским проектированием, но составляет необходимый предварительный его этап.

Вещи, взятые в их функциональных свойствах, образуют ту вещественную организованность, в которой должны быть воплощены отношения, имеющиеся в системе потребительских ценностей. Считается, что наибольшей ценностью обладают такие проекты, в которых создаются новые вещи. (генисаретский)

 

 



2016-01-05 1492 Обсуждений (0)
Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)