Конфликты в студенческой группе
В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями» (Краткий психологический словарь.) Исходя из определения, в конфликте можно выделить три основные компонента: 1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений членов группы. 2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения. 3. Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.[3] В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев. Так, любой конфликт может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.[18] Ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его участниками тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы видеть. Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять. Средства реализации целей. Наличие определенных целей предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей их достижения[4]. Потенциал участников взаимодействия. Успешное решение задач взаимодействия предполагает, что его участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков, физические возможности, необходимые для его осуществления[4]. По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации. Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от: 1) вовлеченных в него субъектов: — внутриличностные; — межличностные; — межгрупповые; — между отдельным человеком и группой. 2) исхода: — деструктивные; — конструктивные. 3) длительности протекания: — кратковременные; — затяжные. 4) источника возникновения: — субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта); — объективные (экономические, технологические, организационные факторы)[10]. Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты. Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей; В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда — способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический.[7] Структура конфликта. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют: а) объект конфликтной ситуации; б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;[5]. Стадии протекания конфликта: • стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; • стадия перехода потенциального конфликта в реальный конфликт • стадия конфликтных действий; • стадия снятия или разрешения конфликта[5]. Способы разрешения конфликтов: В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации: 1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого; 2) уход от конфликта; 3) ведение переговоров с целью найти приемлемое для обеих сторон решение возникшей проблемы[19]. Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия. Выделяет пять видов стратегий[8]. 1.Доминирование — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений. 2.Уступчивость — в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений. 3.Уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, из-за чего, собственно, и произошел конфликт 4. Компромисс, характеризующийся тактикой второстепенных уступок. 5.Сотрудничество — когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними. Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями[6]. В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что считается успешным решением конфликта.[2] Таким образом, конфликт это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями. Основной стратегией, разрешающий конфликт является интегративно-компромиссный подход.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |