Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование авторского замысла



2016-01-05 903 Обсуждений (0)
Обоснование авторского замысла 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ»,«изображение») — в христианстве (главнымобразом,в православии,католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

Цель работы: создать эскиз и спроектировать изделие.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Закрепить знания в работе с выбранным материалом.

2.Познакомиться с историей.

3. Подобрать материалы, инструменты, приспособления.

4. Оформить пояснительную записку.

5. Защитить проект.

 

 

Теоретическая часть

Историческая справка

Икона Божьей Матери «Скоропослушница»

Икона Божьей Матери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπήκοος — Горгоэпикоос) — икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар и размещена справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне. Празднование —9 (22) ноября.

Значение образа «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» (история её прославления), как и многие другие иконы,– напоминает нам, что к образу иконы надо относиться с большим почитанием, ибо она воплощает в себе Первообраз лика, изображенного на нём. Это событие напоминает, что от нас ждут просьб и молитв. Молитвенный труд всегда приносит плоды, но молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» или молитва в тяжкую минуту Самой Скоропослушнице, этой ипостаси Богородицы, будет услышана и исполнена, главное, чтобы она возносилась от всего сердца и с большой и искренней верой, что нас слышат, о нас помнят, нам помогут. Нам остается только – молиться и верить.

Иконография

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.

Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы», представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем.

Предание об иконе

В середине XVII столетия в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную. Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа».Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с заженной лучиной. По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?».При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты.

Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал:

«Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я - покров, про мышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница» потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям». Вслед за этими радостотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года.

Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч, «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному. Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки; удиви на нас пребогатыя милости. Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, в утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы. Твоя благодатию. Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иные казни временныя и вечныя, матерним. Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевного расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы. Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатаю и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

1.2. Техники и технологии

По технике исполнения выделяют:

живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.

вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья

литые иконы

резные иконы

печатные или типографские иконы

сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся:

на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По размеру существует несколько характерных наименований:

листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.

пядница (пятка) — икона размером в пядь.

осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков

Части иконной доски:

щит

шпонка

ковчег

поле

лузга

Основные виды икон (классификация)

Четырёхчастная икона (Воскрешение Лазаря, Святая Троица, Сретение, Иоанн Богослов на острове Патмос), Новгород, XV век

Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь

По сюжетам иконы можно разделить на:

Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.

Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Иконы святых и сил бесплотных.

Иконы праздников и событий священной истории.

Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

 

2. Практическая часть

Обоснование авторского замысла

Идея спроектировать данное изделие пришло мне еще в начале года, когда решила попробовать себя в технике исполнения иконы, далее я поставила себе задачи: сделала наброски будущего проекта, затем выбрала наиболее удачный эскиз и сделала его в цвете. Подбор материала я делала с помощью литературы и интернета я выбрала как основу деревяную основу из сосны для изготовления стилизованной рамы изделия. Так как сосна имеет широкую доступность, и хорошие механические свойства, она легко обрабатывается, режется в нужный размер, минимально поддается сколам в процессе обработки и распила, имеет гладкую поверхность тем самым, упрощает процесс выполнения изделия.

Созданию эскизов я уделила особое внимание, так как это немаловажный этап проектирования изделия. От качественно исполненного эскиза зависит окончательный итог. Опыт работы с значительно поможет мне с созданием качественного эскиза. Я так же выполнила эскиз в цвете, что бы тщательнее просмотреть детали выявить что то новое для себя в выполнении иконной росписи , исправить ошибки.

Путем проб и ошибок я пришла к окончательному эскизу, неоднократно скомпоновав его на формате и сделав в цвете тем самым пытаясь как можно сильнее передать всю суть замысла, я считаю, что пункты выполнены цель достигнута.

Выполнение с обмерными размерами было необходимо выполнить, что бы использовать как наглядный пример будущего проекта.

Подбор необходимого материала.

для изделия потребуется:

доска для иконы из сосны

Грунт-левкас (вид гипса)

Клей рыбий или желатиновый приготовленный на водяной бане.

Паволока (льняная или пеньковая) ткань редкого сорта «ветхая», пригодна и марля (лучше прочный сорт)

наждачная бумага

Подбор необходимого инструмента.

Цикля или скальпель

Для работы мне потребуется планшет и проект с распечатаным пояснительным материалом в компьютерном варианте.

Нанесение рисунка

Калька

Уголь

Черная краска

Тушь

Сусальное золото

Прозрачный лак

Приготовление красок.

Желтковые эмульсионные краски

Порашковые краски

Желток

Половина скорлупы кваса

Олифление иконы.

Иконная олифа (льняное масло)

После того как перенесли образ иконы переходим квыполнению. Аккуратное и ровное вполнение согласно образцу залог высокого качества и ценности изделия. Начинаем, прорабатывая самые темные места, тем самым задавая контраст рисунку. Технику можно без труда освоить.

Распространенные ошибки при выполнении:

• неверная компоновка;

• провалы и срывы рисунка;

• ершистые линии;

• лишние линии;

• грязь на рабочей поверхности.

Компоновка – это гармоничное расположение объектов на рисунке, придающее изображению целостность. Все детали должны располагаться на рисунке так, чтобы им хватало места, при этом они не должны мешать друг другу. Важно учитывать, что обилие цвета делает рисунок тяжелым, так как все части изображения сливаются в непонятную массу и зрителю сложно воспринимать такую работу. Чтобы не допустить этой ошибки, нужно подробно продумать все детали рисунка, а при нанесении эскиза на деревянную поверхность проследить, чтобы изображение было целостным и верным.

 



2016-01-05 903 Обсуждений (0)
Обоснование авторского замысла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование авторского замысла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)