Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность налоговой системы государства



2016-01-05 1303 Обсуждений (0)
Понятие, сущность налоговой системы государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт управления и безопасности предпринимательства

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Экономическая теория

 

на тему: Налоговая система государства.

 

 

Выполнил студент

очной формы обучения

направления (специальности)

38.05.01 « Экономическая безопасность »

(код) (наименование)

 

2 курса ЭБ-24-14 группы /________________ / Садовников А.В. /

(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Руководитель работы

доцент кафедры /_________________/ Попов К.Г. /

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Оценка при защите

__________________

__________________

(подпись)

«___»________20_­_г.

 

Уфа

2015


Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы налоговой системы государства………………….......................................................................................5

1.1. Понятие, сущность налоговой системы государства………………...9

1.2. Классификация налогов………………………………………………14

1.3. Правовое регулирование налоговой системы……………………….17

Глава 2. Исследование налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………….

2.1. Налоговая система России………………………………

2.2. Анализ проблем налоговой системы РФ……………………

2.3. Способы совершенствования налоговой системы России……….

Заключение…………………………………………………..
Библиографический список……………………………………

Приложения

Введение

 

Актуальность. Налоговая система государства – это совокупность взимаемых налогов, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В странах с рыночной экономикой налоговая система является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Правильно построенная налоговая система обеспечивает сбалансированность бюджетной системы, развитие предпринимательства, оказывает существенное влияние на эффективное функционирование всего народного хозяйства. Через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на территории государств, но и корпорациями этих стран за рубежом. Поэтому изучение налоговой системы государства и непосредственно налогов является всегда актуальным для теории и практики.

Теоретической базой исследования послужили труды классиков экономической теории В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и впоследствии развиты такими экономистами, как Дж.С. Милль, А. Маршалл, Х. Сиджуик, Ж. Сисмонди, Г. Пигу, Э. Селигмен, Дж.М. Кейнс, М. Фридмен, Д. Робертсон, А. Лаффер, Дж. Хикс, Г. Мюрдаль, Л. Туроу и др. Среди отечественных ученых: И. Посошков, А. Радищев, Н. Тургенев, М. Сперанский, И. Горлов, И. Янжул и др.

Цель: изучение структуры и анализ проблем налоговой системы государства.

В связи с поставленной целью, мы разработали следующие задачи:

1) охарактеризовать понятие, сущность налоговой системы государства;

2) изучить классификацию налогов;

3) проанализировать правовое регулирование налоговой системы;

4) рассмотреть налоговая система в России;

5) представить анализ проблем налоговой системы РФ;

6) представить способы совершенствования налоговой системы России.

Объект исследования:налоговая система государства.

Предмет исследования:особенности деятельности налоговой системы в Российской Федерации.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, наблюдение и сбор фактов.

Информационная база исследования:налоговый кодекс РФ, статистические данные государства.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Понятие, сущность налоговой системы государства

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, с.314].

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения [2, c.4].

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

- принципы налоговой политики и налогообложения;

- система и принципы налогового законодательства;

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- порядок распределения налогов по бюджетам;

- системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;

- права и ответственность участников налоговых отношений;

- порядок и условия налогового производства;

- формы и методы налогового контроля;

- система налоговых органов.

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства.[3 http://helpiks.org/5-78308.html] В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.[3 http://helpiks.org]

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.[3 http://helpiks.org]

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов (75-80%). Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей – налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России – на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии используют от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%.[13, c.239-241].

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.

Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).

Политико-правовые характеристики налоговой системы. Эти характеристики, во-первых, отражают пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти [4, c 74].

Технические решения по реализации этих факторов охватывают эти формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

a) разные налоги – эта форма подразумевает полное и неполное разделение Прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах – местные налоги;

b) разные ставки – означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;

c) разные доходы – для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже – двух форм.

Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой.

Например, в Российской Федерации согласно Налоговому кодексу предусмотрена трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на следующие:

1) федеральные;

2) налоги республик в составе России, краев и областей;

3) местные налоги.

Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов. В период централизованного планирования государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий.

Трехуровневые налоговые системы функционируют в большинстве федеральных государств. Например, в США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.[5] http://www.newreferat.com

Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга по ряду факторов:

- структуре;

- набору налогов;

- способу взимания;

- налоговым ставкам;

- фискальным полномочиям различных уровней власти;

- налоговой базе;

- налоговым льготам.[6] http://2dip.ru

Система налогов - это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны.[7] http://5fan.ru

Следует отметить, что в качестве источников налоговых платежей, взимаемых в Российской Федерации, может выступать:

a) выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортная таможенная пошлина;

b) себестоимость продукции (товаров, услуг): земельный налог, транспортный налог, плата за право пользования недрами, платежи за загрязнение окружающей среды, плата за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

c) финансовый результат деятельности предприятия: налог на имущество организаций, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на нужды образовательных учреждений;

d) налогооблагаемая прибыль: налог на прибыль организаций;

e) чистая прибыль: платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и за загрязнение окружающей среды, местные налоги за счет чистой прибыли.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налоговой системой, поскольку налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов и составляют более 80% доходной части федерального бюджета.[8] http://www.litsoch.ru/

 

Классификация налогов

 

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т. е. разделение их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными основаниями.

 

Рисунок 1 - Классификация налогов.

В соответствии с Рис.1. налоги классифицируются следующим образом:

1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на такие, как:

- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

- косвенные универсальные, которыми облагаются в овном все товары и услуги;

- фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право устанавливать и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых, определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов.

Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

- смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, подразделяют:

- закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

- регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

- общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

 

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

- периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Классификация налогов помогает составить более полное представление об изучаемом предмете.[9] http://www.deepfinance.ru Однако следует отметить, что любой критерий носит условный и субъективный характер.

 



2016-01-05 1303 Обсуждений (0)
Понятие, сущность налоговой системы государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность налоговой системы государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)